Профориентация учеников выпускных классов
В 2021 году число выпускников общеобразовательных школ составило 700, 3 тысячи человек. В то же время, только 7,2 тысяч подростков получили государственную услугу по профориентации с заключением о возможных направлениях обучения и профессиональной деятельности получили в возрасте 14-17 лет
Мы видим, что только 1 % из всех выпускников получает профессиональную поддержку в выборе профессии.
В этих условиях причинами выбора профессии становятся:
• Давление родственников и влияние родственников,
• Убеждение в отсутствии альтернатив,
• Мнение друзей (пойду учиться «за компанию»)
• Самостоятельный выбор.Неосознанный выбор профессии приводит к тому, что выпускники не готовы работать по специальности, а значит, государство тратит значительную часть средств на высшее и среднее специальное образование бесполезно.
Так, согласно данным Росстата, только чуть более половины выпускников ВУЗов и ССУЗов планируют работать по специальности: 57% - выпускники колледжей, 69% - выпускники ВУЗов и 50% - выпускники ПТУ.
Опыт показывает, что часто в выборе профессии участвуют родители, которые ориентируют детей исходя из своего представления о сфере деятельности. Но надо иметь в виду, что представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей, нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии по их личному мнению. И часто это мнение не совпадает с текущими потребностями рынка.
Для учеников 8,9,10 классов отсутствие осознанного профессионального выбора приводит к тому, что они:
1. Готовятся весь год не к тем предметам,
2. Теряют мотивацию хорошо учиться,
3. В 9 классе не знают, куда поступать – в школу или колледж,
4. Получают низкие баллы аттестации, ЕГЭ,
5. Не набирают баллов для профильного класса, колледжа,
6. Поступают «куда получится».
Для решения данной проблемы необходима систематическая профориентационная работа на всех стадиях школьного обучения не только с учениками, но и с родителями.В Стратегии социально-экономического развития ............. ............. до 2030 года говорится о следующих системных проблемах, большинство которых характерны в целом для Российской Федерации:• среднее качество и нехватка человеческого капитала:
• относительно низкая производительность труда; высокая дифференциация доходов;
• дефицит квалифицированных кадров, в том числе рабочих и инженерных специальностей; значителен риск дефицита квалифицированных трудовых ресурсов для инновационной экономики;
• затрудненная вертикальная карьерная мобильность по меритократическим критериям (компетентности, квалификации, деловым качествам), что приводит к утечке талантов и дефициту профессиональных кадров;
Указанные структурные проблемы усиливаются по мере закрепление пятого технологического уклада (в основе которого лидерство информационных технологий) с переходом на развитие шестого (лидерство нано- и биотехнологий), а впоследствии и седьмого технологического укладов (лидерство когнитивных технологий).Таким образом, школьники, которые учатся сейчас в 8,9,10 классе, через 7-10 лет будут жить в новом профессиональном мире. Многие традиционные сейчас профессии исчезнут, а новые будут мало понятны родителям. А ведь именно родители в настоящее время существенно влияют на выбор профессии ребенком.В будущем, в стратегии ............. ............. 2030 как цель на период 2025-2030 гг. заявляется: «Инновации и информация: республика лидирует в развитии "умной экономики", создании и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий». Безусловно, это приводит развитию рынка труда в направлении новых профессий, и наша совместная задача – готовить мотивированных, творческих, квалифицированных специалистов, в том числе, в сфере «умной экономики».Соответственно, системная профориентация в настоящем времени должна учитывать как таланты ребенка, так и рынок профессий будущего. Роль семьи при этом очень важна именно в контексте поддержки ребенка в готовности пробовать новое, развиваться. Родитель может быть главным мотиватором и поддержкой своего ребенка.Только так можно достичь целей, заявленных в программных стратегических документах ....., а именно - формирование новой эффективной экономики, основанной на знаниях, развитие инновационной деятельности, высокотехнологичных секторов экономики, малого предпринимательства как основного проводника массовых инновации.
