Методические материалы - Социально-значимые проекты
НКО 11 Курская область :: Обоснование социальной значимости :: Развитие институтов гражданского общества

Школа для настоятелей и активистов православных приходов

При православных приходах рождаются десятки общественных инициатив, объединяются люди различных профессий и социальных статусов. Но из-за отсутствия финансов реализация нужных людям проектов не осуществляется или откладывается на неопределенный срок. Одно дело крупные приходы в областном центре или такие паломнические места как Коренная Пустынь. И то говорить о процветании не приходится. В разы сложнее приходам, которые посещают 20-70 постоянных прихожан, но зато это люди, которые друг друга знают, именно они могли бы разработать и реализовать любой проект для своих детей, родителей, односельчан.

Проблема в том, что среди актива нет тех, кто может самостоятельно грамотно сложить все идеи в проект, заполнить разделы заявки, подготовить дополнительные материалы, а затем успешно реализовать, подготовить аналитическую и финансовую отчетность. Это доказывает статистика подаваемых заявок от малых городов и населенных пунктов на грантовые конкурсы в целом по стране, а от ................. области эта цифра близится к нулю. Не всегда в небольших населенных пунктах есть зарегистрированные НКО, которые имеют право принимать участие в конкурсе Фонда президентских грантов. Как раз одной из таких НКО может выступать православный приход, что увеличит шансы на привлечение грантовых средств для развития деятельности вокруг духовных центров.

Проблема в том, что настоятели не представляют что их ждет при подготовке проекта, в процессе его реализации и отчетности, и по этой причине отказываются от участия, боятся что-то сделать не так. Наша цель–разъяснить все тонкости, помочь подать первый проект на конкурс (Православная инициатива или в ФПГ) и сопроводить в случае победы до итоговой отчетности. В процессе конкурса ФПГ 2021-2 в наш проект "Школа для НКО" обратилось за помощью 7 православных организаций, но из-за нехватки ресурсов мы помогли сформировать полноценно лишь 2 заявки (г.Рыльск, село в р.Коми), остальных разово проконсультировали, но они так и не смогли справится со всеми сложностями проектирования самостоятельно.

В марте т.г. мы проработали с Благочинными Рыльского и Суджанского церковных округов и с главами этих районов вопрос их участия и вовлечения в реализацию мероприятий проекта "Школа для НКО". 26 марта т.г в г.Рыльске экспертом А.Зуборевой был проведен семинар "Грантовый менеджмент в муниципальных образованиях", который только подчеркнул проблему отсутствия знаний и навыков по формированию грантовых заявок в малых городах и сёлах. Семинар и беседа с Рыльским Благочинным, в ходе которых было предложено направить заявку на конкурс малых грантов "Православная инициатива", доказал отсутствие готовности сформировать заявку, но выявил желание сначала понять тонкости грантового менеджмента. Поэтому созрел данный проект. В ................. области ресурсный центр для НКО только начинает свою работу и тоже зависит от грантовой поддержки. Поэтому Фонд "Серебряный экспресс" совместно с экспертом в сфере НКО и грантрайтинга Анной Зуборевой (Хороших) в мае 2020 года разработали курс "Мой первый грант", который апробирован с 15 некоммерческими организациями из разных регионов России (90% побед). Разработчик проекта имеет опыт успешного грантрайтинга и отчетности в своей организации с 2007 года и с партнерами. Было привлечено более 32 млн.руб (55 проектов), в том числе 3 гранта конкурса "Православная инициатива", 15 президентских грантов и множество региональных. Это один из самых высоких показателей в ................. области.

Территория проекта: в Рыльском благочинии расположено 2 монастыря и 14 действующих храмов (3 из которых в городе Рыльске, а 11 в селах Рыльского района); на территории Суджанского благочиния расположено 18 действующих храмов; в Беловском, Обоянском, Медвенском - 30 храмов; в Золотухино и Поныри - 16. Выбор зависел от исторической значимости территории, количества приходов, активности и желания со стороны благочинных. Работа будет вестись с настоятелями и активными прихожанами перечисленных районов –теми, кто будет готов пройти курс и подготовить проект от конкретного прихода. Учитывая, что есть церки, в которых один настоятель на 2 храма и то, что не все будут готовы принимать участие в обучении в сроки проекта, то мы определяем целевую группу - не менее 50 человек. Участники научатся основам формирования заявок на грантовые конкурсы и в дальнейшем будут готовы реализовывать тематические проекты для прихожан и жителей своего населенного пункта. Из 50 слушателей, прошедших базовый курс, не менее 5 приходов сформируют и направят на грантовый конкурс свой первый проект. Основной формат работы - "взять за ручку" и проработать каждый проект от начала и до конца.

Данный проект будет способствовать решению дополнительной проблемы - внедрение дистанционных обучающих программ и умение работать с ними в малых населенных пунктах. С проводимой нами работой в качестве апробированного примера будут ознакомлены сотрудники отделов образования, молодежи, культуры другие общественные объединения. на территории реализации проекта.

Центр развития общественных инициатив

Необходимость создания условий для развития общественных инициатив закреплена на федеральном уровне (Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204).
По состоянию на 01.07.2021 г. на территории региона зарегистрировано 1568 НКО. Из них только 15% работают на постоянной основе, из которых лишь 70 относятся к профессиональным НКО (наличие штатных сотрудников, помещения, финансового оборота).
По данным Общественной палаты региона, портала «Добровольцы России» число активистов области, желающих участвовать в общественной деятельности, но не имеющих компетенции в работе некоммерческого сектора, более 7 тыс. человек.
НКО и гражданские активисты региона – важный инструмент развития местного сообщества, позволяющий осуществлять общественный контроль за процессами на региональном и местном уровне, формировать мировоззренческие установки, поддерживать и развивать формы гражданского участия граждан в жизни государства, решать социальные и общественные проблемы региона.
Однако ................. область остается регионом с недостаточно высокой активностью некоммерческого сектора.
Активность некоммерческого сектора связана с наличием доступных ресурсов (консультационных, информационных, методических) и находится в прямой корреляции с активностью в получении финансирования на реализацию общественных инициатив и проектов.
По итогам регионального рейтинга третьего сектора «РЕГИОН-НКО» 2020 г. ................. область заняла 78 место из 85.
Аналитика участия .................НКО в конкурсе Фонда президентских грантов за 2017 г. - 2021 г. показывает, что в ................. области невысокая активность НКО, на каждый грантовый конкурс подается от 40 до 60 заявок, что говорит о дефиците идей и недостаточных навыках социального проектирования.
Региональные меры поддержки НКО предусматривают исключительно проведение конкурса на получение областной субсидии, который проводится 1 раз в год.
Основные проблемы некоммерческого сектора связаны с низким уровнем компетенций в области социального проектирования, текущего сопровождения своей деятельности, информационной открытости. Профессионализация НКО в этой сфере - запрос не только самих НКО, но и времени. Сами руководители НКО считают главными препятствиями для развития свои слабые компетенции и отсутствие опытных и и квалифицированных специалистов (юристов, бухгалтеров, специалистов по pr).
Так, по итогам проведенного Агентством социальной информации в начале 2021 г. исследования некоммерческого сектора региона ключевые выявленные проблемы:
- отсутствие финансирования (80% респондентов);
- нехватка кадров (56% респондентов);
- отсутствие методического обеспечения по решению конкретных задач (48% респондентов) ;
- отсутствие взаимодействия между НКО (30% респондентов).
Причины сложившейся ситуации:
- недостаточное число мероприятий в регионе, направленное на формирование и развитие данных компетенций (94% респондентов),
- сложность восприятия и большой объем информации об осуществлении текущей деятельности НКО на профессиональной основе (74% респондентов),
- недоверие населения и низкая информированность населения об общественной деятельности формате НКО (75% респондентов).
Необходимость отдельной работы по обучению и системной поддержке гражданских активистов и НКО ................. области как ресурса для развития региона в целом подтверждают также специалисты программы развития некоммерческого сектора ................. области НКО-СОКРАТ, реализуемой с 2020 г. Агентством социальной информации совместно с благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт».

Все эти факторы свидетельствуют о необходимости осуществления системной работы по развитию институтов гражданского общества в регионе и повышению устойчивости их деятельности путём проведения просвещения, адресного консультирования по вопросам проектной и социально полезной деятельности, предоставления возможностей для обмена опытом и практиками, помощи в создании НКО.
Проект «Центр развития общественных инициатив» обеспечит такую системную работу.

Школа гражданской активности

Опыт реализации ................. Школы гражданской активности в 2019-2020 гг. показал, что для эффективной работы некоммерческим организациям не хватает четко выстроенного коммуникативного и информационного процесса взаимодействия с другими социальными институтами. Быстроменяющаяся общественная конъюнктура и отсутствие актуальных знаний, в сфере социального управления, не позволяют выстроить эффективную деятельность некоммерческих организаций.
Проводимые предварительные исследования в некоммерческом секторе свидетельствуют о недостаточной осведомленности руководителей и актива НКО о процессах, происходящих на рынке социальных услуг, отсутствует реальное понимание некоммерческих организаций требований, которые будут предъявляться к ним, как поставщикам социальных услуг.
Некоммерческие организации региона могут стать реальным драйвером изменений рынка социальных услуг, обладая необходимыми современными знаниями и практическим инструментарием, а также нестандартным подходом к решению социальных проблем и взаимодействию с получателями социальных услуг при их оказании.
Считаем, что реализация проекта «................. Школа гражданской активности: актуальные знания, навыки, действия» позволит восполнить образовавшиеся информационные пробелы и наработать практику эффективного социального управления некоммерческих организаций.

Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
ГРАНТОДАТЕЛИ





РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА


Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2023