IT-развитие институтов гражданского общества
Институты гражданского общества в ......... области имеют огромный потенциал дальнейшего роста и благотворного влияния на качество жизни жителей региона. Необходима консолидация существующих институтов гражданского общества и создание уникальной системы его аккумуляции, распространения лучших практик. Особенно это касается институтов гражданского общества, созданных в муниципальных образованиях с 2016 года. Это, во-первых, Общественные палаты (советы) муниципальных образований ......... области (далее МО), во вторых, некоммерческие организации (СО НКО). По данным Минюста по ......... области на 2020 год в МО зарегистрировано 519 НКО, в ......... - более 1300. В каждом МО создана общественная палата или совет. Губернатор ......... области на заседании Общественной палаты региона 21 марта 2023 г. подчеркнул: "Важно, что в палате выросло представительство муниципалитетов. Это прямой и короткий путь для сотрудничества и обратной связи с жителями нашей большой области". Необходимо методическое и консультационное сопровождение некоммерческих организаций и общественных объединений. Одним из главных решений поставленных вопросов является обучение целевых групп практическим инструментам продвижения гражданских инициатив, алгоритмам успешного развития некоммерческого сектора, разъяснение спорных правовых моментов, организация диалоговых площадок для консультирования по тематическим направлениям. С каждым годом развивается и усложняется процесс цифровизации всех сфер деятельности, в т.ч. СО НКО. Например, в 2023 году претенденты на получение муниципальных грантов столкнулись с проблемой оформления заявок в электронном формате с входом через Госуслуги. Не все желающие имели расширенные ЭЦП, многие испытывали трудности при оформлении заявок. В результате количество поданных заявок сократилось в три раза. Этот свежий пример говорит о том, что каждый год надо пополнять свои знания, осваивать инновационные цифровые технологии. Обратного пути нет, но есть ряд проблем, с которыми нам предстоит справиться. Первая проблема СО НКО - недостаточное финансирование освещения деятельности в части подготовки и размещения информационных продуктов, создания видеороликов и выпуска полиграфической продукции, разработки и администрирования сайтов. Данные услуги при наличии собственных дипломированных специалистов полноценно оказывает АНО ".....". Вторая проблема - СО НКО муниципальных образований ......... области в отличие от областных, не имеют достаточной ресурсной поддержки в силу их удаленности и/или отсутствия в информационном поле. В 2021 году по официальному запросу Общественной палаты ......... области от Минюста получена база общественных объединений по каждому муниципальному образованию юга ......... области. По результатам выборочного опроса местных НКО выявлено, что подавляющая их часть нуждается в услугах ресурсных центров. (см. Справку о СО НКО МО). АНО "....." провела диагностику деятельности общественных палат муниципальных образований ......... области, в т.ч. в части их взаимодействия с СО НКО. Местные СО НКО не получают достаточного внимания как со стороны органов власти, так и со стороны муниципальных общественных палат (см. Аналитику по опросу ОП МО, Результаты опроса ОП МО). Крайне низок уровень грантовой подготовки, что сказывается на минимальной доле победителей президентских грантов и получателей региональных субсидий. Местные СО НКО в массе своей не имеют полного комплекса материально-технических, информационных ресурсов для обеспечения своей деятельности в реализации социально значимых проектов. У СО НКО, за исключением единиц, нет собственных изданий, около 50% не имеют сайтов, а те, что есть, не соответствуют требованиям стандартов, и не могут пройти независимую оценку качества информационного блока при оценке качества социальных услуг. При проведении мероприятий массового характера общественники нуждаются в нуждаются в информационном освещении в региональных СМИ. Третья проблема: в аналитическом материале "Проблемы НКО и методы их решения" указываются такие проблемы как малочисленность штата сотрудников, острая нехватка финансов, слабая осведомленность широких кругов о работе НКО, их разобщенность и др. Чтобы решить проблему информационной изоляции и разобщенности, необходимо создать для НКО условия тотальной цифровизации, чтобы вся информация об НКО была доступна в сети, на сайтах. Четвертая проблема: взаимодействие с Управлением Минюста по ......... области. Многие инициативные группы граждан не могут создать НКО в силу отсутствия у них юридических знаний; СО НКО испытывают сложности при перерегистрации, замене юридического адреса, внесении изменений в уставные документы.Пятая проблема: применение новейших социальных технологий в развитии некоммерческого сектора развито не более, чем у 10% СО НКО. Необходимо расширить этот круг.
