Проекты по направлениям :: Социальная значимость :: Этнокультура
Сохранение нематериального этнокультурного достояния коренного малочисленного народа Современные темпы развития и глобализации общества ежедневно подвергают испытанию традиционный быт и культуру коренных народов Севера. За последнее десятилетие жизнь эвенков .......изменилась существенно. Значительная их часть адаптировалась к современному (рыночному) устройству: к более комфортным городским условиям существования и заняты в разных областях деятельности. Отрыв от традиционного уклада жизни влечёт за собой утрату нематериального культурного наследия этноса, как следствие утрату национальной идентичности. С учётом сегодняшней геополитической обстановки, вопрос сохранения духовной народной культуры многонациональной страны для Российской Федерации важен особенно. kremlin . ru/acts/bank/48502, static.government . ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf, static.kremlin . ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf. Численность ....... эвенков сокращается ежегодно. В .......на 1 января 2022 года проживало 1366 человек (из них дети от 0 до 15 лет – 373 чел.), по сравнению с 2020 годом население уменьшилось на 37 человек. С уходом старейших жителей эвенкийских сёл – хранителей уникальных традиционных знаний и умений, носителей объектов народного нематериального культурного достояния есть опасность утраты культурного кода эвенкийского народа. Меньшая часть хранителей традиционного образа жизни продолжают заниматься оленеводством, охотой, сбором дикоросов и другими видами традиционной хозяйственной деятельности, сберегая полученные от предков знания и умения. Немногочисленные эвенкийские мастера ....... Севера хранят «секреты» прикладного искусства, доставшиеся им в наследство. Они испытывают потребность и ответственность за передачу духовного наследия, носителями которого являются, молодому поколению. Посредством проекта эвенкийские мастера получат поддержку и возможность реализации важной задачи по передаче знаний, умений, навыков молодому поколению. За последние годы отмечается интерес к декоративно-прикладному искусству, возрастает его роль в сохранении и продвижении традиционных духовно-нравственных ценностей. В области существует достаточное количество творческих объединений, кружков по декоративно-прикладному искусству. На территориях муниципальных образований и городов работают мастера и ремесленники, в культурных учреждениях города проводятся выставки, но представлены работы единичных мастеров и объединений-резидентов. В области практически отсутствует систематизированная работа по организации проектов с одновременным участием подростков, молодёжи и признанных мастеров ДПИ, представляющих КМНС региона, направленных на передачу опыта, пропагандирующих преемственность поколений в деле сохранения и развития духовного культурного достояния, самобытности народа. На протяжении веков народные традиции, обычаи, социально-этические нормы выступали ведущим факторами воспитательного процесса и по сей день оказывают огромное влияние на формирование личности. В рамках мастер-классов посредством активного деятельного вовлечения в проект подростки и молодёжь смогут не только приобщиться к традиционной культуре, такие формы участия повысят их мотивацию к изучению традиции, к духовно-нравственному росту. Будет организован конструктивный диалог поколений в ходе круглого стола, обеспечено освоение ручного труда на практических занятиях и закрепление на практике теоретической информации, что повысит их вовлеченность в изучение культуры и истории своего народа, а в дальнейшем позволит говорить о системном погружении в культурный контекст, развитие навыков ручного труда, целенаправленной работе для достижения результата собственными усилиями. Молодёжь получит возможности для творческой самореализации. Проект обеспечит вовлечение молодёжи в реализацию программ по сохранению российской культуры, культуры региона, исторического наследия и традиционных ремёсел. Позволит выявить особо заинтересованных и талантливых, в целях передачи и сохранения культурного кода этноса. Участие в проекте мастеров территорий Дальнего Востока обеспечит творческий обмен, позволяет амурчанам представить аутентичные и авторские техники и приёмы ДПИ, что должно способствовать качественному и эстетическому росту изделий, и перенять новый опыт работы с молодёжной средой в деле сохранения и развития нематериального этнокультурного наследия. Проект призван решить проблему организации участия делегацииКМНС области в Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера. Мастера и художники России 2024» в г. Москве. Проблема состоит прежде всего в отборе кандидатов на участие в конкурсной программе. В настоящее время только по 1 мастеру в с. Бомнак, с.Ивановский, с.Первомайский, 3 мастера в с. Усть-Уркима и 4 мастера в с. Усть-Нюкжа, могут претендовать на участие в столь значимом культурном событии. Проект обеспечит условия начинающим молодым мастерам проявить себя, мотивирует их на творческий поиск и рост прикладного мастерства, на создание конкуретноспособного творческого продукта. |
