Методические материалы - Социально-значимые проекты
НКО 10 Архангельская область :: Обоснование социальной значимости :: Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия

Адаптация мигрантов

........ область – важнейший экономический, научный и культурный центр Русского Севера – все более привлекательна для мигрантов: сюда приезжают трудовые мигранты и члены их семей, иностранные студенты, участники государственной программы добровольного переселения соотечественников. Регион становится перекрестком культур: в ...... области проживают представители 108 национальностей и работают около 40 национально-культурных автономий, землячеств и этнокультурных объединений.
Приток иностранных граждан в регион должен сопровождаться эффективными адаптационными, информационными и просветительскими мерами, адресованными как мигрантам, так и местному населению. На сегодняшний день в рассматриваемой сфере требуют разрешения такие вопросы как усиление превентивного компонента в работе с иностранными гражданами для минимизации рисков, имеющих место в процессе адаптации; недопущение пространственной и социальной изоляции мигрантов; информационное сопровождение в части предоставления иностранным гражданам информации в максимально доступной форме с учетом возможных языковых и социокультурных барьеров; преодоление стереотипов и снижения ксенофобных настроений как со стороны иностранных граждан, так и со стороны россиян.
С целью решения данных вызовов в ...... области реализуется региональная стратегия государственной национальной политики до 2025 года . Будущий 2024 год видится значимым этапом проведения оценки и анализа результатов проведенной совместной работы и планирования новых приоритетов и задач на следующий период с учетом непростых внешних и внутренних условий современности и усиливающихся новых трендов.
В частности, одной из стабильно усиливающихся тенденций последних 5 лет является рост академической миграции в регионе, который был недооценен и не в достаточной мере учтен в действующей региональной стратегии. Вместе с тем, все большее влияние на миграционную политику в области оказывает приток иностранной молодежи в два крупнейших вуза региона - Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова и Северный государственный медицинский университет. Общее количество иностранных студентов, проходящих обучение на базе этих учреждений, на сегодняшний день превышает 3000 чел. из более 50 стран мира, что составляет значительную долю в численном составе населения г. ...... (около 1% от общего количества проживающих).
Еще одним «катализатором» усиления обозначенного выше тренда, является региональный проект, поддержанной на федеральном уровне, по созданию в г....... современного кампуса мирового уровня «Арктическая звезда» , что станет новым вектором стимулирования удержания и притока перспективной молодежи, преподавателей и ученых, в т.ч. из-за рубежа, и будет способствовать дальнейшему развитию региона как многонационального межкультурного пространства.
Увеличение количества академических мигрантов требует особого внимания, отдельных подходов и методов выстраивания комплексной работы на системном уровне с учетом специфики данной целевой группы. Проведение работы с иностранной молодежью является не только одной из наиболее актуальных, но и непростых сфер ввиду наличия сложностей по разным аспектам. При решении общих задача социально-культурной адаптации и интеграции в новую среду, нивелирования стереотипов и преодоления ксенофобии, профилактики и разрешение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, недопущения распространения идеологии терроризма и экстремизма необходимо учитывать идеологические вопросы, психоэмоциональные особенности молодых людей, их неустойчивость и подверженность внешнему влиянию, а также привлекательных для них разнообразных, мобильных и креативных форм организации деятельности и адаптационных площадок.
Работа по адаптации иностранных студентов была начата в регионе силами университетов и региональных НКО в рамках ряда проектных инициатив, поддержанных фондами президентских и губернаторских грантов и другими программами.
Ключевым выводом первого этапа совместной работы является необходимость усиления межсекторального и межведомственного взаимодействия всех акторов, включенных в работу с иностранными гражданами. Деятельность университетов как принимающей стороны затрагивает не только практическую реализацию адаптационных и профилактических мероприятий на уровне вуза, но также сосредотачивается на значительном спектре организационно-методических вопросов, разработке алгоритмов обеспечения работы с различными региональными организациями, которая требует сосредоточения усилий экспертов в разных областях, включая представителей правоохранительных органов, сферы реализации миграционной политики, медицинских учреждений, религиозных и общественных организаций, сферы содействия трудоустройства и др.
Безусловно, такой объем поставленных задач требует участия нескольких субъектов, что определяет результативность, эффективность и всесторонний охват проводимых мероприятий. Принцип партнерства является определяющим фактором эффективности программ

Взаимодействие обучающихся, проживающих на территории ...... области и республики Армения

Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р) приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей определяется развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, толерантность. Проводимые Федеральным институтом оценки качества образования исследования (ФГБУ «ФИОКО» Отчеты. Аналитика-2021, fioco. ru/reports-niko) свидетельствуют о росте в среде несовершеннолетних националистических настроений, усилении их вовлечения в деструктивные сообщества, пропагандирующие конфликты на национальной/межэтнической почве.
По данным социологического исследования «Оценка населением межнациональных и межконфессиональных отношений в ...... области», проведенного в 2019 году:
90,1 процента граждан положительно оценивают состояние межнациональных отношений;
97,7 процента респондентов подтверждают отсутствие в свой адрес дискриминации по признакам национальности, языка;
85,6 процента опрошенных не испытывают негативного отношения к мигрантам.
Исходя из данных исследований, сформирована целевая группа проекта-обучающиеся 12-16 лет. Данную целевую группу отличают особенности подросткового возраста: нетерпимость к чужому мнению, конфликтность, интолерантность. Проект «В единстве сила: комплекс образовательно просветительских мероприятий для обучающихся из ...... области и республики Армения» способствует коррекции поведенческих установок, формированию ценностных ориентаций несовершеннолетних.
Анализ уровня профилактирующей среды в ...... области, предоставленный региональным ресурсным центром по воспитанию и профилактике деструктивного поведения среди детей и молодежи в ...... области, свидетельствует о необходимости организации социально значимой деятельности несовершеннолетних, развития их социальной компетентности, толерантности и ассертивности с целью недопущения вовлечения в деструктивные практики. Данные задачи решаются в ходе реализации проекта.
Решение вышеназванных задач требует системной национальной политики в регионе и в стране в целом, что подтверждает Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, в том числе в ...... области на период до 2025 года, утвержденная указом Губернатора ...... области от 27 мая 2014 года № 222-пп docs.cntd. ru/document/462608824 , где прописано, что для ...... области решение проблем дальнейшей гармонизации межнациональных отношений, налаживания диалога культур является актуальным условием обеспечения политической и социальной стабильности.
Целями государственной национальной политики в ...... области, в том числе, являются:
1) укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
2) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
3) успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан и их интеграция в российское общество.
Реализация проекта «В единстве сила: комплекс образовательно просветительских мероприятий для обучающихся из ...... области и республики Армения» будет способствовать достижению вышеназванных целей и непосредственного социального эффекта.

