Права в сфере ЖКХ
Целевой группой проекта являются собственники жилья в г. ......... и .......... области. Ежегодно в рамках реализуемых отделением проектов в наш адрес поступают многочисленные обращения, связанные с ЖКХ. Часть 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» предусматривает механизм оказания бесплатной юридической помощи гражданам в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В соответствии с Законом .......... области от 2 августа 2012 года № 1385-О «О регулировании отдельных правоотношений в сфере обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в .......... области» бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите. При этом большинство обратившихся в ......... отделение Ассоциации юристов России по вопросам ЖКХ не имели право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с нормами действующего законодательства. Как показывает опыт работы, в сфере ЖКХ граждане не стремятся обращаться за оказанием платных юридических услуг, не желая нести материальные затраты на получение правовых разъяснений в данной сфере. При этом реализация и защита прав граждан в сфере ЖКХ требует оказания квалифицированной юридической помощи, без которой отстоять свои права жителям крайне затруднительно. Непонимание собственниками происходящих изменений в жилищной сфере, введение дополнительных требований, влекущих повышение финансовой нагрузки, при сохранении ненадлежащего качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, закономерно вызывают их оправданную тревогу за свое материальное состояние и, как следствие, социальную напряженность. Анализ обращений граждан в Ассоциацию юристов России показывает, что с жалобами по проблемам соблюдения жилищных прав граждан обращается более 20%, а по теме ЖКХ - почти 25%. Другая сторона проблемы заключается в том, что собственник испытывает недоверие к институтам самоуправления МКД. По данным исследований, более 60% МКД избирают самый простой способ – управляющие компании и только около 20% - непосредственное управление. В 7% случаев способ управления не выбран. Зачастую в качестве управляющего (старшего) по дому избираются люди не по уровню их профессиональных компетенций, а из числа желающих. И даже если такие граждане заинтересованы в улучшении качество проживания в доме, у них не хватает знаний и навыков к тому, чтобы обеспечить высокий профессиональный уровень реализации своих полномочий. Пассивность собственников жилья и низкий уровень знаний представителей собственников приводит к тому, что растет число случаев нарушений прав собственников, мошенничества и обманных действий в отношении граждан, проживающих в МКД, конфликтов среди самих жителей.
Права в сфере ЖКХ
Социальная значимость
Защита прав граждан в сфере ЖКХ
Распространение первой волны коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Российской Федерации показало слабость институтов, осуществляющих бесплатную юридическую помощь на территории г........... При этом, житель областного центра имеет возможность обратиться за квалифицированной правовой помощью к эксперту из другого города, либо, по предварительной договоренности, к юристу при помощи сети Интернет.
Ситуация, развивающаяся в иных муниципальных образованиях, является более удручающей из-за больших трудностей с получением юридических консультаций, в виду отсутствия квалифицированных кадров "на местах".
По официальной статистике, размещенной на сайте Комитета юстиции ......... области на территории ......... области было оказано 17 консультаций в рамках Закона о бесплатной юридической помощи, и все они были осуществлены на территории г........... При этом все консультации осуществлялись в традиционном, "офлайн" формате.
Наступление второй волны коронавирусной инфекции (2019-nCoV), делает проблему консультаций на удаленных территориях, в районах ......... области, все более актуальной, ведь после первой волны итак небогатое население "районов" обеднело еще больше, многие граждане потеряли работу, то есть ситуация усугубилась.
К сожалению, граждан, попадающих под возможность бесплатной юридической помощи, а это, в основном, малоимущие граждане и инвалиды, стало больше.
На наш взгляд, появление онлайн консультаций, сможет решить проблему обеспечения жителей районов квалифицированной правой помощью, гарантированной Конституцией РФ.
Не менее актуальной проблемой является правовая грамотность населения в области ЖКХ.
Как показывает практика, собственникам, проживающим в многоквартирных домах (МКД) не хватает правосознания. Среднестатистический житель МКД по сей день считает, что всё то, что расположено за дверью его квартиры, является заботой и обязанностью управляющей компании, органов власти или еще кого-то, но никак не владельцев квартир.
