Финансовая грамотность молодежи
Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. Но для чего она нужна школьникам? Финансовая грамотность дает необходимое условие социализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к социуму, финансовым отношениям, самостоятельности, уважения к себе, окружающим товарищам, своим родителям и другие ценные качества. Но нельзя недооценивать и предпринимательство. Предпринимательская деятельность в образовательном контексте помогает учащимся стать более гибкими, уверенными в себе, независимыми, уметь принимать решения, планировать, более творчески подходить к делу, решать проблемы, ориентироваться в ситуации, взаимодействовать с партнерами, иметь больше социальных навыков, информации о бизнесе, лучше узнать себя и научиться руководить.
Для того, чтобы убедиться, что молодежь заинтересована в повышении своей финансовой и предпринимательской грамотности, мы провели опрос. В котором говориться : 82,6% опрошенных считают недостаточным количество своих знаний в финансовой сфере, а 93,9% из них хотели бы получать дополнительные знания в этой теме. Не менее 36% респондентов ответили, что пытались самостоятельно приобретать знания в финансовой сфере, но у них не получалось сделать это успешно. Целых 99,1% участников опроса считают, что молодежи ................... области необходимо повышать уровень своей фин грамотности. Эти данные также подтверждает сатья из интернет ресурса (chelyabinsk.bezformata. com /listnews/finansovaya-gramotnost-pozvolit-prinimat/102570307 / )
“…В своем выступлении Алексей Ларин отметил рост закредитованности населения в 2021 году и сохранение этой тенденции в наступившем 2022 году…”. Исходя из результатов опроса и материалов статьи, удалось выявить проблему - Нехватка условий для молодежи в возрасте от 14 до 18 лет, позволяющих повышать их личный уровень финансовой грамотности, а также приобретать дополнительные знания и компетенции в финансовой сфере. Основными причинами этой проблемы стали: 1)Слабая информированность целевой аудитории о имеющихся курсах по финансовой грамотности. 2) Высокая цена за платные, качественно проработанные, курсы по финансовой грамотности с интересной методической базой. 3) Отсутствие курсов по финансовой грамотности, которые дают не только теоретические, но и практические знания
Финансовая грамотность молодежи
Социальная значимость > Предпринимательство, Профориентация, Трудовые подвиги > Финансовая грамотность молодежи | Поиск в этой теме
Социальная значимость
Финансовый фестиваль для детей и молодежи
Современная молодежь является активным потребителем товаров и услуг. Все в большей степени она становится основным объектом внимания и главным целевым сегментом для розничных торговых сетей, производителей рекламы, финансовых организаций. Недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования, кредитования и других финансовых инструментов приводит к необдуманным решениям, за которые придется расплачиваться на протяжении многих лет.
Чем раньше молодежь усвоит основные финансовые понятия, знания, навыки управления личными финансами, тем раньше у нее будут сформированы полезные привычки в области управления финансами (например, привычка вести учет расходов, планировать доходы, накопления и т.д.), а как известно, именно полезные привычки, в итоге, определяют насколько успешен тот или иной человек.
Между тем, несмотря на значительные усилия, которые предпринимают профильные государственные и негосударственные организации для решения этой проблемы, она все еще стоит достаточно остро. Так, по данным Банка России, который провел исследование и предоставил общественности усредненный «индикатор финансовых знаний», его показатель оказался равен 1,97 из 6 возможных баллов.
Поскольку обучение финансовой грамотности в игровой форме не включено в обязательную образовательную программу, то реализация проекта с использованием инструментов игрофикации значительно повышает к нему интерес целевой аудитории.
Между тем, опыт работы нашей организации в области защиты прав потребителей побудил нас обратить внимание на финансовое просвещение граждан и формирование финансовой культуры региона. Именно финансовая культура является залогом устойчивого развития как отдельных домохозяйств, организаций и региона в целом.
В настоящее время уровень финансовой грамотности населения в целом и молодежи, в частности, находится на достаточно низком уровне. Так, согласно исследованию Национального агентства финансовой информации (НАФИ), проводимого в рамках реализации Стратегии развития финансовой грамотности Минфина РФ индекс финансовой грамотности в России в 2019 году составил 12,37 балла (из 27 возможных), в ......... области- 12,26.
Все это вызывает необходимость внедрения в работу по повышению финансовой грамотности молодежи новых образовательных и просветительских инструментов, одним из которых является edutainment (обучение через развлечение) подход, являющийся базовым для планируемого к проведению весной 2023 года проекта ФинФеста-Молодость.
Современная молодежь является активным потребителем товаров и услуг. Все в большей степени она становится основным объектом внимания и главным целевым сегментом для розничных торговых сетей, производителей рекламы, финансовых организаций. Недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования, кредитования и других финансовых инструментов приводит к необдуманным решениям, за которые придется расплачиваться на протяжении многих лет.
Чем раньше молодежь усвоит основные финансовые понятия, знания, навыки управления личными финансами, тем раньше у нее будут сформированы полезные привычки в области управления финансами (например, привычка вести учет расходов, планировать доходы, накопления и т.д.), а как известно, именно полезные привычки, в итоге, определяют насколько успешен тот или иной человек.
Между тем, несмотря на значительные усилия, которые предпринимают профильные государственные и негосударственные организации для решения этой проблемы, она все еще стоит достаточно остро. Так, по данным Банка России, который провел исследование и предоставил общественности усредненный «индикатор финансовых знаний», его показатель оказался равен 1,97 из 6 возможных баллов.
Поскольку обучение финансовой грамотности в игровой форме не включено в обязательную образовательную программу, то реализация проекта с использованием инструментов игрофикации значительно повышает к нему интерес целевой аудитории.
Между тем, опыт работы нашей организации в области защиты прав потребителей побудил нас обратить внимание на финансовое просвещение граждан и формирование финансовой культуры региона. Именно финансовая культура является залогом устойчивого развития как отдельных домохозяйств, организаций и региона в целом.
В настоящее время уровень финансовой грамотности населения в целом и молодежи, в частности, находится на достаточно низком уровне. Так, согласно исследованию Национального агентства финансовой информации (НАФИ), проводимого в рамках реализации Стратегии развития финансовой грамотности Минфина РФ индекс финансовой грамотности в России в 2019 году составил 12,37 балла (из 27 возможных), в ......... области- 12,26.
Все это вызывает необходимость внедрения в работу по повышению финансовой грамотности молодежи новых образовательных и просветительских инструментов, одним из которых является edutainment (обучение через развлечение) подход, являющийся базовым для планируемого к проведению весной 2023 года проекта ФинФеста-Молодость.
Финансовая грамотность подростков
По данным Управления по делам молодежи г.............., на начало 2022 года в городе проживает 21620 человек в возрасте от 14- 17 лет. Три четверти подростков в возрасте от 14 до 17 лет имеют собственные денежные средства, но только 16% родителей интересуются мнением младших членов семьи по тем или иным финансовым вопросам. При этом мальчики чаще девочек отмечают наличие собственных денег – 81% против 70% соответственно.Большинство родителей не привлекают своих детей к вопросам планирования семейного бюджета и не обсуждают с ними вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами. Поэтому знания детей и подростков в сфере грамотного распоряжения личными финансами находятся на низком уровне, что в результате может привести к рисковому поведению и снижению благосостояния в старшем возрасте.Исследование финансовой грамотности детей и подростков в России, а также факторов, оказывающих наибольшее влияние на их финансовое поведение, впервые было проведено Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) при генеральном партнерстве MasterCard и поддержке Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС, Ассоциации российских банков и международной организации Child and Youth Finance International.Опрос родителей, проведенный в апреле — мае 2021года, показал, что только 8% из них ведут детальный учет доходов и расходов семьи. Большинство (77%) вообще не ведут бюджет и не привлекают (73%) своих детей к вопросам, связанным с семейным бюджетом.Поскольку очень часто подростки исключены из процесса финансового планирования семьи, формируется модель поведения, при которой они предпочитают тратить, а не копить. Как показало исследование, более половины подростков тратят все или почти все деньги на текущие нужды (57%).Как детям, так и подросткам не хватает знаний в области кредитования: они имеют лишь смутное представление о том, как выдаются данные продукты, не различают поставщиков услуг, например, банки или микрофинансовые организации. Банки, по мнению детей и подростков, отвечают за выдачу займов и хранение денежных средств.Невысока осведомленность о сберегательных продуктах. Дети в возрасте до 16 лет затрудняются дать им определение, равно как и некоторые подростки среднего возраста (от 14 до 16 лет). Только в старшей возрастной группе участники исследования смогли объяснить, что такое «вклад» или «сберегательная книжка», однако затруднились объяснить, что такое «депозит».Некоторые подростки (от 14 до 16 лет) практически не знают о том, что такое страхование.Функцию этой услуги они сводят к починке имущества, пострадавшего из-за несчастного случая. Инвестиционные продукты также практически незнакомы участникам исследования, подростки из старшей возрастной группы смогли охарактеризовать данное понятие только через ассоциации с вложениями в бизнес.Инициативное исследование проведено аналитическим агентством НАФИ в апреле-мае 2021 года:Репрезентативный всероссийский опрос родителей детей старше 14 лет. Опрошено 1600 человек в 40 регионах.Оn-line опрос детей и подростков, опрошено 200 человек в возрасте от 14 до 17 лет в городах с населением более 1 млн., 500 тыс., 250 тыс. жителей. Гузелия Имаева, генеральный директор АО НАФИ: «Именно родители формируют и развивают личность человека. Семья для детей выступает важнейшей средой передачи опыта и формирования знаний, в том числе, в финансовых вопросах. Сегодня уровень финансовой грамотности взрослого населения Российской Федерации можно охарактеризовать как низкий. Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска, так как их родители в большинстве своем не могут передать им основы финансово грамотного поведения, из-за отсутствия достаточного опыта в этой области».97% учащихся российских школ изъявили желание изучать финансовую грамотность в рамках учебной программы, 91% родителей относятся к этой идее положительно. АНО ДПО «Региональный Кадровый Центр» за 2021 -2022г. обучил 114 учащихся, из них 91 (80%) усвоили финансовую грамотность и считают этот предмет актуальным. Финансовая грамотность для молодежи - это государственный вопрос и поддерживается как на региональном, так и на федеральном уровне,согласно, Распоряжению Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.» Постановлением Кабинета Министров ............. ............. №1100 от 8 декабря 2020 года о региональной программе «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в ............. ............. на 2020-2023 годы» Поэтому, наш проект считаем актуальным и социально- значимым.
По данным Управления по делам молодежи г.............., на начало 2022 года в городе проживает 21620 человек в возрасте от 14- 17 лет. Три четверти подростков в возрасте от 14 до 17 лет имеют собственные денежные средства, но только 16% родителей интересуются мнением младших членов семьи по тем или иным финансовым вопросам. При этом мальчики чаще девочек отмечают наличие собственных денег – 81% против 70% соответственно.Большинство родителей не привлекают своих детей к вопросам планирования семейного бюджета и не обсуждают с ними вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами. Поэтому знания детей и подростков в сфере грамотного распоряжения личными финансами находятся на низком уровне, что в результате может привести к рисковому поведению и снижению благосостояния в старшем возрасте.Исследование финансовой грамотности детей и подростков в России, а также факторов, оказывающих наибольшее влияние на их финансовое поведение, впервые было проведено Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) при генеральном партнерстве MasterCard и поддержке Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС, Ассоциации российских банков и международной организации Child and Youth Finance International.Опрос родителей, проведенный в апреле — мае 2021года, показал, что только 8% из них ведут детальный учет доходов и расходов семьи. Большинство (77%) вообще не ведут бюджет и не привлекают (73%) своих детей к вопросам, связанным с семейным бюджетом.Поскольку очень часто подростки исключены из процесса финансового планирования семьи, формируется модель поведения, при которой они предпочитают тратить, а не копить. Как показало исследование, более половины подростков тратят все или почти все деньги на текущие нужды (57%).Как детям, так и подросткам не хватает знаний в области кредитования: они имеют лишь смутное представление о том, как выдаются данные продукты, не различают поставщиков услуг, например, банки или микрофинансовые организации. Банки, по мнению детей и подростков, отвечают за выдачу займов и хранение денежных средств.Невысока осведомленность о сберегательных продуктах. Дети в возрасте до 16 лет затрудняются дать им определение, равно как и некоторые подростки среднего возраста (от 14 до 16 лет). Только в старшей возрастной группе участники исследования смогли объяснить, что такое «вклад» или «сберегательная книжка», однако затруднились объяснить, что такое «депозит».Некоторые подростки (от 14 до 16 лет) практически не знают о том, что такое страхование.Функцию этой услуги они сводят к починке имущества, пострадавшего из-за несчастного случая. Инвестиционные продукты также практически незнакомы участникам исследования, подростки из старшей возрастной группы смогли охарактеризовать данное понятие только через ассоциации с вложениями в бизнес.Инициативное исследование проведено аналитическим агентством НАФИ в апреле-мае 2021 года:Репрезентативный всероссийский опрос родителей детей старше 14 лет. Опрошено 1600 человек в 40 регионах.Оn-line опрос детей и подростков, опрошено 200 человек в возрасте от 14 до 17 лет в городах с населением более 1 млн., 500 тыс., 250 тыс. жителей. Гузелия Имаева, генеральный директор АО НАФИ: «Именно родители формируют и развивают личность человека. Семья для детей выступает важнейшей средой передачи опыта и формирования знаний, в том числе, в финансовых вопросах. Сегодня уровень финансовой грамотности взрослого населения Российской Федерации можно охарактеризовать как низкий. Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска, так как их родители в большинстве своем не могут передать им основы финансово грамотного поведения, из-за отсутствия достаточного опыта в этой области».97% учащихся российских школ изъявили желание изучать финансовую грамотность в рамках учебной программы, 91% родителей относятся к этой идее положительно. АНО ДПО «Региональный Кадровый Центр» за 2021 -2022г. обучил 114 учащихся, из них 91 (80%) усвоили финансовую грамотность и считают этот предмет актуальным. Финансовая грамотность для молодежи - это государственный вопрос и поддерживается как на региональном, так и на федеральном уровне,согласно, Распоряжению Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.» Постановлением Кабинета Министров ............. ............. №1100 от 8 декабря 2020 года о региональной программе «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в ............. ............. на 2020-2023 годы» Поэтому, наш проект считаем актуальным и социально- значимым.
Школа финансовой грамотности для воспитанников детских домов
Выпускники детских домов после достижения совершеннолетия получают доступ к денежным средствам. Это могут быть как выплаты государства, так и пенсии, алименты, пособия. Однако зачастую у детей, находящихся до этого на государственном обеспечении, не сформированы навыки управления личными финансами, поэтому в начале самостоятельной жизни их могут подстерегать ситуации, представляющие угрозу их материальному благополучию.
Так, сотрудники детских домов, школ-интернатов г.......... отмечают, что их воспитанники, не владеющие базовыми понятиями финансовой грамотности, не в состоянии грамотно распоряжаться даже минимальными личными средствами и склонны к рискованным операциям. Они проигрывают деньги в интернет-казино, на спортивных ставках, не готовы по достижении совершеннолетия к финансовой независимости.
На сегодняшний день остается важной проблема низкого уровня самостоятельности детей из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в решении ряда жизненно важных задач, в том числе и в управлении собственными финансами.
Умение распоряжаться деньгами, знать о их природе, правильно к ним относится - это важнейшая часть в образовании человека и нужно каждому ребенку и подростку.
Когда дети выпускаются из детских домов, они получают порядка 1.000.000 рублей. И они не знаю, что с ними делать. Им не хватает информации и грамотности, чтобы правильно распорядится этими деньгами, потому что не имеют жизненного навыка обращения с деньгами и знаний о личных и семейных финансах, финансового планирования в принципе.
Миссия проекта - поддержать воспитанников интернатных учреждений ......... в их опытах усвоения правил разумного пользования личными финансами, предупреждения связанных с ними рисков и избегания угроз их утраты.
В ......... области есть положительный опыт по передаче детей из воспитательных государственных учреждений в замещающие семьи. В то же время одной из важных задач при работе с замещающими семьями остается профилактика возвратов детей в детские дома. В сиротской системе дети привыкают к тому, что их обслуживают, у них размыто понятие собственности, моё - общее - чужое. На этой почве возникает большинство конфликтов между детьми и замещающими родителями. Проведение мероприятий по формированию финансовой грамотности у детей и подростков из замещающих семей позволит облегчить социализацию ребенка и смягчит адаптацию в семье. Партнеры и участники проекта "Ассоциация приемных семей и опекунов ......... области"
Выпускники детских домов после достижения совершеннолетия получают доступ к денежным средствам. Это могут быть как выплаты государства, так и пенсии, алименты, пособия. Однако зачастую у детей, находящихся до этого на государственном обеспечении, не сформированы навыки управления личными финансами, поэтому в начале самостоятельной жизни их могут подстерегать ситуации, представляющие угрозу их материальному благополучию.
Так, сотрудники детских домов, школ-интернатов г.......... отмечают, что их воспитанники, не владеющие базовыми понятиями финансовой грамотности, не в состоянии грамотно распоряжаться даже минимальными личными средствами и склонны к рискованным операциям. Они проигрывают деньги в интернет-казино, на спортивных ставках, не готовы по достижении совершеннолетия к финансовой независимости.
На сегодняшний день остается важной проблема низкого уровня самостоятельности детей из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в решении ряда жизненно важных задач, в том числе и в управлении собственными финансами.
Умение распоряжаться деньгами, знать о их природе, правильно к ним относится - это важнейшая часть в образовании человека и нужно каждому ребенку и подростку.
Когда дети выпускаются из детских домов, они получают порядка 1.000.000 рублей. И они не знаю, что с ними делать. Им не хватает информации и грамотности, чтобы правильно распорядится этими деньгами, потому что не имеют жизненного навыка обращения с деньгами и знаний о личных и семейных финансах, финансового планирования в принципе.
Миссия проекта - поддержать воспитанников интернатных учреждений ......... в их опытах усвоения правил разумного пользования личными финансами, предупреждения связанных с ними рисков и избегания угроз их утраты.
В ......... области есть положительный опыт по передаче детей из воспитательных государственных учреждений в замещающие семьи. В то же время одной из важных задач при работе с замещающими семьями остается профилактика возвратов детей в детские дома. В сиротской системе дети привыкают к тому, что их обслуживают, у них размыто понятие собственности, моё - общее - чужое. На этой почве возникает большинство конфликтов между детьми и замещающими родителями. Проведение мероприятий по формированию финансовой грамотности у детей и подростков из замещающих семей позволит облегчить социализацию ребенка и смягчит адаптацию в семье. Партнеры и участники проекта "Ассоциация приемных семей и опекунов ......... области"
Перейти в другой раздел: