Методические материалы - Социально-значимые проекты
HKO 3 Амурская область :: Обоснование социальной значимости :: Социальная поддержка и защита граждан

Новогодние торжества

Целевая аудитория, обусловливающая социальную значимость проекта – не менее 2500 детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, детей из семей беженцев, а также иных детей в трудной жизненной ситуации, которые находятся в детских домах, приютах и центрах, школах-интернатах, (далее – дети в ТЖС, социальные учреждения) и детей мобилизованных граждан в возрасте 3-12 лет:
1915 детей в ТЖС (по данным Минсоцзащиты населения области за август 2022 года);
600 детей мобилизованных граждан (точные данные не раскрываются из-за специальной военной операции).
Исследования социализации детей в ТЖС (Васильченко А.Е. «Особенности социализации детей с ОВЗ»; Асильдерова М.М. «Эффективная социализация детей в ТЖС»; Васильева Л.Г. «Современные подходы к социализации детей с ОВЗ», Кузина И.Г. «Инновационные формы социализации детей в ТЖС») фиксируют у них недостаток позитивной коммуникации, несформированность эмпатии, деформацию чувства собственного достоинства, нехватку положительных эмоций. Только 10% таких подростков социализируются успешно, 40% проявляют девиации, а 10% демонстрируют склонность к суицидам.
Для детей мобилизованных граждан, в свою очередь, стрессовая ситуация связана с отсутствием родителя, призванного для реинтеграции Донбасса. Это неизбежно вносит дисгармонию во внутренний мир ребенка, колеблет семейные устои, размывает оптимизм в отношении будущего.
Сейчас и для детей в ТЖС, и для детей мобилизованных граждан особенно актуальна необходимость получения положительного социального опыта на основе трансляции культурных убеждений, поведенческих норм и ценностей. Этому способствуют формирование эмоционально насыщенной жизнедеятельности, конструктивное взаимодействие и самореализация внутри их учреждений и семей и в социуме.
Но в 2021-2022 годах произошло значительное сокращение ресурсов для этого – сначала из-за COVID-19, затем в связи с санкционным давлением. Экономическая ситуация вынуждает учреждения и семьи обеспечивать только обязательный минимум в сфере воспитания, а возможности для дополнительных активностей находятся на низком уровне или отсутствуют. Из-за ограниченности бюджетного финансирования и ухудшения положения социальных партнеров в случае детей в ТЖС и объективных сложностей в семьях мобилизованных граждан такие дети не имеют полноценный доступ к мероприятиям, где могли бы расширить свои социальные связи и получить новые позитивные эмоции.
Так, опрос 329 детей в ТЖС 9 социальных учреждений ..... области, проведенный студентами-социологами АмГУ в марте-июне 2022 года, показал, что большинство участников (82%) отметили уменьшение развлекательных мероприятий, частоты выездов за пределы учреждений и участия в культурных и зрелищных событиях в последнее полугодие. Отсутствие средств для платных активностей зафиксировали 3/4 детей (77%), недостаточность интересных направлений для досуга – свыше 2/3 (68%), меньшие возможности для реализации увлечений в сравнении с ровесниками из обычных школ – подавляющее большинство (81%).
А общение с женами мобилизованных граждан показало, что во многих таких семьях с сентября 2022 года финансовое положение ухудшилось, а дети выражают чувства одиночества и беспомощности, тоски и безнадежности, оторванности от отцов и отсутствия их поддержки.
Кроме того, по отзывам социальных педагогов и матерей на детей отрицательно влияют общее ухудшение эмоционального состояния, негативный информационный фон и вынужденная необходимость проводить больше времени в пределах учреждений и семей, которые не отличаются разнообразием времяпрепровождения.
Следствием этого является усиление пессимистических настроений и асоциальных проявлений, способных быстро развиваться у таких детей без погружения в конструктивные активности.
Проект позволит снизить эти негативные факторы, транслируя детям ценности справедливости, веры в добро, человеколюбия и обеспечивая отдельное внимание к каждому ребенку, его желаниям и интересам через вовлечение в новогоднее событие, содержание которого равноценно активностям детей в обычных семьях, что сейчас превосходит практики и возможности социальных учреждений и семей мобилизованных граждан.
Увлекательный праздник, отличающийся от привычных мероприятий, новые положительные переживания укрепят у детей-участников надежду на лучшее, чувство собственного достоинства и ощущение заинтересованности в их судьбе со стороны их большой семьи - России, нивелируя ощущение одиночества и брошенности. Актуальность этого существенно возрастает в преддверие Нового года, когда дети в ТЖС и дети мобилизованных граждан еще острее стремятся получить душевное тепло и искреннюю заботу, не доступные им в текущее время.
Одновременно проект позволяет представителям органов власти, бизнес-сообщества, гражданских движений проявить свои лучшие человеческие качества, повышая в общественном сознании ценность участия в социализации детей, так как пропагандирует издревле сложившийся у россиян принцип помощи наиболее нуждающимся, что особенно важно в сложные исторические моменты

