НКО 10 Архангельская область > Обоснование социальной значимости > Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства | Расширенный поиск
НКО 10 Архангельская область :: Обоснование социальной значимости :: Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Психокоррекционной работы с детьми с ментальной инвалидностью В ...... области проживают 4 713 детей с инвалидностью (на 1 января 2023г.), в г. ...... проживает 30% детей с инвалидностью - 1413 детей, из них детей в возрасте от года до 8 лет - 376 человек. sfri. ru/. Основные причины инвалидности детей в ...... области: врожденные аномалии развития, болезни нервной системы, психические расстройства. Дети с ментальной инвалидностью являются наиболее сложной категорией в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития. Ментальная инвалидность - сложное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. У детей в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, этапов игровой деятельности. У детей отмечаются незрелость эмоционально-волевой сферы и стойкие нарушения в познавательной деятельности: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов, переключаемость. Родители, воспитывающие ребенка с особенностями в развитии, как правило, имеют искаженное представление о нарушениях в развитии детей и способах их коррекции. Поэтому родителю важно принять диагноз своего ребенка и правильно выстроить психологический и медико-социальный маршрут реабилитации для ребенка. Ранняя коррекция позволяет достичь наибольших успехов в работе над нежелательным поведением, которое является одной из главных помех в реабилитации и социальной адаптации, а также в формировании основных навыков и социализации. Мозг ребенка раннего возраста очень пластичен, что позволяет быстро и легко заполнить пробелы в навыках и развивать малыша. Начатая в раннем возрасте реабилитационная работа позволяет достигать наибольших результатов в развитии ребенка и позволяет быстрее формировать навыки. Нестабильная ситуация в стране в 2022 г. отрицательно повлияла на возможности семей, воспитывающих детей с ментальной инвалидностью. Многие семьи потеряли возможность выезжать на реабилитацию в Москву и Санкт-Петербург из-за роста цен на реабилитационные услуги, проживание и проезд. Семьям значительно удобнее получать реабилитационные услуги в своем регионе, что экономит время, которое необходимо ребенку на адаптацию в новых условиях, и семейный бюджет. Так же в ...... области не оказывается социально-медицинское сопровождение данной категории детей с учетом их индивидуальных потребностей. Финансирование данного проекта за счет средств бюджета субъекта РФ на правах поставщика социальных услуг, в соответствии с Законом 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания" не может осуществляться, так как объем финансирования ограничен для каждого поставщика социальных услуг и получателя социальной услуги. |
Сенсомоторная интеграция В ...... области более 500 детей с диагностированным диагнозом РАС, аутизмом и другими задержками психики (по данным Психо-неврологического диспансера ...... области на начало 2023 г.). С каждым годом количество детей с данными особенностями увеличивается. У 90% из данной категории детей имеют нарушения в обработке сенсорной информации, в частности - моторной. Дети "не чувствуют" свое тело в пространстве, у детей нарушена координация движений крупной и мелкой моторики, нарушена координация в системе глаз-рука. Все эти нарушения в дальнейшем отражаются на развитии высших психических функций ребенка, его речевом развитии и дальнейшей адаптации в обществе. В ...... области не предоставляются услуги по сенсомоторной интеграции, семьям приходится проходить реабилитацию по данному направлению в Москве и Санкт-Петербурге, что существенно влияет на бюджет семей, воспитывающих детей с ментальной инвалидностью. Не все семьи имеют возможность регулярно выезжать на реабилитацию в Москву и Санкт-Петербург. Финансирование данного проекта за счет средств бюджета субъекта РФ на правах поставщика социальных услуг, в соответствии с Законом 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания" не может осуществляться, так как объем финансирования ограничен для каждого поставщика социальных услуг и получателя социальной услуги. За счет данного вида субсидирования мы проводим индивидуальные коррекционные занятия по развитию речи, игротерапии, физической культуре, организуем праздники и досуговые мероприятия. Данный вид деятельности для нас является основным, а направление сенсомоторной интеграции - это отдельный проект, который мы планируем реализовывать с привлечением средств гранта. Планируется четкое разделение расходов и услуг по проекту и основной деятельности организации. Данный проект необходим и очень важен для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они смогут получать услуги по сенсомоторной интеграции в своем регионе на регулярной основе, в результате чего дети смогут более активно развиваться, а следовательно, и более успешно адаптироваться к жизни в обществе. |
