Методические материалы -
Социально-значимые проекты
сайт   Описание проектов
   Социальная значимость
   Цели и задачи

   Отчетность
   Другое
Оказание ранней помощи детям с ментальными нарушениями
 
Социальная значимость
Оказание ранней помощи детям с ментальными нарушениями

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме ранней помощи детям с выраженными формами ментальных нарушении с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. Ежегодно увеличивается число неговорящих малышей, детей с неразборчивой речью и нарушением слуха, а это приводит к серьёзным проблемам психического, физического и умственного развитие детей,что отражается на их деятельности, поведении и формировании личности в целом. По данным Федерального реестра инвалидов в . . . . . . . на апрель 2024г. проживает – 17875 (7%- населения . . . . . . . ) детей инвалидов и 15 742 детей с ограниченными возможностями здоровья из них 62% дети с ментальными нарушениями. За 2023г. – в сети Реабилитационных центров «.......» комплексную реабилитацию прошли более 1500 детей инвалидов и детей ОВЗ, из них 986 детей – это дети с ментальными нарушениями (РАС ,ЗПР, ЗРР, СДВГ, УО). И такая ситуация наблюдается по всей стране около 900 тысяч из более чем 26 миллионов несовершеннолетних россиян страдают ментальными нарушениями. Дети с ментальными нарушениями появляются сейчас повсеместно и по мнению заслуженного врача России ,сенатора Владимира Круглого – это обуславливается наследственными, перинатальными факторами, а также факторами внешней среды и социального окружение ребенка . Безусловно поддержка государства в отношении детей с ментальными нарушениями увеличивается , появляются федеральные и региональные программы поддержки, это программа «Доступная среда», федеральная программа "Социальная поддержка инвалидов", и федеральные проекты «Успех каждого ребенка» и «Поддержка семей, имеющих детей», совершенствуется диагностическая и лечебно-коррекционная база, открываются дошкольные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, группы кратковременного пребывания, в которых дети с ментальными нарушениями могут получить квалифицированную помощь. "Действительно, если есть серьезные опасения в том, что сегодняшнее состояние ребенка может перерасти в инвалидность, нужно не допустить этого. Очень важно вовремя вмешаться. Так что работа по раннему вмешательству чрезвычайно важная", - отреагировал В. В. Путин. На сегодняшний день в ходе анкетирования родителей детей от 0 -4 лет проходящим курс реабилитации по реестру поставщиков социальных услуг были заданны вопросы: Посещаете ли вы бесплатные дошкольные , компенсирующие группы ранней коррекционной помощи? 87% - родителей ответили, что в подавляющем большинстве бесплатно - эта помощь оказывается детям, начиная с 4-летнего возраста из них 62% родителей ответили ,что посещают платные занятия логопеда ,дефектолога ,психолога – но это очень затратно (1 занятие 1500 -2000 рублей). Таким образом, дети раннего возраста в большинстве случаев оказываются за рамками специальной помощи и образования. Говоря о раннем возрасте, мы имеем в виду возраст от 0 до 4-х лет период является наиболее ответственным в жизни ребенка, поскольку именно в это время у него развиваются ориентировочно-познавательная деятельность, моторные функции, речь. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, чувствительность к стимуляции и специализированным воздействиям делает ранний возраст периодом интенсивного формирования всех органов ,систем организма и особенно психического развития. При условии раннего выявления (не позднее 4–6-месячного возраста ребенка) и организации адекватного медико-психолого-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация функций могут быть достигнуты в 70% случаев к 3 годам. Руководство АНО «.......» считает ,что проект полностью соответствует подписанному указу Президентом РФ В. В. Путиным «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», а именно в рамках Национальной цели развития сохранение населения, здоровье и благополучие людей -проект решает сразу 3 основные проблемы:
1) Развитие службы ранней помощи в отдаленных районах . . . . . . . (Активное взаимодействие с Центральными больницами района и руководством района , вовлечение в работу узконаправленных специалистов и проведения бесплатных занятий направленных на преодолении речевых и сенсорных нарушений, социализации и комплексному развитию личности).
2) Появление в отдаленном районе специализированного инновационного реабилитационного оборудования направленного на уменьшение разрыва между временем определения первичного нарушения в развития ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы, снижения временных границ начала психолого-педагогического процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).
3)Психологическая консультация и обучение родителей эффективным технологиям работы с поведением ребенка , созданию развивающей среды дома, и повышению их компетентности в вопросах реабилитации и социализации ребенка.
Служба ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра (далее-РАС) в возрасте от рождения до 8 лет

Об актуальности проблемы, на решение которой направлен проект, свидетельствует его широкая поддержка со стороны родительской общественности, а так же научные исследования. По данным Всероссийского мониторинга 2020 года, опубликованного Московским государственным психолого-педагогическим университетом, общая численность обучающихся с РАС в 2020 году в России составила 32899 человек. Среди детей с РАС охвачены деятельностью служб ранней помощи 1,74% (572 ребенка); 8089 (24,5%) детей получают образовательные услуги на уровне дошкольного образования; 60% — школьники, обучающиеся на уровнях начального, основного и среднего общего образования (19852 человека). Отмечается невысокий охват услугами на уровне ранней помощи, что свидетельствует о несформированности системы ранней помощи в Российской Федерации. Результаты, полученные в ходе мониторинга, и их сравнение с данными мировой статистики продолжают свидетельствовать о недостаточной выявляемости детей с РАС в России. Анализ данных показал, что соотношение численности детей с РАС и общей детской популяции (0—18 лет) в России составляет 1:961, что отличается в 6 раз (1:160) от данных мировой статистики. Трудности диагностики обусловлены недостатком подготовленных специалистов в системе здравоохранения и отсутствием широкого применения в России общепринятых стандартизированных скрининговых и диагностических инструментов.
Аналогичным образом складывается ситуация на территории нашего региона. В ......... области (по данным Министерства здравоохранения ......... области) проживает 4856 детей-инвалидов, из них 602 в возрасте от 0 до 4 лет (12,5%), 1520 в возрасте от 5 до 9 лет (31%). Рассматривая психические расстройства и расстройства поведения, а именно: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, дезинтегративное расстройство детского возраста, мы можем наблюдать, что из 327 детей-инвалидов только 23 имеют данный диагноз в возрасте от 0 до 4 лет (7%). Анализ данных позволяет нам предполагать, что выявление детей группы риска в нашем регионе осуществляется не на должном уровне. Проблемы выявления и уточнения диагноза РАС, а также определения образовательной диагностической группы помогут решить апробация и внедрение стандартизированных методов диагностики аутизма. К сожалению, в медицинских организациях ......... области отсутствует диагностика ADOS-2, эффективность которой доказана во всем мире.
По данным ежегодного мониторинга, предоставленного Региональным ресурсным центром по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра, в ......... области раннюю помощь детям с РАС оказывают лишь 4 службы ранней помощи. Подходы к оказанию ранней помощи в нашем регионе различны, соответствующие услуги оказываются либо в недостаточном объеме (на курсовой основе, 14 - 21 день в год), либо перечень услуг является неполным (диагностика детей и консультирование родителей; только консультирование). Учреждения дошкольного образования города ......... оказывают раннюю помощь детям с ОВЗ, но за исключением детей с РАС. По данным вышеуказанного мониторинга единственным дошкольным образовательным учреждением в регионе, где дети с РАС могут получить раннюю помощь, является МБДОУ «Детский сад №10 «Елочка» города ......... , ......... области, в городе ......... подобных учреждений нет.
В результате анализа данных Всероссийского мониторинга выявлено, что кадровая проблема по обеспечению специалистами детей и обучающихся с РАС в Российской Федерации сохраняется. Результаты мониторинга показали, что более чем 24448 педагогам различных специальностей, работающим с лицами, имеющими РАС, необходимо пройти соответствующие курсы повышения квалификации по направлениям их деятельности. По данным Регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра с детьми целевой группы в ......... области работают 434 педагога, из них 155 педагогов, прошли курсовую подготовку по работе с детьми с РАС. Об актуальности данной проблемы в нашем регионе свидетельствуют письма поддержки со стороны образовательных организаций.
Одним из эффективных способов ранней помощи детям с аутизмом во всем мире является обучение родителей. Широкий интерес со стороны родительской общественности, проявленный к тренинговым мероприятиям, проведенным в рамках I этапа реализации проекта «Радуга надежды», свидетельствует о необходимости внедрения программ раннего вмешательства, ориентированных на помощь детям через обучение их родителей.
Таким образом, реализация данного проекта будет способствовать решению указанных проблем и позволит добиться существенного улучшения качества жизни детей с РАС и их семей.
 
Перейти в другой раздел:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2025