Студия эстетического развития

На территории г. .... работу с инвалидами проводит только наша организация. По данным управления социальной защиты населения на 01.01.2022 года проживающих взрослых инвалидов в г. .... 881 человек. Всего 40 чел-к являются трудоустроенными на 01.01.2022 г. При этом производственная адаптация инвалида – один из важных шагов, направленных на формирование (восстановление) у инвалида устойчивого навыка по выполнению профессиональных действий соответствующего содержания, объема, характера в определенных условиях профессиональной среды. Круг общения этих людей очень ограничен. Но велико желание и есть силы и здоровье вести более активный образ жизни. Социальные услуги инвалиды могут получить в государственных учреждениях, а услуги, направленные на обучение творчеству, организованный тематический досуг им получить негде. Также, в городе не ведётся работа со взрослым населением (отсутствуют какие-либо кружки, мастерские, секции и т.д.). Ещё одна из проблем людей с инвалидностью состоит в том, что нарушена их связь с миром, в бедности контактов со сверстниками, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и в отсутствии элементарного образования.
На протяжении трёх лет своими силами мы проводим подобную работу – мастер – классы по различным направлениям, но она не регулярна, т.к. расходные материалы приобретаются за счёт самих членов Общества, чей доход зачастую ограничен только пенсией, также в связи с отсутствием единого оборудованного пространства работа ведется точечно, члены зачастую изготавливают свои работы на дому и приносят на итоговые выставки, приуроченные к различным датам. Это не эффективно работает с точки зрения социальной адаптации людей, они по-прежнему одиноки и замкнуты, лишены общения в коллективе. Эти проблемы не позволяют нам системно обучать людей, формировать навыки и масштабировать результат.
Несмотря на все сложности, наши занятия имеют большой спрос, количество участников не бывает меньше 20 человек. Проведя опрос среди членов Общества мы выявили большую заинтересованность в функционировании подобной творческой мастерской (72% опрошенных хотели бы посещать такие занятия, всего в опросе приняло участие 120 человек). На основании этой информации мы разработали план мероприятий, определили направления занятий, составили график проведения мастер – классов.
Проект поддерживается администрацией города, управлением социальной защиты населения г...... В реализации проекта заинтересованы представители самой целевой группы, что подтверждается многочисленными запросами и обращениями в нашу организацию с просьбами от людей с инвалидностью в организации подобных форм работы. Уникальность проекта и в том, что посещать занятия может любой представитель целевой группы, все занятия рассчитаны на людей с разно-уровневыми навыками в творческой деятельности.
Все мероприятия проекта прежде всего направлены на создание условий, позволяющих объединить данную целевую группу и дать им возможность почувствовать себя полноценными членами общества и творческого коллектива. Проект позволит 30 участникам приобрести новые навыки, пройти этап производственной адаптации и обрести уверенность в собственных силах и в дальнейшем изготавливать продукцию, востребованную у населения. У организации имеется помещение в безвозмездном пользовании (100 кв.м.) на базе .... отвечающее требованиям городской среды (обеспечен доступ по пандусу, 1 этаж, есть пространство для мобильности). Также, есть мебель для создания рабочих зон. Запрашиваемые средства необходимы для приобретения расходных материалов и создания условий для организации системной работы для целевой аудитории.
Социальный эффект проекта - это создание нового коммуникативного творческого пространства для общения; применение новаторских подходов в работе с целевой аудиторией; приобретение навыков, раскрывающих внутренний потенциал участников, повышение социальной активности людей с инвалидностью, их самоопределение в обществе, в том числе и профессиональное, популяризация труда людей с инвалидностью в обществе.
В городе будет создана уникальная среда для людей с инвалидностью - это позволит организовать работу мастерской в дальнейшем, после завершения проекта. К работе в мастерской с инвалидами будут привлечены узкие специалисты. Увеличится информированность населения о деятельности организации, что позитивно повлияет на привлечение партнёров, волонтёров и спонсоров в организацию. Также, внимание местного сообщества будет обращено на проблемы людей с инвалидностью. Наш пример и успешные практики можно будет тиражировать и усилить работу подобных организаций с инвалидами на территории всей области.

