Развитие двигательной сферы детей с синдромом Дауна
У детей с синдромом Дауна отмечается общее моторное отставание, что приводит к торможению мыслительных процессов, снижению концентрации внимания, выносливости, координационных способностей, проблемы с речевым развитием. В результате, у них проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов. Педагоги находятся в постоянном поиске новых эффективных форм оздоровления и развития таких детей. Информацию о мире вокруг них дети получают посредством восприятия. Мысли, тело и эмоции составляют некий тандем, где важен баланс между элементами. Только в том случае будет усваиваться информация в полном объеме, ребенок будет развиваться интеллектуально и физически. В настоящее время достаточно актуальной остается проблема развития и коррекции нарушений двигательной сферы детей с синдромом Дауна. Многие авторы отмечают у детей с синдромом Дауна диспластичность фигуры, общую мышечную гипотонию, повышенную истощаемость. У многих детей с синдромом Дауна в большей степени нарушена общая моторика. Обзор исследований особенностей двигательного развития детей с синдромом Дауна показывает, что эти дети имеют явное отставание в двигательном развитии, которое обусловлено как общей гипотонией, так и сниженной мотивацией. Качественное отличие и темповая задержка характеризуют освоение каждой вехи двигательного развития, включая сидение, ползание, ходьбу, координацию тела, навыки тонкой моторики. Многие авторы выделяют тенденцию к увеличению отставания двигательного развития с возрастом ребенка. Наряду с этим отмечается, что двигательная терапия и систематическая направленность на развитие мышечного контроля и реакций равновесия, способны значительно ускорить двигательное развитие ребенка и приобретение им основных двигательных возможностей. Данный проект направлен на развитие двигательной сферы детей с синдромом Дауна, начиная от крупной моторики и заканчивая тонкими движениями кончиков пальцев и языка. Наша система педагогического воздействия имеет следующее содержание: - развитие крупной и мелкой моторики с помощью системы Монтессори и систематических занятий со специальным педагогом по основам кинезиологии; - Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или специальными педагогами психологами.- Новой и важной составляющей является оказание комплексной помощи всей семье, имеющей ребенка с синдромом Дауна: обучение родителей по созданию комфортной двигательной среды для детей с синдромом Дауна в домашних условиях. Проект предусматривает организацию культурно-массовых и спортивных мероприятий для детей с синдромом и членов их семей. Занятия будут проводиться в индивидуальной форме. Для успешного их проведения необходимы систематичность и создание благоприятных условий, эмоционально-положительной среды и комфортности. Проект рассчитан на 20 семей воспитывающих детей с синдромом Дауна ....... и ....... обл.