Методические материалы -
Социально-значимые проекты
сайт   Описание проектов
   Социальная значимость
   Цели и задачи

   Отчетность
   Другое
Формирование у детей с синдромом Дауна навыков общения
 
Социальная значимость
Формирование у детей с синдромом Дауна навыков общения

Исследования показывают, что у детей с синдром Дауна имеются различия между развитием рецептивного языка(понимание сказанного и объем пассивного словаря) и речью(способностью произносить слова), т.е. дети понимают гораздо больше, чем могут выразить словами. Это объясняется различными причинами, включая анатомические особенности строения речевого аппарата, снижение мышечного тонуса, особенности обработки информации(зрительная память развита гораздо лучше слуховой, часто встречается нарушения слуха, сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений). При всех трудностях в развитии речи, коммуникация(способность передавать и принимать сообщение от партнера) и рецептивный язык(понимание обращенной речи) являются сильными сторонами ребенка с синдромом Дауна. Дети с синдромом с рождения успешно развивают различные коммуникативные функции - просить, отказываться, делиться информацией, отвечать на вопросы, использовать вежливые формы общения и т.д., но у них часто не бывает доступных средств для выражения собственных мыслей. Если у ребенка нет других возможностей выразить свои желания, привлечь внимания собеседника, то он использует для этого поведение(толкает, хватает за руки, бросает нелюбимую еду и ли игрушку, хватает собеседника за руки или одежду и т.п.), что часто в обществе трактуется, как невоспитанность и проявление агрессии, на самом же деле является типичным поведением детей, находящихся на ранних стадиях развития коммуникации, когда для выражения своих потребностей человек использует не символ(слово, жест или другой знак), а собственное тело и/или голос(крик, плач). Если ребенку 3-4года это можно пережить, а если ему 14-15... И это становится большой проблемой не только этого ребенка, но и его семьи. По данным статистики лишь треть детей с синдромом Дауна считаются условно "говорящими". Больше половины детей с синдромом Дауна, которые могут посещать коррекционные школы не говорят вообще. Об инклюзивном образовании таких детей говорить вообще не приходится. И дальнейшая их социально активная жизнь в обществе становится под большим вопросом. Семья замыкается на своем ребенке, дети разобщены, не умеют заводить друзей, с ними не хотят общаться сверстники. Если же говорить о включении прагматического аспекта коммуникации в работу педагогов, и в частности специалистов по развитию речи, но этот вопрос, по-видимому, еще не рассматривался достаточно серьезно. Так, А.Г.Арушанова, ведущий научный сотрудник Центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца, выделяла два аспекта: овладение языком и умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях(т.е. прагматический компонент), отмечает, что диагностика коммуникативной компетенции у детей как методологически, так и на практическом уровне почти не разработана. Эту озабоченность разделяют С.Н. Цейтлин и В.Л.Рыскина, специалисты из Санкт-Петербурга. Они выделяют в коммуникативной компетенции ребенка системно-языковой и прагматический компоненты и отмечают, что среди существующих данных особенно мало таких, которые относятся к раннему возрасту. А в этом возрасте необходимо фиксировать, "в каком степени ребенок овладел способностью быть полноправным партнером в коммуникации со взрослым или с другим ребенком - привлекать внимание взрослого к заинтересовавшей его ситуации, просить тот или иной предмет, реагировать на вопросы взрослого и самому задавать вопросы, вербальным или невербальным образом реагировать на побуждение совершить то или иной действие..." Дети с синдромом Дауна реже, чем типично развивающиеся дети того же психологического возраста, сигнализируют собеседникам, что они не поняли сказанного. Это было обнаружено в ходе заданий, которые требовали, чтобы участники просили что-то прояснить или добавить информации. Однако сами они в большинстве своем отвечают на просьбы о разъяснении непонятных высказываний, чтобы восстановить прерванный процесс коммуникации. И это, по мнению исследователей, можно отнести к сильным сторонам развития людей с синдромом Дауна. Несмотря на ограниченный лексический запас и несовершенное владение грамматическим строем языка, еще одной относительно сильной стороной ученые склонны считать способность людей с синдромом Дауна к нарративу - рассказу, последовательному изложению элементов истории. Как показывает практика, эти способности можно подкреплять целенаправленными вопросами и визуальной поддержкой, которая важна с учетом трудностей восприятия ими информации на слух. Итак, дети дети с синдромом Дауна обнаруживают сложный профиль развития прагматики, в котором присутствуют сильные и слабые стороны. Проект направлен на оказание помощи по развитию коммуникативных навыков у детей с синдромом Дауна. По оказанию помощи семье в принятии такого ребенка и выстраивания общения с ним.
Развитие социальных навыков детей с синдромом Дауна от 6 до 9 лет для подготовки к школе

В современном мире тема инклюзии активно обсуждается общественностью. Инклюзия, как процесс, который основан на понимании, что инвалиды могут и должны быть вовлечены в социум, проникает во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. На данный момент в ......... и области проживает примерно 150 семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна разных возрастов от (0 до 22 лет). В сентябре 2023 года 9 детей с синдромом Дауна готовятся пойти в первый класс. 10 детей идут в первый класс в 2024 году, из них пять детей будут обучаться в обычной школе в ресурсном классе. Все дети нуждаются в коррекционной и социальной поддержке, так как приступают к новому этапу жизни - школа. Чтобы дети могли стать успешыми членами инклюзивного общества им нужно обладать важными навыками и компетенциями, не важно будут ли они учится в коррекционной школе или в условиях инклюзии. Они больше не малыши и требования норм поведения и взаимодействия в социуме к ним увеличивается.
К сожалению, в городе отсутствуют специальные программы подготовки особенных детей, в том числе детей с синдромом Дауна, к школе. Хотя данному направлению в дополнительном образовании нормотипичных детей уделяется большое внимание. Проблема в том, что часто фокус внимания родителей особенных детей направлен на решение других более важных проблем, например, здоровье ребенка, задержка развития и подготовка к школе кажется уже второстепенной задачей. Поэтому часто получается так, что достигнув школьного возраста ребенок не умеет взаимодействовать со сверстниками, не обладает необходимыми социальными навыками и навыками самообслуживания или они развиты недостаточно. Начало школьного периода в жизни ребенка - это стресс и переживания для любого родителя, а для родителя ребенка-инвалида особенно. Если ребенок и родитель не были подготовлены к этому периоду это является стрессом вдвойне. Как показал опрос у родителей детей с синдромом Дауна очень высокая тревожность и опасения по поводу адаптации ребенка к школе, они нуждаются в консультационной поддержке. По данным опроса также видно, что большинство детей не занимались подготовкой к школе, родители указывают на ряд дефицитов, которые будут препятствовать успешному включению в учебный школьный процесс такие как: отсутствие самостоятельность, пугливость, отсутствие базовых академических навыков, сниженная концентрация внимания и усидчивость.
В системе образования каждый родитель официально по объективным причинам может продлить ребенку детство и отложить начало школьного периода на один год, на данный момент двум детям 2016 года рождения в этом отказали. Очень важно сейчас оказать поддержку детям, которые идут в первый класс в сентябре 2023. Психологическую - родителям, детям дополнительно формировать навыки и корректировать поведение, чтобы они могли комфортно чувствовать себя в новых условиях образовательного процесса. Также важно подготовить первоклассников 2024 года, особенно тех кто идет в инклюзивную среду - сформировать навыки, научить взаимодействию, развить коммуникацию, провести подготовительную работу с родителями и школой.
 
Перейти в другой раздел:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2025