Новый жизненный курс

На территории .... области проживает 771 тыс. чел., из них граждане старше трудоспособного возраста 225,5 тыс. чел., что составляет 29,9 %. В связи с прекращением трудовой деятельности, большинство людей сталкивается с проблемами адаптации к новому социальному статусу, потерей привычной роли в семье, а иногда и смысла жизни – вот те испытания, которые выпадают на долю многих людей после выхода на пенсию. Нереализованность, не востребованность и отсутствие общения – не менее, а иногда даже более актуальные проблемы для них. Обеспечение достойной старости, означает не только организацию социального и медицинского обслуживания, но и создание условий для удовлетворения потребности людей «золотого возраста» в личностном социокультурном развитии.
В рамках ежегодного мониторинга удовлетворенности условиями жизнедеятельности граждан пожилого возраста ...... области в 2020 году было опрошено 10260 человек, что составляет 4,6 % от общего количества пожилых людей, проживающих на территории области. Несмотря на то, что пенсионеры располагают большим количеством свободного времени, только 21,6 % из общего количества опрошенных ведут активный образ жизни посещая спортивные и культурно-массовые мероприятия. При этом большая часть ничем не занимается по ряду причин, из которых состояние здоровья не всегда является основной. В 2020 году, в сравнении с 2019 годом, на 28 % снизилась доля активных пенсионеров. Снижение обусловлено не только осложнением эпидемиологической обстановки в области, но и социально-экономической ситуацией в стране. Проведенный в 2021 году опрос среди членов местных отделений «СПР» выявил, что лишь 22% членов организации, постоянно участвуют в мероприятиях, проводимых в их населенном пункте. Практически 78% старшего поколения сидит дома и это отрицательно влияет на психическое состояние, теряются межличностные связи, которые так важны для старшего поколения, уменьшается круг общения.
По этой причине проблема организации свободного времени имеет большое значение, как способ реализации интересов, запросов, желаний, удовлетворенности жизнью людей «третьего возраста».
Социальная значимость реализации проекта заключается в положительном влиянии на повышение качества жизни пожилых людей, что в конечном итоге скажется на развитии и функционировании общества в целом.
Усилия проекта "......." будут направлены на создание комплексного подхода к развитию культурно-досуговой деятельность пенсионеров, способной наполнить их жизнь смыслом и привлечь в ряды СПР не менее 20 новых членов.

Творческие возможности

Одним из актуальных вопросов в настоящее время является вопрос, связанный с детьми, имеющими особенности в развитии. Число таких детей увеличивается с каждым годом. В .... области количество детей с ОВЗ, которым назначается специализированная коррекционная программа, составляло: в 2019 г. – 2956, в 2018 г. – 3162, в 2019 г. – 3877, в 2020 – 4348. В группу «ментальная инвалидность» входит целый спектр нарушений умственного и психического развития: шизофрения, эпилепсия, аутизм, дефекты речи, умственная отсталость, органические поражения ЦНС, генетические заболевания, клиническая депрессия, деменция и др. Эти заболевания формируют социальный барьер, зачастую ребёнок требует постоянной поддержки. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (специальные программы по реабилитации, специальные учебные заведения и. т. д.). С раннего детства зачастую дети с ОВЗ сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. Ребенок с ОВЗ может быть также способен и талантлив, как его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей. Наша организация "......" занимается социальной поддержкой детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а так же членов их семей и принимала участие в многочисленных проектах направленных на решения этой задачи. Имея успешный опыт работы с данной категорией детей, хочется отметить положительную динамику в развитии детей ,посредством реализации наших проектов. 120 ребят приобрели способность видеть и понимать мир, принимать решения, осознавать смысл и последствия своих действий, уметь пользоваться альтернативными методами общения как средством общения при выполнении различных социальных ролей, научились устанавливать контакт с окружающими, улучшили психо-эмоциональное состояние, двигательную и умственную активность ,нормализовали психологический статус, приобрели трудовые навыки. В ..... имеется нехватка специалистов и организаций работающих с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в творческом направлении, поэтому данный проект открывает новые возможности для реализации творческого потенциала таких детей . В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знания и отношения ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Уникальность методики заключается в том, что ребенок находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет ему выйти за рамки своего обычного восприятия мира, раскрываются скрытые способности и таланты. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности. Посещая занятия творчеством, дети будут не только совершенствоваться, осваивая новые навыки, но и общаться друг с другом, социализироваться, участвовать в выставках, научатся выражать свои внутренние переживания и эмоции через рисунок, улучшат психо-эмоциональное состояние, моторную, двигательную и умственную активность

Кулинарные курсы

Целевой аудиторией для данного проекта являются дети- инвалиды и дети с ОВЗ в возрасте от 6 до 18 лет, а также граждане, имеющие инвалидность, возрастом от 18 до 35 лет.
Для всех групп инвалидов, к сожалению, характерен низкий уровень социализации в силу их заболеваний, особенно это касается детей-инвалидов, находящихся в пубертатном периоде, подростков, а также молодых инвалидов. Им трудно найти себя, свое место место в этом мире. Из-за особенностей развития им бывает очень сложно найти посильное и интересное занятие. Досуговая деятельность и круг общения также очень ограничен. Привлечение к кулинарии - это отличный способ найти увлекательное и полезное занятие для каждого из них. Конечно, проект имеет ограниченный срок реализации, но знания, полученные его участниками, останутся с ними на всю жизнь. Это бескрайний простор для творчества и фантазии. Рецептуры всех блюд разработаны из доступных и общеизвестных продуктов, но в интересном исполнении. Рецепты блюд можно дорабатывать, изменять, совмещать из нескольких, или, наоборот, разделять в поисках наилучшего варианта. В этом и состоит главная цель и ценность проекта - научить основным навыкам приготовления пищи и развить гастрономический интерес.
Основываясь на результатах проведения проекта "....." кулинарные курсы для детей -инвалидов и детей с ОВЗ можно совершенно точно говорить о 100% положительной динамике у всех участников проекта. Приходя на первое занятие, дети как правило зажаты и стеснительны, но поразительные метаморфозы происходят с ними по ходу занятия. Почувствовав, что у них получается, эти начинающие кулинары берутся без стеснения за любую работу, попутно помогая друг другу. На первом занятии всех детей детей ставит в тупик такое правило, как: каждый моет за собой разделочную доску и нож. А на последнем занятии дети без напоминаний наперегонки бегут мыть свои рабочие инструменты. Такая же ситуация и в остальном: они увереннее пользуются ножом и прочей кухонной утварью, а также кухонной бытовой техникой. Начиная занятие, они уже выдвигают свои версии по приготовлению блюд и вносят предложения и дополнения в рецептуру блюда. Рассуждают о способах технологической обработки того или иного блюда. А самое главное, они с радостью дублируют многие блюда дома.
Работая бок о бок, дети становятся очень дружны, что свидетельствует об активной социализации. Они рассказывают всем свои своим друзьям и одноклассникам, о том, что они посещают кулинарные курсы и с гордостью делятся своими успехами.
Также работая с продуктами различных форм, размеров и текстур происходит отличное развитие мелкой и крупной моторики, что немаловажно для таких детей.
Однозначно можно говорить о высокой социально значимости таких проектов для данной целевой аудитории. И хотелось бы привлечь как можно больше детей и молодых людей, имеющих инвалидность и научить их питаться и вкусно, и красиво, и правильно.

Пункт вещевой помощи

За 25 лет работы нашей организации к нам поступило более 400 обращений от граждан со всей области с просьбой оказать им адресную помощь и более 3000 человек принесли в наш храм вещи в качестве благотворительной помощи.
В настоящее время в п. ... и др. населенных пунктах .... района проживает около 30% малообеспеченных людей (пенсионеров, многодетных и малоимущих семей, а также семей с детьми-инвалидами, граждан с инвалидностью, безработных), нуждающихся в вещевой помощи. Есть определенное количество людей, у которых есть вещи в хорошем состоянии, которыми они могли бы поделиться с нуждающимися. Но нет оборудованного места для приема, обработки, складирования и раздачи этих вещей. Помещение площадью 16 кв.м. предоставлено администрацией рабочего поселка ....., в котором необходимо произвести косметический ремонт и установить соответствующее проекту оборудование.
Организация пункта вещевой помощи поможет решить насущные проблемы целевой группы.

Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
ГРАНТОДАТЕЛИ





РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА


Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2023