IT-развитие институтов гражданского общества
Социальная значимость
Направления развития СО НКО
По данным Министерства юстиции на 23 июня 2021 года ......... области зарегистрировано 2122 некоммерческих организаций. Порядка 700 из них внесли себя в базу СО НКО, размещенную на портале правительства ......... области. Однако социологические исследования, дающее представление о состоянии и перспективах развития некоммерческого сектора в последний раз (по нашим данным) проводилось в 2016 году.
Вот простой пример, почему отсутствие подобной аналитики представляет проблему: во время ограничений, связанных с профилактикой распространения коронавирусной инфекции, были предприняты беспрецедентные меры поддержки некоммерческого сектора, что по мнению региональных властей позволило смягчить экономические последствия пандемии. Но воспользовались этой поддержкой только 80 из 700 СО НКО! (подробности приведены в п.25 Отчета о реализации Комплексного плана мероприятий («дорожная карта») ......... области по обеспечению поэтапного доступа СО НКО, негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам...)
Другими словами мы наблюдаем ситуацию, когда с одной стороны наращивается поддержка некоммерческих организаций и эффективность этих мер имеет отражение в федеральных рейтингах (10 место в рейтинге Минэкономразвития субъектов РФ по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства за 2019 год, .......П-10 в «Региональном рейтинге третьего сектора «Регион-НКО» Общественной палаты РФ).
С другой стороны, отсутствие анализа почему, например, только десятая часть СО НКО воспользовалась предоставленной поддержкой, отсутствие представления о "портрете" среднестатистической СО НКО, источниках финансирования, численности и компетенции сотрудников и пр. не дает на сегодня понимания, куда движется сектор в целом и не позволяет скорректировать стратегические установки развития на обозримую перспективу
По данным Министерства юстиции на 23 июня 2021 года ......... области зарегистрировано 2122 некоммерческих организаций. Порядка 700 из них внесли себя в базу СО НКО, размещенную на портале правительства ......... области. Однако социологические исследования, дающее представление о состоянии и перспективах развития некоммерческого сектора в последний раз (по нашим данным) проводилось в 2016 году.
Вот простой пример, почему отсутствие подобной аналитики представляет проблему: во время ограничений, связанных с профилактикой распространения коронавирусной инфекции, были предприняты беспрецедентные меры поддержки некоммерческого сектора, что по мнению региональных властей позволило смягчить экономические последствия пандемии. Но воспользовались этой поддержкой только 80 из 700 СО НКО! (подробности приведены в п.25 Отчета о реализации Комплексного плана мероприятий («дорожная карта») ......... области по обеспечению поэтапного доступа СО НКО, негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам...)
Другими словами мы наблюдаем ситуацию, когда с одной стороны наращивается поддержка некоммерческих организаций и эффективность этих мер имеет отражение в федеральных рейтингах (10 место в рейтинге Минэкономразвития субъектов РФ по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства за 2019 год, .......П-10 в «Региональном рейтинге третьего сектора «Регион-НКО» Общественной палаты РФ).
С другой стороны, отсутствие анализа почему, например, только десятая часть СО НКО воспользовалась предоставленной поддержкой, отсутствие представления о "портрете" среднестатистической СО НКО, источниках финансирования, численности и компетенции сотрудников и пр. не дает на сегодня понимания, куда движется сектор в целом и не позволяет скорректировать стратегические установки развития на обозримую перспективу
Онлайн-площадка для эффективной работы некоммерческих организаций
Тема цифровизации работы некоммерческих организаций прочно вошла в повестку третьего сектора. Стремясь соответствовать современных тенденциям, НКО активно осваивают просторы Интернета, выстраивают онлайн-коммуникации с благополучателями, донорами и партнерами, используют для оптимизации организационных процессов digital-инструменты и специальное программное обеспечение. Так по данным исследования «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты» проведено а 2021г. Центром оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ при поддержке программы «Центр развития филантропии» Благотворительного фонда Владимира Потанина, 13% НКО обладают высоким уровнем цифровизации, 72% осознают потребность в освоении цифровых инструментов, но испытывают с этим сложности, и 16% серьезно отстают в этом отношении. Причем высокий уровень цифровизации демонстрируют крупные фонды с большим числом сотрудников и партнеров, которые работают по всей территории страны. В то время как в числе «отстающих» - небольшие НКО и общественные организации, работающие на локальном уровне. Основные барьеры на их пути к цифровизации: недостаточное финансирование, невысокая цифровая грамотность сотрудников, незнание рынка цифровых решений и IТ-специалистов, готовых работать с НКО и воспринимающих их в качестве платежеспособного заказчика.