Технологичная коллекция "Персонажи эвенкийских кумулятивных сказок" Укрепление межнациональных отношений формируется на основе качественного образования, доступного не только в стенах школы, но и в модельных библиотеках. Качество образования определяется формированием этнокультурной идентичности и этнического самопознания, что является основой для развития гармоничных межэтнических отношений в поликультурных обществах. Многонациональная молодежь Приамурья, как выросшая здесь, так и прибывающая вновь, плохо ориентируется в культурном многообразии проживающих народов. Именно эта задача — сохранение культурного многообразия народов, составляющих единый российский народ — стоит на первом месте в Стратегии национальной государственной политики России до 2025 года: kremlin . ru/acts/bank/36512 . Последние десятилетия, в связи с проблемой возрождения языков и сохранения информации по языковому разнообразию и культурно-историческим ценностям человечества, разработка звуковых фондов на материале исчезающих языков приобрела мировое значение. Сохранить исчезающие тунгусские языки народов Верхнего Приамурья (эвенкийский в том числе) — такую задачу ставят перед собой ученые ....... государственного университета в в лаборатории экспериментально-фонетических исследований (Партнеры проекта). Собранный амурскими учеными в речевом корпусе эвенкийского языка исчезающие диалекты ....... эвенков впервые будут представлены в нашем проекте в развлекательно-обучающем формате, привлекательном для детей. В результате проекта посетители модельных библиотек региона и этноцетра в Амурском краеведческом музее : - могут представить эвенкийский фольклор как явление этнической культуры, важное средство сохранения и передачи традиций и ценностей эвенкийского народа; - поймут значимость роли устного народного творчества на эвенкийском и русском языках с целью пополнения знаний об истории народа, о традиционных знаниях, обычаях; - смогут с использованием современных технологий услышать настоящую живую речь на эвенкийском языке, так как с уходом старшего поколения-носителей эвенкийского языка .......область становится лингвистически опасной зоной, когда эвенкийский язык остается зафиксированным только в научных записях и словарях; - узнают традиции коренных народов севера, что будет способствовать развитию межкультурного диалога со школьной скамьи и снижению отрицательных явлений последних лет, такие как национализм, ксенофобия, терроризм на национально-религиозной почве и др. При работе со школьниками в модельных библиотеках и этноцентре в Амурском краеведческом музее наш проект может стать успешным дидактическим инструментом этопедагогики. Согласно исследованию О. В. Крежевских, Н. А. Каратаевой "Опыт применения этнопедагогики в субъектах Российской Федерации", опубликованному в международном электронном научном журнале " Перспективы науки и образования" в 2022 году, у педагогов зафиксировано позитивное отношение к этнопедагогике, желание ее изучать и транслировать этнопедагогические ценности, но имеются затруднения в этой области: pnojournal.wordpress.com/2022/03/07/simonova-2/ |
Программа погружения в эвенкийский язык Как показали исследования Института развития родных языков народов РФ и ФГАОУ ДПО «Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий», персонал детского сада не имеет возможности прохождения курсов повышения квалификации и профессиональную переподготовки по программе подготовки дошкольное образование, включающих модули, касающиеся преподавания и передачи родных языков в условиях двуязычной среды и в условиях отсутствия сформированной среды на языке коренного народа. В рамках реализации данного проекта при участии специалистов АмГУ, Института языкознания РАН и Ассоциации преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока будут разработаны и апробированы педагогическая технология и учебно-методическая база для обучения родному эвенкийскому языку в сфере дошкольного образования. Разработка педагогической технологии развития эвенкийской языковой среды будет опираться на зарубежный и отечественный опыт создания языковой среды на базе государственных и частных детских садов. К зарубежному опыту можно отнести работу сообществ саами Финляндии, маори Новой Зеландии и гавайцев США. В 2019 году участник заявляемого проекта лингвист Института языкознания РАН К. О. Шейфер (Мищенкова) прошла подготовку в рамках семинара по сохранению родного языка и его передачи посредством внедрения в сферу дошкольного образования, организованного Университетом гавайского языка и Проектом сохранения языков, находящихся под угрозой исчезновения ELP. Сертификат прохождения курса прикреплен в пункте 8.1. Консультант проекта доцент ....... государственного университета в течение 10 лет исследует социальную и социолингвистическую ситуацию с функционированием эвенкийского языка в с. Ивановское Селемджинского района ....... области. Социолингвистическая проблема заключается в том, что из четырехсот жителей этого села разговаривает на эвенкийском языке только 4% эвенков. Семейная традиция передачи языка прервана. Произошла почти полная языковая ассимиляция села. Статьи о проблематике потери языка и идентичности этноса см. в пункте 8.1. В отечественной практике пионерами создания устойчивой языковой среды на базе детских садов стали дошкольные образовательные учреждения и НКО Карелии. До 2006 года в п. Калевала функционировал первый детский сад, развивавший языковую среду на собственно-карельском наречии. На базе четырех дошкольных образовательных учреждений (МДОУ №20, МДОУ № 107 г. Петрозаводска и МДОУ в селах Шелтозеро и Тукса) удалось организовать создание частичной языковой среды. Основным успешным примером создания полноценной языковой среды на родном языке на территории РФ стал частный детский сад «Kielipezä» в с. Ведлозеро, развиваемый НКО «Дом карельского языка». Работа в детском саду ведется на местном варианте карельского языка – ливвиковском наречии. Координаторы НКО «Дом карельского языка» выступают в качестве партнеров-консультантов заявляемого проекта. Коллектив данного проекта и сотрудники «Дома карельского языка» находятся в постоянной связи и проводят установочные сессии посредством zoom-конференций. Запись конференций доступна по следующим ссылкам: drive.google.com/file/d/1FKq5__dWQFnv1T79DrMN0sHE7Im5s8nW/view drive.google.com/file/d/1kD2tNj2E5UtO-ZxthTofilE33LCNJY31/view В феврале 2022 года К. О. Шейфер проходила стажировку в карелоязычном детском саду «Kielipezä» в с. Ведлозеро. Об опыте заимствования методики и ее применении в национальном детском саду в месте компактного проживания эвенков вышел репортаж на ГТРК "Карелия" youtube.com/watch?v=B19rtHocN6M . |