Интеграция иностранных студентов на Русском Севере

........ область исторически считалась местом развития международных отношений, зародившихся еще во времена поморской торговли в 15-16 веках, и по сей день регион является активным участником международного сотрудничества и интеграционных процессов на Севере и в Арктике.
Востребованность знаний об Арктике, особых условиях жизнедеятельности на Севере, а также широкие возможности профессионального развития и трудоустройства притягивают сегодня талантливую иностранную молодежь из разных стран мира для получения образования в ведущих ......их вузах. ...... становится местом обучения и проживания для иностранных граждан как ближнего, так и дальнего зарубежья, поступающие в высшие учебные заведения региона. В Северном (Арктическом) федеральном университете и Северном государственном медицинском университете ежегодно проходят обучение порядка 3500 иностранных студента из более чем 50 стран мира. Тенденция роста числа иностранных студентов (в среднем прирост составляет от 15 до 30% ежегодно) объясняется, в том числе, поставленными федеральными задачами экспорта образовательных услуг российских вузов за рубеж и привлечение иностранных студентов на обучение.
С 2015 года АРОБО «..............» принимает участие в проектах, направленных на расширение межнационального диалога, правовое просвещение в сфере адаптации и интеграции иностранных граждан, в том числе с использованием их интеллектуального и творческого потенциала. С 2018 года успешно реализовано два проекта при поддержке Фонда президентских грантов по данной тематике. Наш опыт свидетельствует о востребованности продолжать данную работу, участвовать в межрегиональных адаптационных проектах и практиках, максимально использовать информационные ресурсы для решения региональных нужд.
Опыт реализации предыдущих проектов и инициатив АРОБО «Рассвет», также изучение «лучших практик» других субъектов РФ показали, что неотъемлемым условием эффективности процессов адаптации и интеграции является сетевое взаимодействие и синергия ресурсов профильных организаций и стейкхолдеров региона. На наш взгляд, данные процессы недостаточно выстроены и институализированы в совместных планах действий и конкретных практиках региона и несут в себе большой потенциал для развития.
В работе по привлечению и адаптации иностранных учащихся первостепенную роль на первых этапах играет обеспечение доступа к информации. Информационная работа подразумевает предоставление студентам актуальной и достоверной информации о российском законодательстве, языковых, бытовых, культурных, климатических особенностях, о нормах поведения, о рабочих местах и вакансиях, возможностях приобретения российского гражданства. Важно учитывать язык прибывающих студентов. Следует всемерно поощрять участие иностранных студентов и по возможности вовлекать их в такие активности, в том числе через тьюторов и студенческие объединения.
Одним из хорошо зарекомендовавших информационных ресурсов в настоящее время стал межрегиональный информационный портал
«Миграция и мигранты» (migrussia. ru/). Курирует работу портала Благотворительный фонд поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП-фонд» (г. Санкт-Петербург), который на протяжении более 15 лет проводит просветительские мероприятия в сфере миграции в разных регионах РФ, в том числе и в ...... области. Портал содержит полезную информацию для мигрантов, для тех, кто только готовится к поездке в Россию, для специалистов государственных и негосударственных организаций, работающих в сфере миграции и межнациональных отношений. Здесь размещены практические советы и рекомендации, основанные на многолетнем опыте практической деятельности, данные о возможности получения бесплатной помощи, информационные и методические материалы, международное, российское и региональное законодательство, главные новости, связанные с миграционными процессами. Здесь есть страница об ...... области, но она требует участия региональных экспертов, чтобы сделать ее «живой», актуальной, привлекательной, учитывая специфику области. Содержание портала необходимо регулярно расширять и обновлять.
Большой потенциал содействия адаптации и интеграции академических мигрантов, правого просвещения имеют интерактивные образовательные методики.
Предыдущий опыт сотрудничества АРОБО «..............» и САФУ показал значимость, большой творческий потенциал яркого мероприятия осени, которое ежегодно проводится на площадке САФУ и традиционно посвящено Международному Дню толерантности - «......-Фест».
Проект предусматривает расширение потенциала, интеграцию этого мероприятия в более широкий региональный контекст, чем это было задано университетской средой, используя широкую реализацию творческого, профессионального и культурного потенциала иностранных студентов на территории области и продвижение результатов проекта на международной площадке «Фестиваль молодежного творчества Арктического совета» (мероприятие в числе задач Программы председательства России в Арктическом совете).

Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
ГРАНТОДАТЕЛИ





РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА


Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2023