Городская премия в области инклюзивного образования
Профессия специального педагога сегодня – одна из наиболее востребованных. Количество детей с ОВЗ и инвалидностью ежегодно растёт (по данным ФГИС "Федеральный реестр инвалидов"), и организация комплексной реабилитации таких детей, способствующей восстановлению их способностей к социальному функционированию, является одной из важнейших общественных задач.Специальные педагоги, работающие с детьми-инвалидами – дефектологи, логопеды, психологи, тифлопедагоги и др. – люди, которые постоянно находятся в состоянии высокого эмоционального напряжения. В своем ежедневном труде они обязаны проявлять особую чуткость, терпеливость, сострадание к детям с ограниченными возможностями здоровья. Педагогам приходится преодолевать значительное эмоциональное, физическое и душевное напряжение. Многими исследователями отмечено, что педагоги видят связь между психическим здоровьем учителей и учащихся. Сами педагоги определяют у себя бедность эмоций, деформацию отношений с родителями детей и другими людьми, снижение самооценки и значимости собственных достижений (Лобанова А. В. и др., Научно-методический электронный журнал «Концепт», т. 20, 2014).Согласно исследованию специалистов ФГБУ «....» Минздрава России, педагоги наряду с медицинскими работниками и работниками уголовно-исправительной сферы входят в группу риска по развитию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Более того, у 60% педагогов со стажем больше 20 лет этот синдром уже сформирован. (исследование НИИ ДПО, 2021) Чаще всего у них отмечаются повышенная тревожность, постоянная усталость, раздражительность, напряженность, нарушение аппетита, сна, частые заболевания, негативное отношение к ученикам и их родителям, коллегам, потеря интереса к работе и даже к жизни.Нельзя не отметить и такой фактор, как низкая заработная плата специальных педагогов. Конечно, за последние несколько лет в государственной системе образования произошли положительные сдвиги, в различных регионах выделяются субсидии на премии педагогам, и всё же в целом зарплата специальных педагогов в среднем на 10000 меньше, чем средняя по стране по данным Росстата.
Представленный проект «............» призван повысить мотивацию специальных педагогов к качественной работе с детьми с ОВЗ и снизить риски профессионального выгорания. Участие в проекте ценно не только возможностью получить денежную премию, но и признанием профессиональных заслуг, и участием в профессиональном мероприятии по обмену опытом и разработке образовательных проектов.Специальный педагог – особая профессия, и поддержка специалистов, занимающихся этим сложным трудом, является важнейшей задачей, напрямую влияющей на качество обучения и социализации детей с инвалидностью. И системная государственная работа, и проекты общественных организаций должны содействовать поддержанию престижа и высокой значимости профессии специального педагога, выявлению и поддержке талантливых специалистов в области специального образования.