Семейный театр Наша организация реализовала на территории п. Пригородный несколько проектов, где мы организовывали активный досуг для семей с детьми 4 - 7 лет. Мы выяснили, что детям и родителям нравится вместе проводить время в интересной деятельности, и что они готовы собираться не только для подвижного, но и для творческого досуга. В проведенных интервью мы выяснили, что в семьях есть таланты: кто-то прекрасно поет, кто-то рисует, кто-то шьет, а кто-то любит выступать. Часто эти таланты негде применить, кроме как в домашних условиях. Оказалось, что не все знают, как можно организовать творческую деятельность семьи дома. Родители отмечали, что в детстве выступали на сцене, но потом выросли и выступать стало негде. Кто-то даже мечтал стать актером, но выбрал другую профессию. Мы изучили возможности для семейного досуга и поняли, что в нашей местности сложно найти такое место. В поселке есть учреждение культуры "Павловский СДК", но там нет программ совместного творческого досуга, который будет интересен всей семье. Команда проекта решила помочь творческим семьям, которые хотят иметь интересный культурный досуг, предложив им участие в семейном театре. Мы уверены, что семейный театр поможет выявить таланты и интересы в семьях, дети и родители смогут примерить на себя роли актеров, костюмеры, декораторов, гримеров, свето- и звукорежиссеров, в процессе этой деятельности они смогут не только познакомиться с театром, его видами и возможностями для занятий в домашних условиях, но и развить творческие способности детей и взрослых. Для того, чтобы убедиться в том, что проблема творческого досуга актуальна для семей п. Пригородный, и семейный театр решит эту проблему, мы обратились к нашему партнеру , детскому саду "Ромашка". Педагоги провели анкетирование (текст Анкеты прикреплен в п. 8.1.) среди 31 родителя, которое показало, что только 45% опрошенных ответили, что посещали с ребенком театр. 61% не знает, как организовать театрализованную деятельность в домашних условиях, и 80% хотят больше узнать о том, как это сделать. 29% семей устраивают дома театрализованные игры и представления.100% поддерживают создание семейного театра. 6% готовы участвовать в подготовке костюмов для постановок, 22% - в создании декораций, 45% - в изготовлении афиш, пригласительных и др. и 32% - лично участвовать в постановках. В анкетировании 61% родителей отметили, как важно для ребенка участие в постановках и представлениях, потому что при этом меняется его поведение, он чувствует ответственность, ощущает радость совместной деятельности, и этот опыт пригодится для успешного обучения в школе. (Результаты нашего анкетирования приведены в Аналитической справке, прикрепленной в п.8.1.) Проведенное исследование подтвердило нашу идею о том, что семейный театр сможет быть хорошим решением для проблемы организации творческого досуга детей и родителей. Поселок находится неподалеку от Каргополя. Мы предположили, что если располагать временем и транспортом, можно добираться на занятия в город, и изучили возможности посещения театральных студий в Каргополе. К сожалению, возможностей для нашей целевой группы мы не нашли. При городском центре культуры действует народный театр, но в его труппу входят только взрослые и состав труппы полностью укомплектован. При Центре помощи семье и детям работает студия "Дарование", где занимаются дети с инвалидностью, набор в студию ограничен. В духовно - просветительском центре есть семейная студия "Что творят!", где уже занимаются около 20 детей и взрослых и студия не может принять большее количество участников. Дети и родители п. Пригородный не смогут заниматься ни в одной из работающих студий театральной деятельностью, но с каждой из этих студий мы договорились о сотрудничестве. И вместе с партнером, детским садом Ромашка", решили создать семейный театр на базе МОУ "Павловская СШ". |
Создание условий для принятия решения относительно репродуктивного выбора В России сохраняются негативные демографические тенденции: естественная убыль населения в ...... области в 2022 году составила 10 300 человек (файл "Общий прирост постоянного населения" ФСГС - rosstat.gov. ru/folder/12781). Ситуация требует комплексной активизации как государственных программ, так и негосударственных проектов, позволяющих снизить убыль населения и меняющих жизненные стратегии семей в пользу рождения детей. При этом, профилактика абортов – один из основных способов изменения демографической ситуации (данные исследования VIII Международной студенческой научной конференции - scienceforum. ru/2016/article/2016022996). Так, в 2020 году 49750 женщин, первоначально обратившихся за направлением на аборт (из общего числа 230383 прошедших консультирование), после обращения к специалистам отказались от искусственного прерывания беременности. Это число могло бы быть намного больше, если обеспечить больший охват практикам психологической и социальной помощи, обеспечить внедрение эффективных методик и практических решений, наладить межведомственное взаимодействие, которое позволило бы ускорить и сделать более эффективным процесс взаимодействия психологов, социальных работников, НКО в решении актуальных проблем беременных женщин (в т.ч. в трудной жизненной ситуации). С января 2023 года в ...... области стартовал государственный проект «Здравствуй, мама», целью которого является изменение отношения к материнству и улучшение демографической ситуации в регионе. По проекту беременные получат в женской консультации «папку помощи», в которую входят пинетки для малыша, буклет со всеми видами государственной и негосударственной помощи для матерей и детей в возрасте до трех лет. Кроме этого женщины получат купоны на скидки в детских магазинах. По проекту также запланирован ремонт женских консультаций и обучение врачей единой тактике дружественного общения с беременными пациентками. Мы полностью поддерживаем данное начинание и хотим параллельно работать с женщинами более глубоко и индивидуально. Именно в организации системной работы с беременными женщинами, в т.ч. находящимися в трудной жизненной ситуации, мы видим решение проблемы большого количества абортов. Ведь несмотря на снижение числа прерываний беременности в ...... области в 2022 году (по данным министерства здравоохранения ...... области -region29. ru/2022/09/28/6332ac0cf5806806b83efd42.html), ситуация остаётся острой и требующей вмешательства некоммерческого сектора. Это подтверждают как сторонние (например, работа Скорыниной Е.Н. - elar.uspu. ru/bitstream/uspu/13144/2/Skorynina.pdf), так и наши личные наблюдения и исследования. Мы провели опрос с целью выяснить причины, влияющие на выбор женщин. На основе анализа ответов 63 респонденток из ...... области зафиксировано, что более чем в 90 % случаев речь идет о факторах психологического характера (см. п.8.1. файл "Данные исследования"), что придает оказанию квалифицированной и качественной психологической поддержки важнейшее значение как способу профилактики абортов. Второй причиной, влияющей на решение женщины в ситуации репродуктивного выбора в значительной степени, является наличие поддержки значимых людей, которые находятся рядом с женщиной в момент принятия решения о сохранении либо прерывании беременности (подтверждение есть и в работе "Ретроспективная оценка женщинами своего репродуктивного выбора", см. файл п.8.1"Исследование Чайко ЕВ Репродуктивный выбор", стр.8) - 70% ответов. На третьем месте по влиянию среди ответов - материальное положение (61,9% опрошенных). При этом согласно социологическому исследованию на тему репродуктивного выбора Агентства социальной информации и проекта "Плюс один"- goo.su/BMuIS - 94% респондентов (1504 из 1600) считают необходимым готовиться к рождению ребенка. Мы согласны и готовы в рамках своих компетенций помочь женщинам и их семьям пройти экспресс-подготовку (физической и психологической подготовки к родам, материальной стабилизации семейного финансового и морального состояния). Данным проектом мы начинаем работу по развитию системы всесторонней поддержки женщин в ситуации репродуктивного выбора, которая поможет повлиять на все указанные причины. |
Адаптивная физическая культура для детей с ментальными нарушениями В ...... области проживает 4 785 детей-инвалидов, почти две тысячи имеют ментальные нарушения. Диагноз «умственная отсталость» ставят, если у человека зафиксировано неполное развитие психики, которое сопровождается интеллектуальными нарушениями. Как правило, это: снижение интеллекта, проблемы с сенсорными системами организма (вестибулярная, проприоцептивная, кинестетическая, интероцептивная), дифицитарность интереса к происходящим событиям в жизни, эмоциональные нарушения. На основе всех этих компонентов и происходит обучение навыкам и потребностям повседневной жизни. Люди с ментальными нарушениями развиваются в течение жизни, но происходит это весьма непредсказуемо, иногда скачками и со значительным отставанием. О том, что физические упражнения благотворно влияют на развитие психики, было известно давно, но о том, чтобы внедрить ежедневный спорт, в том числе полупрофессиональный и профессиональный в жизнь людей с умственными отклонениями, речь зашла относительно недавно. Доктор Франк Хайден – канадский профессор в области спорта и физической культуры, доказал, что люди с умственной отсталостью могут и должны заниматься спортом, и настаивал, что детям с интеллектуальными нарушениями необходимо не просто получить возможность тренироваться, но и делать это под руководством профессионалов. По данным опроса, проведенного ВОРДИ на тему: «Адаптивный спорт. Потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства». Данные представлены на 01.10.2019 г., обработано 2620 анкет, заполненных респондентами из 85 регионов российской Федерации (vordi.org/vordipablik/as.pdf). На вопрос: «Есть ли необходимость в занятиях адаптивным спортом?» -положительно ответили 98.4% опрошенных. При этом 87,7% не имеют возможности заниматься адаптивным спортом по месту жительства. Наш регион не является исключением в данной статистической выборке. В ...... области мало спортивных учреждений, где были бы организованы занятия и созданы условия для подготовки детей с ментальными нарушениями, тем более с раннего возраста. Такие дети также, как и все обычные, имеют право на занятия спортом, но в обычные спортивные школы и секции редко готовы их принимать. Они отстают в умственном и физическом развитии, поэтому им очень сложно заниматься наравне со сверстниками в одной группе. ГАУ АО «Спортивно-адаптивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва», располагающаяся в г......., реализует дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по адаптивным видам спорта (направленные на достижение высоких спортивных результатов), но туда зачисляются дети уже со сформированными навыками, социально адаптированные и в возрасте от 9 лет. К данному возрасту дети с интеллектуальной недостаточностью редко когда способны самостоятельно овладеть полноценными навыками плавания, бега, лыжных ходов и т.д. В муниципальных спортивных школах на территории г. ......, ........., ......... секций или иных форм занятий физической культурой для детей с умственной отсталостью предложить не могут. С октября 2021 года в ...... существует спортивно-оздоровительная группа для детей с синдромом Дауна в возрасте 7-13 лет, а с февраля 2022 года для детей с синдромом Дауна в возрасте от 4 до 6 лет. Группы были организованы активными родителями, воспитывающими детей с синдромом Дауна, при поддержке Специальной Олимпиады ...... области, при финансовой поддержке родителей детей. С сентября 2022 года при поддержке ГЦАО в рамках проекта №2022-1-000212 мы расширили численность детей в группах и количество проводимых занятий в месяц. За время существования групп дети добились хороших результатов: стали более выносливыми, ловкими, освоили многие дисциплины в легкой атлетике и обучились лыжным ходам. Юные спортсмены успешно и с удовольствием участвуют в мероприятиях Специальной Олимпиады России (Единые игры Специальной Олимпиады в Казани 2023 г.) и спортивных мероприятиях, организованных Министерством спорта ...... области (летние и зимние Специальные Беломорские игры 2021 -2023 гг., Лыжня России 2022-2023 гг., открытые тренировки для людей с ОВЗ). Важно отметить, что в ходе реализации проекта №2022-1-000212 (ГЦАО) нам стали поступать запросы от родителей детей с ментальными нарушениями и других диагнозов, с различными степенями умственной отсталости, с просьбой об открытии спортивных групп для всех детей с интеллектуальной недостаточностью, а не только для детей с синдромом Дауна. Ввиду этого, возникает потребность в организации в г. ...... спортивных групп для детей с интеллектуальными нарушениями различной этиологии, по двум направлениям: спортивно-оздоровительные группы (формирование широкого круга двигательных умений и навыков, гармоничное развитие физических качеств) и группы начальной спортивной подготовки (освоение техники и тактики различных видов программы легкой атлетики). |
Школа самопомощи для замещающей семьи Ежегодно в России около 40 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, попадают в семьи. В среднем 5 тысяч детей ежегодно возвращаются в детские дома. По статистике в ...... области за последние 3 года возвращаются в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 7% до 15% приемных детей. В 2022 году переданы на семейные формы устройства 503 ребенка, 57 детей возвращены в государственные учреждения. «Много» это или «Мало» трудно сказать. Это просто цифры, но за каждой цифрой стоит человеческая трагедия. Можно ли предотвратить возврат детей из приемных семей? Однозначных «рецептов» нет. За 2019-2022 годы в замещающие семьи переданы и возвращены в детские дома дети (количество соответственно): в ......... окр. - 49 и 4, в Коношском р-не - 52 и 1, в г. ...... - 583 и 49. Замещающая семья проходит сложный путь развития, испытывая трудности в установлении контакта с ребенком в разные возрастные периоды, определении педагогических стилей воспитания, формировании эмоциональной близости. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня воспитательной компетенции родителей и актуальность организации для них правового просвещения, психологической поддержки, обмена опытом воспитания. Из доклада заместителя министра - начальника управления социально-педагогической поддержки, реабилитации и семейных форм устройства детей в ...... области Маневской С.Б. «О результатах деятельности министерства образования ...... области в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья в ...... области в 2021 году, проблемах и задачах на 2022 год»: «Наиважнейшая наша задача – предотвращение возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратно в систему государственных учреждений». Главная задача сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, объединить усилия команды специалистов и приемной семьи. К сожалению, в АО услугами сопровождения охвачено, только 12% замещающих семей. Одной из наиболее продуктивных форм сопровождения является группа психологической поддержки. В работе группы принимают участие как члены семьи, так и одни родители. Занятия проводятся в целях оказания помощи семье по проблемам, связанным с интеграцией приемных детей, с помощью межличностной поддержки и путем их совместного решения задач. Необходима соответствующая подготовка даже успешных приемных родителей, чтобы быть наставниками для кризисных семей. Создание региональной школы ведущих групп самопомощи на базе АО ИОО поможет решить эту задачу. Причины вторичного возврата: неподготовленность исполнять обязанности замещающего родителя; поведенческие проблемы в подростковом возрасте; конфликты детей с родственниками; непонимание ребенка и восприятие его как угрозу семье; эмоциональное выгорание приемных родителей; неумение принимать помощь; напряженные отношения с ООиП. Самая главная причина – обострение межличностных отношений приемных детей и замещающих родителей. Что делать приемным родителям, если они задумались о возврате ребенка: не держать эмоции в себе; не бояться просить о помощи; обязательно находить время не только на ребенка, но и на себя; напрашиваться в гости к опытным приемным родителям. Что необходимо для профилактики возврата: проводить отдельно с родителями и другими членами семьи, с приемными детьми и в целом со всей семьей просвещение, консультирование, внутрисемейные и межсемейные занятия (тренинги) на развитие семьи и семейных отношений, проведения срезовой диагностики семейного микроклимата и комфортности пребывания ребенка в семье. Также предполагается работа со всей семьей (мини-тренинги). На встречах группы самопомощи у каждого есть возможность выговориться и получить поддержку, обсудить свои проблемы и способы их решения с людьми с похожим опытом, а также освежить в памяти или получить новые знания об особенностях воспитания приемных детей. «Неудавшемуся» приемному родителю редко удается забыть приемного ребенка. Можно отдать ребенка, но невозможно «отдать» ни душевную боль, ни чувство вины, ни воспоминания о лучших и худших моментах совместной жизни. Для ребенка же, которого «вернули», это становится очередной травмой, очередным подтверждением того, что «никому нельзя верить». Один разрыв с близкими, другой, третий – и душа постепенно черствеет, теряет способность любить. Становясь взрослыми «отданные дети» боятся вступать в близкие доверительные отношения, боятся заводить семью, не хотят иметь детей – зачем, ведь ребенком быть так больно и страшно. |