Мы считаем, что быть собственником жилья в МКД - это большая ответственность, поскольку в доме есть два вида собственности: личная (квартира) и общая (лестницы, крыши, чердаки, подвалы и т.п.).
Общее имущество, также как и квартира, нуждается в надлежащем содержании и ремонте.
При этом, если человек понимает важность содержания и управления общим имуществом, то при попытке заняться этим важным вопросом он сталкивается с огромным валом правовой и технической информации, которая обрушивается на него, при первых же попытках освоить ту или иную тему.
С одной стороны, интернет сильно облегчает доступ к информации, но с другой стороны, объем информации для неподготовленного человека - слишком велик.
Из совокупности всех вышеперечисленных факторов, командой проекта и была определена целевая аудитория -
1- граждане, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в рамках Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
2- активные собственники жилых помещений в МКД, а именно председатели и активисты МКД, ТОС, ТСЖ.
В заключении стоит отметить, что заявленная тема соответствует Национальному проекту "Цифровая экономика", реализуемому до 2024 года, а в частности направлению - "Цифровые технологии", в рамках которого предусмотрена необходимость увеличения количества оказания правовых и иных социальных услуг в дистанционном формате.
Распространение первой волны коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Российской Федерации показало слабость институтов, осуществляющих бесплатную юридическую помощь на территории г........... При этом, житель областного центра имеет возможность обратиться за квалифицированной правовой помощью к эксперту из другого города, либо, по предварительной договоренности, к юристу при помощи сети Интернет.
Ситуация, развивающаяся в иных муниципальных образованиях, является более удручающей из-за больших трудностей с получением юридических консультаций, в виду отсутствия квалифицированных кадров "на местах".
По официальной статистике, размещенной на сайте Комитета юстиции ......... области на территории ......... области было оказано 17 консультаций в рамках Закона о бесплатной юридической помощи, и все они были осуществлены на территории г........... При этом все консультации осуществлялись в традиционном, "офлайн" формате.
Наступление второй волны коронавирусной инфекции (2019-nCoV), делает проблему консультаций на удаленных территориях, в районах ......... области, все более актуальной, ведь после первой волны итак небогатое население "районов" обеднело еще больше, многие граждане потеряли работу, то есть ситуация усугубилась.
К сожалению, граждан, попадающих под возможность бесплатной юридической помощи, а это, в основном, малоимущие граждане и инвалиды, стало больше.
На наш взгляд, появление онлайн консультаций, сможет решить проблему обеспечения жителей районов квалифицированной правой помощью, гарантированной Конституцией РФ.
Не менее актуальной проблемой является правовая грамотность населения в области ЖКХ.
Как показывает практика, собственникам, проживающим в многоквартирных домах (МКД) не хватает правосознания. Среднестатистический житель МКД по сей день считает, что всё то, что расположено за дверью его квартиры, является заботой и обязанностью управляющей компании, органов власти или еще кого-то, но никак не владельцев квартир.
Мы считаем, что быть собственником жилья в МКД - это большая ответственность, поскольку в доме есть два вида собственности: личная (квартира) и общая (лестницы, крыши, чердаки, подвалы и т.п.).
Общее имущество, также как и квартира, нуждается в надлежащем содержании и ремонте.
При этом, если человек понимает важность содержания и управления общим имуществом, то при попытке заняться этим важным вопросом он сталкивается с огромным валом правовой и технической информации, которая обрушивается на него, при первых же попытках освоить ту или иную тему.
С одной стороны, интернет сильно облегчает доступ к информации, но с другой стороны, объем информации для неподготовленного человека - слишком велик.
Из совокупности всех вышеперечисленных факторов, командой проекта и была определена целевая аудитория -
1- граждане, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в рамках Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
2- активные собственники жилых помещений в МКД, а именно председатели и активисты МКД, ТОС, ТСЖ.