Выводы этого исследования нашли подтверждение и в ходе глубинных интервью, которые специалисты АНО «…….» проводили среди представителей НКО и лидеров общественных инициатив в ходе выездных мероприятий приоритетного проекта ....... области «Социальный кластер». Больше половины опрошенных признались, что их организации не имеют собственных сайтов, максимум, их деятельность представлена группой Вконтакте. Информацию о своих благополучателях такие организации получают либо от муниципальных органов соцзащиты, либо через «сарафанное радио», этим же инструментом пользуются для информирования подопечных о своих проектах, услугах и доступных видах помощи. Экспертная оценка подтверждает эти данные: «Мы были удивлены, что из 945 региональных СО НКО, вошедших в реестр, сайты имеются менее чем у 30 % организаций, а публичные годовые отчеты есть у 5 % организаций, — делится информацией Алексей Глазырин, учредитель фонда «Умная среда», один из организаторов конкурса «Информационная открытость и прозрачность НКО ....... области.
Стараясь положительно повлиять на ситуацию, ресурсные центры размещают на своих сайтах реестры, новости и информацию о конкурсах для НКО, но она не носит комплексного, системного характера. Например, «Офис НКО» в разделе сайты разместили ссылки на 8 СО НКО, которые являются членами Союза «Межрегиональное объединение поставщиков социальных услуг», а в разделе «Обучение» -лишь видеоуроки для социальных работников. Проект UralDobro в наибольшей степени концентрируется на медиаподдержке деятельности НКО Очевидно, что этого недостаточно еще и потому, что эти ресурсные площадки НКО не могут использовать для коммуникации со своими целевыми аудиториями – благополучателями, донорами и партнерами, этого целевого трафика на сайтах ресурсных центров нет, а значит они закрывают лишь часть потребностей третьего сектора.
В этой связи комплексным решением проблемы цифровизации работы некоммерческих организаций и общественных инициатив области может стать единая цифровая экосистема, которая не только предоставит удобные и бесплатные онлайн-сервисы для оптимизации работы и автоматизированного учета, но и возможности для оперативной коммуникации с получателями социальных услуг. Именно портал socialcluster.ru может предоставить возможность НКО «встроиться» со своими проектами и услугами в пользовательские маршруты для льготных категорий граждан, разместить здесь полную информацию и новости своей организации, изучать методические материалы для повышения профессиональных навыков и самим использовать маршрутизатор для работы над типовыми задачами в своей сфере. Созданная на базе портала онлайн-витрина социальных услуг и товаров позволит жителям области комплексно подойти к повышению качества своей жизни, дополняя инструменты государственной поддержки необходимыми товарами и услугами, предоставляемыми некоммерческими организациями. А последним, в свою очередь, поможет апробировать онлайн-методы коммуникации с целевыми аудиториями без лишних затрат на продвижение. И все это в режиме «одного окна» с профессиональной технической поддержкой. Организаторы проекта уверены, что развитие экосистемы СОЦИО на базе портала socialcluster.ru как площадки для эффективной работы некоммерческих организаций позволит представителям третьего сектора экономить ресурсы, форсирует процесс их цифровизации и станет стимулом для роста некоммерческой активности в регионе.
Тема цифровизации работы некоммерческих организаций прочно вошла в повестку третьего сектора. Стремясь соответствовать современных тенденциям, НКО активно осваивают просторы Интернета, выстраивают онлайн-коммуникации с благополучателями, донорами и партнерами, используют для оптимизации организационных процессов digital-инструменты и специальное программное обеспечение. Так по данным исследования «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты» проведено а 2021г. Центром оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ при поддержке программы «Центр развития филантропии» Благотворительного фонда Владимира Потанина, 13% НКО обладают высоким уровнем цифровизации, 72% осознают потребность в освоении цифровых инструментов, но испытывают с этим сложности, и 16% серьезно отстают в этом отношении. Причем высокий уровень цифровизации демонстрируют крупные фонды с большим числом сотрудников и партнеров, которые работают по всей территории страны. В то время как в числе «отстающих» - небольшие НКО и общественные организации, работающие на локальном уровне. Основные барьеры на их пути к цифровизации: недостаточное финансирование, невысокая цифровая грамотность сотрудников, незнание рынка цифровых решений и IТ-специалистов, готовых работать с НКО и воспринимающих их в качестве платежеспособного заказчика.
Выводы этого исследования нашли подтверждение и в ходе глубинных интервью, которые специалисты АНО «…….» проводили среди представителей НКО и лидеров общественных инициатив в ходе выездных мероприятий приоритетного проекта ....... области «Социальный кластер». Больше половины опрошенных признались, что их организации не имеют собственных сайтов, максимум, их деятельность представлена группой Вконтакте. Информацию о своих благополучателях такие организации получают либо от муниципальных органов соцзащиты, либо через «сарафанное радио», этим же инструментом пользуются для информирования подопечных о своих проектах, услугах и доступных видах помощи. Экспертная оценка подтверждает эти данные: «Мы были удивлены, что из 945 региональных СО НКО, вошедших в реестр, сайты имеются менее чем у 30 % организаций, а публичные годовые отчеты есть у 5 % организаций, — делится информацией Алексей Глазырин, учредитель фонда «Умная среда», один из организаторов конкурса «Информационная открытость и прозрачность НКО ....... области.
Стараясь положительно повлиять на ситуацию, ресурсные центры размещают на своих сайтах реестры, новости и информацию о конкурсах для НКО, но она не носит комплексного, системного характера. Например, «Офис НКО» в разделе сайты разместили ссылки на 8 СО НКО, которые являются членами Союза «Межрегиональное объединение поставщиков социальных услуг», а в разделе «Обучение» -лишь видеоуроки для социальных работников. Проект UralDobro в наибольшей степени концентрируется на медиаподдержке деятельности НКО Очевидно, что этого недостаточно еще и потому, что эти ресурсные площадки НКО не могут использовать для коммуникации со своими целевыми аудиториями – благополучателями, донорами и партнерами, этого целевого трафика на сайтах ресурсных центров нет, а значит они закрывают лишь часть потребностей третьего сектора.
В этой связи комплексным решением проблемы цифровизации работы некоммерческих организаций и общественных инициатив области может стать единая цифровая экосистема, которая не только предоставит удобные и бесплатные онлайн-сервисы для оптимизации работы и автоматизированного учета, но и возможности для оперативной коммуникации с получателями социальных услуг. Именно портал socialcluster.ru может предоставить возможность НКО «встроиться» со своими проектами и услугами в пользовательские маршруты для льготных категорий граждан, разместить здесь полную информацию и новости своей организации, изучать методические материалы для повышения профессиональных навыков и самим использовать маршрутизатор для работы над типовыми задачами в своей сфере. Созданная на базе портала онлайн-витрина социальных услуг и товаров позволит жителям области комплексно подойти к повышению качества своей жизни, дополняя инструменты государственной поддержки необходимыми товарами и услугами, предоставляемыми некоммерческими организациями. А последним, в свою очередь, поможет апробировать онлайн-методы коммуникации с целевыми аудиториями без лишних затрат на продвижение. И все это в режиме «одного окна» с профессиональной технической поддержкой. Организаторы проекта уверены, что развитие экосистемы СОЦИО на базе портала socialcluster.ru как площадки для эффективной работы некоммерческих организаций позволит представителям третьего сектора экономить ресурсы, форсирует процесс их цифровизации и станет стимулом для роста некоммерческой активности в регионе.
Контент с информацией об общественных организациях региона
Некоммерческие организации ....... области разобщены и мало знакомы с результатами работы друг друга. В последние десятилетия большое количество негативной информации, которую транслируют недружественные России СМИ, приводит к информационному перегрузу, недоверию части населения к информации официальных общероссийских и областных средств массовой коммуникации (СМК) и органов власти. Кроме того, недостаточная информированность жителей ....... области о деятельности некоммерческих организаций и возможностей, которые они предоставляют для помощи людям, показывает низкий уровень социальной ответственности граждан, утверждающих, что "волонтёрство" в школах и ВУЗах, якобы, навязывается гражданам. Например, статья д.э.н. А.В.Вифлеемского "Разрушение системы воспитания в школах России" (Народной образование № 1, 2022 С.37-41). Хаос с распространении негативной информации о России приводит в результате к значительному снижению проявления патриотических чувств и настроений граждан по отношению к положительным событиям, доверия к работе представителей органов власти, реальному улучшению жизни людей на территории ....... области. Ни для кого не секрет, что граждане, регулярно потребляющие искаженную негативную информацию о событиях жизни в регионе и стране, не испытывают особо патриотических чувств, направленных на защиту интересов своего Отечества. Результаты наших многолетних исследований показали, что за последнее десятилетие значительно возрос уровень информационно зависимости подростков и замечен высокий уровень протестных настроений среди детей и молодёжи. Данная проблема, на наш взгляд, может начать решаться при помощи объединения усилий руководителей и лидеров НКО, работающих с разными категориями граждан, реализующих социально значимые проекты на территории уральского региона, владеющих инструментами адекватно выстроенной системы защиты от негативной информации и продвижения массива позитивного выстроенного контента. Результаты работы нашей организации показывают, что такая технология достаточно успешна в работе с подрастающим поколением россиян. Реализация проекта "........." позволит жителям ....... области самим активно включиться в освещение событий, выявление фейковой информации, противостоянию негативной информации и наполнению пространства социальных сетей правдивым позитивным контентом гуманистического гражданско-патриотического содержания. Для организаторов проекта это так же позволит получать достоверную информацию о деятельности некоммерческого сектора ....... области, разных формах социального партнерства, проектах, которые проходят в больших и малых городах, поселках региона, и не всегда должным образом освещаются на своих страницах в социальных сетях, не говоря уже об официальных СМИ. Для представителей всех целевых групп в рамках проекта предусмотрена обучающая и конкурсная составляющая, которая поможет проявить скрытые резервы и изменить жизнь жителей конкретного региона. За счет доступа и систематизации информации представители власти региона и самых разных СМИ увидят результаты деятельности НКО в одном месте, помогут получать объективную картину развития гражданской ин6формационной активности и реального охвата (количества) участников проектов в территориях, а также конкретных результатов , достижений или проблем работы НКО в ....... области.
Некоммерческие организации ....... области разобщены и мало знакомы с результатами работы друг друга. В последние десятилетия большое количество негативной информации, которую транслируют недружественные России СМИ, приводит к информационному перегрузу, недоверию части населения к информации официальных общероссийских и областных средств массовой коммуникации (СМК) и органов власти. Кроме того, недостаточная информированность жителей ....... области о деятельности некоммерческих организаций и возможностей, которые они предоставляют для помощи людям, показывает низкий уровень социальной ответственности граждан, утверждающих, что "волонтёрство" в школах и ВУЗах, якобы, навязывается гражданам. Например, статья д.э.н. А.В.Вифлеемского "Разрушение системы воспитания в школах России" (Народной образование № 1, 2022 С.37-41). Хаос с распространении негативной информации о России приводит в результате к значительному снижению проявления патриотических чувств и настроений граждан по отношению к положительным событиям, доверия к работе представителей органов власти, реальному улучшению жизни людей на территории ....... области. Ни для кого не секрет, что граждане, регулярно потребляющие искаженную негативную информацию о событиях жизни в регионе и стране, не испытывают особо патриотических чувств, направленных на защиту интересов своего Отечества. Результаты наших многолетних исследований показали, что за последнее десятилетие значительно возрос уровень информационно зависимости подростков и замечен высокий уровень протестных настроений среди детей и молодёжи. Данная проблема, на наш взгляд, может начать решаться при помощи объединения усилий руководителей и лидеров НКО, работающих с разными категориями граждан, реализующих социально значимые проекты на территории уральского региона, владеющих инструментами адекватно выстроенной системы защиты от негативной информации и продвижения массива позитивного выстроенного контента. Результаты работы нашей организации показывают, что такая технология достаточно успешна в работе с подрастающим поколением россиян. Реализация проекта "........." позволит жителям ....... области самим активно включиться в освещение событий, выявление фейковой информации, противостоянию негативной информации и наполнению пространства социальных сетей правдивым позитивным контентом гуманистического гражданско-патриотического содержания. Для организаторов проекта это так же позволит получать достоверную информацию о деятельности некоммерческого сектора ....... области, разных формах социального партнерства, проектах, которые проходят в больших и малых городах, поселках региона, и не всегда должным образом освещаются на своих страницах в социальных сетях, не говоря уже об официальных СМИ. Для представителей всех целевых групп в рамках проекта предусмотрена обучающая и конкурсная составляющая, которая поможет проявить скрытые резервы и изменить жизнь жителей конкретного региона. За счет доступа и систематизации информации представители власти региона и самых разных СМИ увидят результаты деятельности НКО в одном месте, помогут получать объективную картину развития гражданской ин6формационной активности и реального охвата (количества) участников проектов в территориях, а также конкретных результатов , достижений или проблем работы НКО в ....... области.
Перейти в другой раздел: