НКО 11 Курская область > Обоснование социальной значимости > Развитие институтов гражданского общества | Расширенный поиск
НКО 11 Курская область :: Обоснование социальной значимости :: Развитие институтов гражданского общества
Школа для настоятелей и активистов православных приходов При православных приходах рождаются десятки общественных инициатив, объединяются люди различных профессий и социальных статусов. Но из-за отсутствия финансов реализация нужных людям проектов не осуществляется или откладывается на неопределенный срок. Одно дело крупные приходы в областном центре или такие паломнические места как Коренная Пустынь. И то говорить о процветании не приходится. В разы сложнее приходам, которые посещают 20-70 постоянных прихожан, но зато это люди, которые друг друга знают, именно они могли бы разработать и реализовать любой проект для своих детей, родителей, односельчан. Проблема в том, что среди актива нет тех, кто может самостоятельно грамотно сложить все идеи в проект, заполнить разделы заявки, подготовить дополнительные материалы, а затем успешно реализовать, подготовить аналитическую и финансовую отчетность. Это доказывает статистика подаваемых заявок от малых городов и населенных пунктов на грантовые конкурсы в целом по стране, а от ................. области эта цифра близится к нулю. Не всегда в небольших населенных пунктах есть зарегистрированные НКО, которые имеют право принимать участие в конкурсе Фонда президентских грантов. Как раз одной из таких НКО может выступать православный приход, что увеличит шансы на привлечение грантовых средств для развития деятельности вокруг духовных центров. Проблема в том, что настоятели не представляют что их ждет при подготовке проекта, в процессе его реализации и отчетности, и по этой причине отказываются от участия, боятся что-то сделать не так. Наша цель–разъяснить все тонкости, помочь подать первый проект на конкурс (Православная инициатива или в ФПГ) и сопроводить в случае победы до итоговой отчетности. В процессе конкурса ФПГ 2021-2 в наш проект "Школа для НКО" обратилось за помощью 7 православных организаций, но из-за нехватки ресурсов мы помогли сформировать полноценно лишь 2 заявки (г.Рыльск, село в р.Коми), остальных разово проконсультировали, но они так и не смогли справится со всеми сложностями проектирования самостоятельно. В марте т.г. мы проработали с Благочинными Рыльского и Суджанского церковных округов и с главами этих районов вопрос их участия и вовлечения в реализацию мероприятий проекта "Школа для НКО". 26 марта т.г в г.Рыльске экспертом А.Зуборевой был проведен семинар "Грантовый менеджмент в муниципальных образованиях", который только подчеркнул проблему отсутствия знаний и навыков по формированию грантовых заявок в малых городах и сёлах. Семинар и беседа с Рыльским Благочинным, в ходе которых было предложено направить заявку на конкурс малых грантов "Православная инициатива", доказал отсутствие готовности сформировать заявку, но выявил желание сначала понять тонкости грантового менеджмента. Поэтому созрел данный проект. В ................. области ресурсный центр для НКО только начинает свою работу и тоже зависит от грантовой поддержки. Поэтому Фонд "Серебряный экспресс" совместно с экспертом в сфере НКО и грантрайтинга Анной Зуборевой (Хороших) в мае 2020 года разработали курс "Мой первый грант", который апробирован с 15 некоммерческими организациями из разных регионов России (90% побед). Разработчик проекта имеет опыт успешного грантрайтинга и отчетности в своей организации с 2007 года и с партнерами. Было привлечено более 32 млн.руб (55 проектов), в том числе 3 гранта конкурса "Православная инициатива", 15 президентских грантов и множество региональных. Это один из самых высоких показателей в ................. области. Территория проекта: в Рыльском благочинии расположено 2 монастыря и 14 действующих храмов (3 из которых в городе Рыльске, а 11 в селах Рыльского района); на территории Суджанского благочиния расположено 18 действующих храмов; в Беловском, Обоянском, Медвенском - 30 храмов; в Золотухино и Поныри - 16. Выбор зависел от исторической значимости территории, количества приходов, активности и желания со стороны благочинных. Работа будет вестись с настоятелями и активными прихожанами перечисленных районов –теми, кто будет готов пройти курс и подготовить проект от конкретного прихода. Учитывая, что есть церки, в которых один настоятель на 2 храма и то, что не все будут готовы принимать участие в обучении в сроки проекта, то мы определяем целевую группу - не менее 50 человек. Участники научатся основам формирования заявок на грантовые конкурсы и в дальнейшем будут готовы реализовывать тематические проекты для прихожан и жителей своего населенного пункта. Из 50 слушателей, прошедших базовый курс, не менее 5 приходов сформируют и направят на грантовый конкурс свой первый проект. Основной формат работы - "взять за ручку" и проработать каждый проект от начала и до конца. Данный проект будет способствовать решению дополнительной проблемы - внедрение дистанционных обучающих программ и умение работать с ними в малых населенных пунктах. С проводимой нами работой в качестве апробированного примера будут ознакомлены сотрудники отделов образования, молодежи, культуры другие общественные объединения. на территории реализации проекта. |
Центр развития общественных инициатив Необходимость создания условий для развития общественных инициатив закреплена на федеральном уровне (Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204). По состоянию на 01.07.2021 г. на территории региона зарегистрировано 1568 НКО. Из них только 15% работают на постоянной основе, из которых лишь 70 относятся к профессиональным НКО (наличие штатных сотрудников, помещения, финансового оборота). По данным Общественной палаты региона, портала «Добровольцы России» число активистов области, желающих участвовать в общественной деятельности, но не имеющих компетенции в работе некоммерческого сектора, более 7 тыс. человек. НКО и гражданские активисты региона – важный инструмент развития местного сообщества, позволяющий осуществлять общественный контроль за процессами на региональном и местном уровне, формировать мировоззренческие установки, поддерживать и развивать формы гражданского участия граждан в жизни государства, решать социальные и общественные проблемы региона. Однако ................. область остается регионом с недостаточно высокой активностью некоммерческого сектора. Активность некоммерческого сектора связана с наличием доступных ресурсов (консультационных, информационных, методических) и находится в прямой корреляции с активностью в получении финансирования на реализацию общественных инициатив и проектов. По итогам регионального рейтинга третьего сектора «РЕГИОН-НКО» 2020 г. ................. область заняла 78 место из 85. Аналитика участия .................НКО в конкурсе Фонда президентских грантов за 2017 г. - 2021 г. показывает, что в ................. области невысокая активность НКО, на каждый грантовый конкурс подается от 40 до 60 заявок, что говорит о дефиците идей и недостаточных навыках социального проектирования. Региональные меры поддержки НКО предусматривают исключительно проведение конкурса на получение областной субсидии, который проводится 1 раз в год. Основные проблемы некоммерческого сектора связаны с низким уровнем компетенций в области социального проектирования, текущего сопровождения своей деятельности, информационной открытости. Профессионализация НКО в этой сфере - запрос не только самих НКО, но и времени. Сами руководители НКО считают главными препятствиями для развития свои слабые компетенции и отсутствие опытных и и квалифицированных специалистов (юристов, бухгалтеров, специалистов по pr). Так, по итогам проведенного Агентством социальной информации в начале 2021 г. исследования некоммерческого сектора региона ключевые выявленные проблемы: - отсутствие финансирования (80% респондентов); - нехватка кадров (56% респондентов); - отсутствие методического обеспечения по решению конкретных задач (48% респондентов) ; - отсутствие взаимодействия между НКО (30% респондентов). Причины сложившейся ситуации: - недостаточное число мероприятий в регионе, направленное на формирование и развитие данных компетенций (94% респондентов), - сложность восприятия и большой объем информации об осуществлении текущей деятельности НКО на профессиональной основе (74% респондентов), - недоверие населения и низкая информированность населения об общественной деятельности формате НКО (75% респондентов). Необходимость отдельной работы по обучению и системной поддержке гражданских активистов и НКО ................. области как ресурса для развития региона в целом подтверждают также специалисты программы развития некоммерческого сектора ................. области НКО-СОКРАТ, реализуемой с 2020 г. Агентством социальной информации совместно с благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт». Все эти факторы свидетельствуют о необходимости осуществления системной работы по развитию институтов гражданского общества в регионе и повышению устойчивости их деятельности путём проведения просвещения, адресного консультирования по вопросам проектной и социально полезной деятельности, предоставления возможностей для обмена опытом и практиками, помощи в создании НКО. Проект «Центр развития общественных инициатив» обеспечит такую системную работу. |
Школа гражданской активности Опыт реализации ................. Школы гражданской активности в 2019-2020 гг. показал, что для эффективной работы некоммерческим организациям не хватает четко выстроенного коммуникативного и информационного процесса взаимодействия с другими социальными институтами. Быстроменяющаяся общественная конъюнктура и отсутствие актуальных знаний, в сфере социального управления, не позволяют выстроить эффективную деятельность некоммерческих организаций. Проводимые предварительные исследования в некоммерческом секторе свидетельствуют о недостаточной осведомленности руководителей и актива НКО о процессах, происходящих на рынке социальных услуг, отсутствует реальное понимание некоммерческих организаций требований, которые будут предъявляться к ним, как поставщикам социальных услуг. Некоммерческие организации региона могут стать реальным драйвером изменений рынка социальных услуг, обладая необходимыми современными знаниями и практическим инструментарием, а также нестандартным подходом к решению социальных проблем и взаимодействию с получателями социальных услуг при их оказании. Считаем, что реализация проекта «................. Школа гражданской активности: актуальные знания, навыки, действия» позволит восполнить образовавшиеся информационные пробелы и наработать практику эффективного социального управления некоммерческих организаций. |