Профориентация учеников выпускных классов
Социальная значимость > Предпринимательство, Профориентация, Трудовые подвиги > Профориентация учеников выпускных классов | Поиск в этой теме
Социальная значимость
Профориентация подростков
Большинство подростков не могут твердо ответить на вопрос, какую профессию они хотят получить. Лишь каждый третий выпускник этого года и ближайших лет знает, чем он планирует заниматься, причем только половина из определившихся благодарны за это школе. Эксперты указывают, что если молодой человек покидает школу, не выбрав профессию, это создает проблемы и ему самому, и вузам, и работодателям.Лишь около трети подростков (31%) в возрасте от 14 до 17 лет твердо определились с выбором будущей профессии, показало исследование аналитического центра НАФИ. Большинство выпускников этого года и ближайших лет рассматривают несколько вариантов профессионального развития — таких 54%. Не определились с выбором 15% опрошенных. Более половины из тех, кто в той или иной степени принял решение (53%), считают, что школа не помогла им сделать этот выбор, 23% затруднились ответить.Только четверть из определившихся подростков (24%), опрошенных НАФИ, полагают, что с выбором профессии им помогли в школе. Главное, что выделили ребята, — углубленное изучение отдельных предметов (об этом сказали 47% из тех, кто определился благодаря школе), факультативные занятия и кружки (30%), встречи с представителями профессий (30%). Молодые люди также сочли полезными рекомендации психолога (25%), экскурсии на предприятия потенциальных работодателей (21%) и выступления представителей вузов (23%).Исследование НАФИ было проведено в 191 населенном пункте в восьми федеральных округах.Одна из причин сложившейся ситуации – отсутствие по-настоящему эффективной профориентации. Что же такое профориентация? Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на ............. помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Задача профориентации состоит не только в том, чтобы помочь подросткам найти жизненный путь, но и в формировании системы занятости в будущем, ведь сегодняшние школьники — это специалисты, которые будут лечить, учить и строить завтра.Для России первоочередной системной задачей является выстраивание эффективной системы профориентации, от которой в не меньшей степени, чем от пропаганды, информационных и PR-компаний, зависит стабилизация рынка труда. Корректировка системы ценностей и формирование непредвзятой и объективной оценки профессий, которые сейчас непопулярны у будущих специалистов, но как никогда востребованы предприятиями, позволят обеспечить российскую промышленность недостающими высококвалифицированными кадрами и через несколько лет небезосновательно говорить о том, что мы по уровню ее развития действительно не уступаем мировым экономическим лидерам.Профориентация и трудоустройство молодежи нужно рассматривть как составные части единого комплекса, включающего профинформацию, профконсультирование и предоставление рекомендаций, профессиональный отбор и профподбор, первоначальное трудоустройство и последующие меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином "переходные услуги".
Большинство подростков не могут твердо ответить на вопрос, какую профессию они хотят получить. Лишь каждый третий выпускник этого года и ближайших лет знает, чем он планирует заниматься, причем только половина из определившихся благодарны за это школе. Эксперты указывают, что если молодой человек покидает школу, не выбрав профессию, это создает проблемы и ему самому, и вузам, и работодателям.Лишь около трети подростков (31%) в возрасте от 14 до 17 лет твердо определились с выбором будущей профессии, показало исследование аналитического центра НАФИ. Большинство выпускников этого года и ближайших лет рассматривают несколько вариантов профессионального развития — таких 54%. Не определились с выбором 15% опрошенных. Более половины из тех, кто в той или иной степени принял решение (53%), считают, что школа не помогла им сделать этот выбор, 23% затруднились ответить.Только четверть из определившихся подростков (24%), опрошенных НАФИ, полагают, что с выбором профессии им помогли в школе. Главное, что выделили ребята, — углубленное изучение отдельных предметов (об этом сказали 47% из тех, кто определился благодаря школе), факультативные занятия и кружки (30%), встречи с представителями профессий (30%). Молодые люди также сочли полезными рекомендации психолога (25%), экскурсии на предприятия потенциальных работодателей (21%) и выступления представителей вузов (23%).Исследование НАФИ было проведено в 191 населенном пункте в восьми федеральных округах.Одна из причин сложившейся ситуации – отсутствие по-настоящему эффективной профориентации. Что же такое профориентация? Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на ............. помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Задача профориентации состоит не только в том, чтобы помочь подросткам найти жизненный путь, но и в формировании системы занятости в будущем, ведь сегодняшние школьники — это специалисты, которые будут лечить, учить и строить завтра.Для России первоочередной системной задачей является выстраивание эффективной системы профориентации, от которой в не меньшей степени, чем от пропаганды, информационных и PR-компаний, зависит стабилизация рынка труда. Корректировка системы ценностей и формирование непредвзятой и объективной оценки профессий, которые сейчас непопулярны у будущих специалистов, но как никогда востребованы предприятиями, позволят обеспечить российскую промышленность недостающими высококвалифицированными кадрами и через несколько лет небезосновательно говорить о том, что мы по уровню ее развития действительно не уступаем мировым экономическим лидерам.Профориентация и трудоустройство молодежи нужно рассматривть как составные части единого комплекса, включающего профинформацию, профконсультирование и предоставление рекомендаций, профессиональный отбор и профподбор, первоначальное трудоустройство и последующие меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином "переходные услуги".
Профориентация школьников 8-11 классов
1. Так или иначе склонности к определённым профессиям возникают у школьников с младших классов, но с необходимостью осознанного решения сталкиваются начиная с 8 класса. В связи с этим нашей целевой аудиторией являются учащиеся 8-11 классов.
По данным Управления по образованию Администрации .............., на территории города работают 40 общеобразовательных учреждений и численность целевой группы составляет 18 139 человек с учётом детей с ОВЗ.
В мае 2024г ВЦИОМ опубликовал результаты социологических опросов, согласно которым 47% респондентов не были уверены или вообще не выбрали будущую профессию. Основываясь на этих данных, целевая группа проекта составляет 18 139 * 0.47 = 8 525 человек.
2. Школьники, ещё не сформировавшиеся в полной мере как самостоятельные личности, имеют ограниченное представление о мире и своем будущем. У многих из них не стоит, как приоритетная, задача обеспечивать себя, семью, строить планы на жизнь и брать за неё ответственностью. Эта ноша лежит на плечах родителей. В современном мире, благодаря информационных технологиям, развитой цивилизации и усердной работе наших предков, подростки живут в комфортных условиях и недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни. И вот, приближаясь к окончанию школы, они начинают это осознавать и теряются, ведь существует безграничное количество сфер обучения и профессиональной деятельности.
Помимо сложного выбора в связи с широким количеством вариантов, школьники являются зависимыми от мнения сверстников и родителей или же сложившихся трендов. Зачастую итоговое решение не является взвешенным и не коррелирует с реальными склонностями и способностями человека. Легкомыслие в этом вопросе чревато непростыми ситуациями. Школьнику, который поступил «куда хватило баллов», «да куда-нибудь», «где дешевле», «куда решили родители», «за компанию с друзьями» придется несколько лет провести в нелюбимом СУЗе или ВУЗе. А после окончания, если не бросил учебу на полпути, работать «неважно где» или «куда устроят». И приходится ежедневно ходить на нелюбимую работу, прокрастинировать, постоянно находиться в состоянии стресса, а оттуда депрессия, профессиональное выгорание и нежелание развивать свою экспертность в выбранной профессии.
Ошибки в выборе профессии и как следствие, потеря интереса к профессиональной деятельности, утрата веры в себя и свои силы, нереализованность в социуме, и связанное с этим снижение самооценки, чувства значимости, и даже разочарование в жизни – все это может стать фрагментами личной драмы человека.
Вот здесь и приходит на помощь именно профориентационная работа, предотвращающая все вышеперечисленные нежелательные последствия.
3. За 2023/2024 г.г. в Центр развития «......» обратились порядка 400 школьников и их родителей с запросом на проведение профдиагностических исследований. Каждый из них прошёл комплекс психологических тестов и консультацию с психологом. Результатом работы специалистов организации стало то, что 100% школьников успешно определили свои профессиональные склонности и возможности, что сыграло значительную роль в построении образовательной и карьерной траектории развития. Таким образом спрос на профориентацию есть и его эффективность крайне велика.
Из последних крупных исследований на тему проекта была найдена статистика ВЦИОМ, согласно которой только 53% школьников определились с выбором профессии. Оставшиеся 47% либо не уверены, либо вовсе не имеют представления.
«Респонденты обозначили сложности, которые возникали у них в процессе профориентации. Почти каждый пятый (19%) отметил, что сложно найти соответствующие его интересам вузы. То есть для части школьников был сложен не столько сам выбор, сколько выстраивание образовательного маршрута к выбранной профессии. Близок к этому варианту ответ «есть приоритеты, но не знаю, что подойдёт», который выбрали 17%. Вероятно, школьникам, которые выбрали такой вариант, не хватало адресной профориентации и помощи в самоопределении. Кстати, 11% сообщили, что в выборе профессии у них нет поддержки родителей.
Кроме того, некоторые отметили, что им не хватает информации о различных профессиях (14%) и о перспективах трудоустройства (8%). И, наконец, часть респондентов сообщили, что не знают, кем можно стать (8%), и что им сложно сформулировать собственные приоритеты (5%).»
1. Так или иначе склонности к определённым профессиям возникают у школьников с младших классов, но с необходимостью осознанного решения сталкиваются начиная с 8 класса. В связи с этим нашей целевой аудиторией являются учащиеся 8-11 классов.
По данным Управления по образованию Администрации .............., на территории города работают 40 общеобразовательных учреждений и численность целевой группы составляет 18 139 человек с учётом детей с ОВЗ.
В мае 2024г ВЦИОМ опубликовал результаты социологических опросов, согласно которым 47% респондентов не были уверены или вообще не выбрали будущую профессию. Основываясь на этих данных, целевая группа проекта составляет 18 139 * 0.47 = 8 525 человек.
2. Школьники, ещё не сформировавшиеся в полной мере как самостоятельные личности, имеют ограниченное представление о мире и своем будущем. У многих из них не стоит, как приоритетная, задача обеспечивать себя, семью, строить планы на жизнь и брать за неё ответственностью. Эта ноша лежит на плечах родителей. В современном мире, благодаря информационных технологиям, развитой цивилизации и усердной работе наших предков, подростки живут в комфортных условиях и недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни. И вот, приближаясь к окончанию школы, они начинают это осознавать и теряются, ведь существует безграничное количество сфер обучения и профессиональной деятельности.
Помимо сложного выбора в связи с широким количеством вариантов, школьники являются зависимыми от мнения сверстников и родителей или же сложившихся трендов. Зачастую итоговое решение не является взвешенным и не коррелирует с реальными склонностями и способностями человека. Легкомыслие в этом вопросе чревато непростыми ситуациями. Школьнику, который поступил «куда хватило баллов», «да куда-нибудь», «где дешевле», «куда решили родители», «за компанию с друзьями» придется несколько лет провести в нелюбимом СУЗе или ВУЗе. А после окончания, если не бросил учебу на полпути, работать «неважно где» или «куда устроят». И приходится ежедневно ходить на нелюбимую работу, прокрастинировать, постоянно находиться в состоянии стресса, а оттуда депрессия, профессиональное выгорание и нежелание развивать свою экспертность в выбранной профессии.
Ошибки в выборе профессии и как следствие, потеря интереса к профессиональной деятельности, утрата веры в себя и свои силы, нереализованность в социуме, и связанное с этим снижение самооценки, чувства значимости, и даже разочарование в жизни – все это может стать фрагментами личной драмы человека.
Вот здесь и приходит на помощь именно профориентационная работа, предотвращающая все вышеперечисленные нежелательные последствия.
3. За 2023/2024 г.г. в Центр развития «......» обратились порядка 400 школьников и их родителей с запросом на проведение профдиагностических исследований. Каждый из них прошёл комплекс психологических тестов и консультацию с психологом. Результатом работы специалистов организации стало то, что 100% школьников успешно определили свои профессиональные склонности и возможности, что сыграло значительную роль в построении образовательной и карьерной траектории развития. Таким образом спрос на профориентацию есть и его эффективность крайне велика.
Из последних крупных исследований на тему проекта была найдена статистика ВЦИОМ, согласно которой только 53% школьников определились с выбором профессии. Оставшиеся 47% либо не уверены, либо вовсе не имеют представления.
«Респонденты обозначили сложности, которые возникали у них в процессе профориентации. Почти каждый пятый (19%) отметил, что сложно найти соответствующие его интересам вузы. То есть для части школьников был сложен не столько сам выбор, сколько выстраивание образовательного маршрута к выбранной профессии. Близок к этому варианту ответ «есть приоритеты, но не знаю, что подойдёт», который выбрали 17%. Вероятно, школьникам, которые выбрали такой вариант, не хватало адресной профориентации и помощи в самоопределении. Кстати, 11% сообщили, что в выборе профессии у них нет поддержки родителей.
Кроме того, некоторые отметили, что им не хватает информации о различных профессиях (14%) и о перспективах трудоустройства (8%). И, наконец, часть респондентов сообщили, что не знают, кем можно стать (8%), и что им сложно сформулировать собственные приоритеты (5%).»
Перейти в другой раздел: