Методические материалы -
Социально-значимые проекты
сайт   Описание проектов
   Социальная значимость
   Цели и задачи

   Отчетность
   Другое
Формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков у подростков с РАС в обычной жизни
 
Социальная значимость
Формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков у подростков с РАС в обычной жизни

Согласно данным Министерства здравоохранения на конец 2023 года, диагноз "аутизм" установлен у 449 детей до 17 лет (398 детей до 14 лет и 51 ребёнок от 15 до 17 лет), а на конец 2021 года этот диагноз был установлен 381 ребенку в возрасте до 18 лет (см. ответы на запросы от 06.04.2021г. и 08.02.2024г.). С каждым годом количество детей с аутизмом увеличивается. При этом нарушении возникают большие трудности во взаимодействии с окружающими и, как следствие, особенности поведения, вплоть до социальной неприемлемого. Накапливаясь, эти сложности всё больше и больше ограничивают жизнь семьи ребёнка с РАС. С одной стороны, нежелательное поведение ребёнка не даёт возможности посещать общественные места, ходить в гости, иногда и на прогулки. С другой стороны, трудности с коммуникацией ограничивают обучение и самостоятельность ребёнка, привязывая семью всё больше и больше к его бытовым нуждам. Для подготовки этого социального проекта среди родителей детей с аутизмом была распространена анкета посредством социальной сети ВКонтакте и мессенджер Вотсап. Анкету заполнили 52 респондента. Анализ анкетирования показал, что 82% подростков с РАС не владеют навыками личной гигиены согласно возрасту, только 5% могут самостоятельно разогреть себе еду, и только 2% принимает участие в ежедневной домашней рутине. Эти трудности не только негативно сказываются на ежедневном быте семьи, но и формируют обоснованные опасения родителей о том, как будет существовать их ребёнок во взрослой жизни. Чем меньше будет уметь человек с РАС, тем более зависим он будет от окружающих. При этом остро встаёт вопрос о его сопровождении, когда родители уже не смогут его осуществлять в силу возраста или иных причин. В результате, беспомощный взрослый с аутизмом попадает в психоневрологический интернат. Мысли об этом не могут не страшить родителей, порождая высокий уровень тревожности у всех членов семьи, существенно снижая качество жизни. При этом, особенности детей с РАС таковы, что им требуется многократное регулярное повторение материала для запоминания: изо дня в день выполнение одних и тех же заданий. Поэтому формирование социально-бытовых навыков необходимо начинать как можно раньше. Проект позволит заложить прочный фундамент коммуникативных и социально-бытовых навыков, перенести их в обычную жизненную среду и заложить основу для сопровождаемого проживания людей с РАС при минимальной поддержке специалистов. С 1 января 2022 года клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра» стали обязательными в России (Постановление правительства РФ от 17.11.2021 N 1968). Эти рекомендации - официальный документ, в котором собраны все безопасные и эффективные диагностические, лечебные и психолого-педагогические вмешательства, рекомендованные к использованию при оказании помощи детям с РАС. В соответствии с научными данными, отраженными в Клинических рекомендациях по РАС, эффективность обучения и социализации детей с РАС достигается методами прикладного анализа поведения (Раздел 3): "В настоящий момент не одобрено ни одного лекарственного препарата, способного влиять на ключевые симптомы РАС. Основные методы лечения РАС носят преимущественно немедикаментозный характер и включают поведенческие, образовательные и психологические вмешательства». В рамках нашего проекта планируется применение этого метода на всех этапах реализации. Для подготовки этого проекта были сделаны запросы в ГБОУ «Краевой психологический центр» и ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города .........». Согласно полученных ответов, рекомендованные Клиническими рекомендациями по РАС методы прикладного анализа поведения не используются в этих профильных учреждениях, используется лишь метод игровой терапии и классическая дефектология. Постоянная работа над социально-бытовыми навыками у детей с РАС не ведется. Кроме того, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города .........» не может удовлетворить запросы родителей об обучении детей в учреждении: на 2024-2025 учебный год было подано 44 заявления, а принято было всего лишь 17 детей с особенностями психического развития (см. ответы на запросы от 26.07.2023г. и 27.08.2024г.). При ГБУЗ «......... краевая клиническая психиатрическая больница №1» функционирует «Школа аутизма», но и там методы прикладного анализа поведения не применяются и не ведется работа над социально-бытовыми навыками у детей с РАС. Об этих фактах говорит ……, доктор медицинских наук, руководитель Отделения клинико-патогенетических проблем детской и подростковой психиатрии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени ……» Минздрава России, президент Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику: "Но в государственных учреждениях, насколько мне известно, этих методов практически нет...."
 
Перейти в другой раздел:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2025