В заключении стоит отметить, что заявленная тема соответствует Национальному проекту "Цифровая экономика", реализуемому до 2024 года, а в частности направлению - "Цифровые технологии", в рамках которого предусмотрена необходимость увеличения количества оказания правовых и иных социальных услуг в дистанционном формате.
Развитие общественного контроля в сфере ЖКХ
В настоящее время сфера ЖКХ находится под пристальным вниманием государства и общества, поскольку значительное число потребителей не удовлетворены качеством услуг, оказываемых в данной сфере. Это подтверждается аналитикой Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ НП «………» по итогам анализа обращений граждан во втором полугодии 2020 года и опытом работы нашей Общественной организации. Предпосылки такого положения вещей разные. Это и изношенность коммунальной инфраструктуры, и злоупотребление своими правами участников рынка сферы управления многоквартирными домами и т.д. Наряду с этим, существенную роль в формировании негативных тенденций в сфере ЖКХ оказывает невысокая грамотность населения в вопросах содержания многоквартирных домов и, как результат, невозможность решать проблемы, возникающие в процессе повседневного взаимодействия с управляющими организациями. Все это способствует появлению у рядовых собственников жилья и жилищных активистов, состоящих в советах многоквартирных домов, бесхозяйного отношения к многоквартирному дому, снижению инициативности в вопросах управления им. В свою очередь это сказывается на качестве общественного контроля над предоставлением услуг по содержанию жилья. В таких условиях рыночная модель предоставления жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемых исключительно за счет потребителей, реализуется недостаточно эффективно. Потребитель должен быть грамотным заказчиком данных услуг и контролировать их предоставление. Безусловно невозможно добиться того, чтобы каждый жилец многоквартирного дома досконально разбирался в сфере ЖКХ, этого и не требуется. В соответствии со ст. 161.1. Жилищного кодекса РФ в каждом многоквартирном доме должны создаваться советы многоквартирных домов. Именно они представляют интересы собственников жилья в отношениях с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, чаще всего инициируют проведение общих собраний собственников по вопросам содержания жилья. Поэтому важно, чтобы в советы многоквартирных домов входили грамотные, инициативные собственники жилья, способные осуществлять реальный общественный контроль за состоянием многоквартирных домов и принимать меры к своевременной защите прав собственников жилья.
В настоящее время сфера ЖКХ находится под пристальным вниманием государства и общества, поскольку значительное число потребителей не удовлетворены качеством услуг, оказываемых в данной сфере. Это подтверждается аналитикой Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ НП «………» по итогам анализа обращений граждан во втором полугодии 2020 года и опытом работы нашей Общественной организации. Предпосылки такого положения вещей разные. Это и изношенность коммунальной инфраструктуры, и злоупотребление своими правами участников рынка сферы управления многоквартирными домами и т.д. Наряду с этим, существенную роль в формировании негативных тенденций в сфере ЖКХ оказывает невысокая грамотность населения в вопросах содержания многоквартирных домов и, как результат, невозможность решать проблемы, возникающие в процессе повседневного взаимодействия с управляющими организациями. Все это способствует появлению у рядовых собственников жилья и жилищных активистов, состоящих в советах многоквартирных домов, бесхозяйного отношения к многоквартирному дому, снижению инициативности в вопросах управления им. В свою очередь это сказывается на качестве общественного контроля над предоставлением услуг по содержанию жилья. В таких условиях рыночная модель предоставления жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемых исключительно за счет потребителей, реализуется недостаточно эффективно. Потребитель должен быть грамотным заказчиком данных услуг и контролировать их предоставление. Безусловно невозможно добиться того, чтобы каждый жилец многоквартирного дома досконально разбирался в сфере ЖКХ, этого и не требуется. В соответствии со ст. 161.1. Жилищного кодекса РФ в каждом многоквартирном доме должны создаваться советы многоквартирных домов. Именно они представляют интересы собственников жилья в отношениях с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, чаще всего инициируют проведение общих собраний собственников по вопросам содержания жилья. Поэтому важно, чтобы в советы многоквартирных домов входили грамотные, инициативные собственники жилья, способные осуществлять реальный общественный контроль за состоянием многоквартирных домов и принимать меры к своевременной защите прав собственников жилья.
