Центр повышения потребительской грамотности вынужденных переселенцев После начала Специальной военной операции поток мигрантов из Украины и новых республик России ДНР и ЛНР увеличился в разы. Когда люди смогут вернуться домой — неизвестно. На сегодняшний день им приходится обустраивать жизнь в новой стране. Согласно постановлениям Конституционного суда России, опубликованным 2 октября 2022 г., на новых территориях до 1 января 2026 года будет действовать переходный период для их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России, а также в систему органов государственной власти. В России права беженцев регулирует Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах». Согласно ему, беженец может пользоваться теми же правами, что и гражданин Российской Федерации. На сегодняшний день Государство сосредоточено на материальной и социальной защите вынужденных переселенцев: создание пунктов временного размещения решает вопрос проживания людей; помощь в оформлении документов и трудоустройстве удовлетворяет материальные нужды граждан; оформление детей в образовательные учреждения – позволяет продолжить обучение юных россиян. Прибывшие граждане неизбежно сталкиваются с огромным количеством новых законов, а одним из самых первых является Закон РФ «О защите прав потребителей», так как любая покупка, совершенная на территории России регулируется данным Законом. Проблема заключается в отсутствии в государственной программе «По оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», направления повышения уровня правовой грамотности переселенцев. На сегодняшний день есть необходимость в оказании помощи Государству в адаптации новых граждан России к жизни в нашей стране, посредством просвещения в сфере законодательства о защите прав потребителей, так как переселенцы – уязвимая сторона на потребительском рынке. Следовательно, это потребители, которые нуждаются в разъяснении и просвещении действующего Закона РФ «О защите прав потребителей». В настоящее время в .......... области зарегистрировано 2240 беженцев, из них 605 детей. В 36 пунктах временного размещения находится 1037 человек, в том числе 285 детей. Прием и проживание беженцев осуществляют санатории «......... », «......... », оздоровительный лагерь «Ветерок» (......... район), а также реабилитационные центры …… и другие. Проект направлен на содействие адаптации вынужденных переселенцев в .......... области, используя принцип «Грамотный потребитель - сам себе адвокат». Механизм реализации проекта включает в себя проведение 10 просветительских семинаров направленных на повышение потребительской грамотности вынужденных переселенцев. В результате новые граждане приобретут знания, необходимые им в современных условиях жизни: о правах и обязанностях потребителя; о разумном потребительском поведении в интернет-магазине; получат консультации и разъяснения практического действия Закона РФ «О защите прав потребителей». Овладев основными знаниями своих прав и обязанностей, навыками грамотного поведения в различных рыночных ситуациях новые граждане России приобретут уверенность в разрешении конфликтной ситуации при совершении сделки, повысят свою стрессоустойчивость. Издание тематической брошюры "Справочник потребителя. Практическое пособие" закрепит полученные знания и даст возможность самостоятельно урегулировать спор в досудебном порядке. В случае возвращения по месту постоянного жительства граждане будут применять полученные навыки, и будут иметь возможность через «горячую линию» получать консультации по применению Закона. На личный прием, ежегодно обращаются за консультацией более 250 граждан, не имеющих материальной возможности прийти на прием к адвокатам. На телефон «Горячей линии» ежегодно поступает более 3000 обращений. Реализация проекта позволит вынужденным переселенцам, социально незащищенным гражданам ......... и области, бесплатно получить квалифицированную помощь в разрешении спора на потребительском рынке. Граждане, нуждающиеся в помощи разрешения потребительского конфликта, бесплатно получат ее любым удобным способом: по телефону, электронно, через личный прием, что в конечном итоге обеспечит снижение социальной напряженности в обществе.