Эффективное использование средств фондов капитального ремонта многоквартирных домов
Существующая система капитального ремонта является сложным, многоуровневым механизмом, который за годы своего существования проявил большое количество системных проблем, к которым, в первую очередь, следует отнести:
- отсутствие надлежащего планирования текущих программ капитального ремонта. Одним из важных этапов капремонта является создание краткосрочной (годовой) программы. На этом этапе необходимо взаимодействие всех его участников, при активной позиции собственников. Далеко не всегда эти механизмы отлажены, что затрудняет процесс реализации планов капитального ремонта, и зачастую негативно сказывается на его результате;
- нарушения при закупках, которые по данным ФАС России, носят систематический характер. Закономерным итогом подобных нарушений становиться снижение качества выполняемых подрядными организациями работ;
- при этом важнейшей проблемой сферы является низкая активность собственников. Зачастую они не принимают участия в процессе капитального ремонта общедомового имущества ни на стадии принятия решений, ни на стадии контроля выполняемых подрядными организациями работ. Институт собственников имеет большое значение во многих процедурах подготовки, проведения и контроля за работами подрядчиков. Устранение собственников от участия в процессах ремонта общедомового имущества создает благоприятную среду фактически для всех иных негативных факторов системы капитального ремонта в целом;
- кроме того, вызывает большие опасения состоятельность действующей системы финансирования региональных программ капитального ремонта. Большинство региональных фондов капитального ремонта испытывают сложности в вопросах финансирования запланированных объемов работ. Дефицит их бюджетов вызывает опасения своевременной реализации региональных программ, что в свою очередь приводит к выводу о целесообразности принятия собственниками решений о переходе на специальные счета, в большей степени контролируемые самими собственниками.
Наличие указанных проблем негативным образом отражается на оценке населением реализуемых программ в сфере капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, вызывает социальное напряжение среди населения в случаях, когда по каким либо причинам сдвигаются сроки выполнения работ по капитальному ремонту, на невысоком уровне остается качество выполняемых работ.
Существующая система капитального ремонта является сложным, многоуровневым механизмом, который за годы своего существования проявил большое количество системных проблем, к которым, в первую очередь, следует отнести:
- отсутствие надлежащего планирования текущих программ капитального ремонта. Одним из важных этапов капремонта является создание краткосрочной (годовой) программы. На этом этапе необходимо взаимодействие всех его участников, при активной позиции собственников. Далеко не всегда эти механизмы отлажены, что затрудняет процесс реализации планов капитального ремонта, и зачастую негативно сказывается на его результате;
- нарушения при закупках, которые по данным ФАС России, носят систематический характер. Закономерным итогом подобных нарушений становиться снижение качества выполняемых подрядными организациями работ;
- при этом важнейшей проблемой сферы является низкая активность собственников. Зачастую они не принимают участия в процессе капитального ремонта общедомового имущества ни на стадии принятия решений, ни на стадии контроля выполняемых подрядными организациями работ. Институт собственников имеет большое значение во многих процедурах подготовки, проведения и контроля за работами подрядчиков. Устранение собственников от участия в процессах ремонта общедомового имущества создает благоприятную среду фактически для всех иных негативных факторов системы капитального ремонта в целом;
- кроме того, вызывает большие опасения состоятельность действующей системы финансирования региональных программ капитального ремонта. Большинство региональных фондов капитального ремонта испытывают сложности в вопросах финансирования запланированных объемов работ. Дефицит их бюджетов вызывает опасения своевременной реализации региональных программ, что в свою очередь приводит к выводу о целесообразности принятия собственниками решений о переходе на специальные счета, в большей степени контролируемые самими собственниками.
Наличие указанных проблем негативным образом отражается на оценке населением реализуемых программ в сфере капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, вызывает социальное напряжение среди населения в случаях, когда по каким либо причинам сдвигаются сроки выполнения работ по капитальному ремонту, на невысоком уровне остается качество выполняемых работ.
Перейти в другой раздел: