Методические материалы -
Социально-значимые проекты
сайт   Описание проектов
   Социальная значимость
   Цели и задачи

   Отчетность
   Другое
Вовлечение населения к работе СО НКО
 
Социальная значимость
Вовлечение местных инициативных жителей в ТОСы

Сегодня на разных уровнях власти очень много внимания уделяется развитию гражданского общества, поддерживаются проекты некоммерческих организаций, местных сообществ и органов ТОС. Обязательным условием различных проектов является непосредственное вовлечение граждан в процессы обсуждения и принятия решений по вопросам благоустройства территорий и личного трудового или финансового участия жителей в реализации этих проектов. Требование Президента РФ В.В. Путина как можно активнее привлекать к управлению развитием территорий местное население является на ближайшее время определяющим трендом государственной политики, однако привлекать людей просто для «общественных слушаний» или «голосования сердцем» уже бессмысленно. Эффективная деятельность Территориального общественного самоуправления является важным фактором устойчивой деятельности органов местного самоуправления и всей страны в целом.
Во многих регионах страны успешно работают ТОС, решая насущные вопросы территорий, такие как : благоустройство, установка детских площадок, помощь социально незащищенным слоям населения, развитие детского спорта и др. Так, например, в Воронежской области создано по инициативе граждан более 2000 ТОС, многие из них зарегистрированы как юридическое лицо в форме НКО, что помогает привлекать на территорию области дополнительные средства. Есть данные, что 2017 году дополнительно ТОСами было привлечено 160 миллионов рублей. Такая же картина наблюдается в .... области, .... крае. Количество зарегистрированных ТОС растет с каждым годом, растет и число привлекаемых на территории средств. В ....... области, для сравнения, сегодня действует всего 14 ТОС по данным Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям ....... области
, что очень мало, хотя мы знаем, что активные граждане есть в каждом муниципальном поселении, существует институт старост и общественные советы, которые создаются органами местной администрации и обсуждают на общественных слушаниях планы и действия администрации. Реализация инициатив граждан зависит от местного бюджета, а местный бюджет, особенно в сельских поселениях, сильно ограничен. Вот и получается, что инициативы есть, а воплощение этих инициатив сильно затруднено. Когда ТОС становится самостоятельным юридическим лицом в форме НКО, он приобретает самостоятельность в решении своих идей и инициатив. При этом, ТОС не являясь формой власти, принимает общеобязательные решения, реализует собственные инициативы, направленные на решение задач, социально значимых для территории, на которой проживают его участники. Наиболее понятными видами деятельности ТОС являются: благоустройство территорий, профилактика правонарушений, организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, проведение благотворительных акций, работа с гражданами по месту жительства. Однако № 131-ФЗ не ограничивает возможности ТОС, дав широкий перечень вопросов местного значения, в решении которых могут принимать участие граждане по месту жительства под свою ответственность через органы ТОС. Кроме того, между ТОС и местной администрацией могут заключаться дополнительные соглашения по различным вопросам участия ТОС в решении вопросов местного значения на своей территории. Люди выражают готовность участвовать в развитии территорий, взаимодействуя с местными органами власти, решении социальных проблем. Исследовав проблемы работы общественных советов и старост в поселениях 5 районов ....... области через партнерские НКО и муниципальные бюджетные учреждения, стало понятно, что есть инициативные граждане и лидеры местных сообществ, которые готовы к созданию ТОСов на своей территории в форме НКО и привлекать денежные средства для воплощения своих инициатив. Для таких лидеров требуется обучение, помощь в создании ТОС и сопровождение проектов. Органы ТОС сегодня являются самым массовым и действенным институтом участия населения в осуществлении местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление является формой самоорганизации, а не формальной структурой, обязательной в силу закона. Оно позволяет жителям самостоятельно решать широкий круг местных вопросов. Сегодня ТОСы выполняют важную работу на местах, совершенствуя облик и инфраструктуру населенных пунктов, повышая комфорт повседневной жизни, вовлекая людей в разработку и реализацию полезных инициатив. В решении остальных вопросов местного значения ТОС может оказывать содействие муниципальной власти. При этом необходимо ориентироваться на полномочия ТОС, утвержденные Положением о территориальном общественном самоуправлении муниципального поселения.
Вовлечение в активную деятельность, направленную на решение социально-экономических проблем

Суть проекта – социальный эксперимент, который подразумевает распределение части бюджетных средств ......... муниципального района при помощи комиссии, состоящей из граждан, проживающих в городе ......... и представителей Администрации ......... муниципального района.
Члены комиссии выбираются жребием из числа жителей, которые хотят стать участниками проекта. Проект позволяет улучшить и оптимизировать механизм принятия административных решений, поскольку обеспечивает прямую связь граждан и Администрации.
Механизм проекта обеспечивает большую открытость работы муниципальной власти. Не только члены Бюджетной комиссии, но и все заинтересованные жители получают возможность узнать, как и почему принимаются те или иные решения.
Проект дает возможность гражданам понять, как работает Администрация, а Администрации получить доступ к мнениям и идеям граждан. Другими словами, технология проекта инициативного бюджетирования способствует открытости власти и повышению уровня гражданского участия.
Реализация проекта включает в себя следующие составляющие:
1. Обсуждение финансовой составляющей – бюджета ( его специально определенной части, выносимой на публичное обсуждение);
2. Участие в муниципальном управлении (в части проектирования и подачи бюджетных заявок);
3. Определенную процедуру групповой работы горожан (Проект не ограничивается одним собранием, поскольку на нем невозможно рассмотреть все мнения; кроме того, обсуждение идет параллельно с процессом обучения граждан, что позволяет им предлагать и принимать взвешенные решения);
4. Обучение граждан (например, объяснение основных принципов расходования бюджетных средств или основ работы 44-ФЗ);
5. Подведение итогов расходования бюджета, обсуждаемого в ходе проекта.
Основными принципами проекта , которые необходимо соблюдать, являются:
1. Регулярность. Ключевая характеристика. Бюджетная комиссия (БК) должна собираться каждый год. Ротация состава – обязательное требование. Каждый житель должен иметь возможность заявить о своих инициативах и быть избранным в бюджетную комиссию.
2. Открытость и доступность. Необходимо, чтобы проекты расходования средств, выносимые на обсуждение БК, затрагивали интересы как можно большего числа граждан. Очень важным является также требование доступности заседаний БК . Все жители должны иметь возможность видеть, как проходят эти заседания комиссии).
3. Эффективность. Необходимо, чтобы проекты, отобранные БК, были выполнены по возможности в срок и в полном объеме. Это – лучшая гарантия того, что доверие граждан к программе (и к муниципальной власти в целом) будет расти с каждым годом.
Кроме того, необходимо, чтобы не только члены БК, но и все заинтересованные жители получили доступ к обучающей составляющей проекта. Это позволит повысить информированность жителей и увеличит их гражданскую активность.
Административное сопровождение проектов – это сфера ответственности муниципальной Администрации.
Сфера ответственности муниципальной Администрации
1. Создание рабочей группы по реализации проекта в составе:
а) Координатора проекта со стороны Администрации. Руководитель проекта должен обладать достаточным как формальным, так и неформальным влиянием для того, чтобы оперативно управлять проектом, а именно – организовывать работу с сотрудниками прочих отделов Администрации.
б) Сотрудника отдела (комитета,отдела ) финансов.
в) Модератора заседаний БК.
2. Принятие и публикация основных документов, необходимых для реализации проекта (Положения, распоряжений, регламента работы БК и прочих и т.д.).
3. Проведение жеребьевки среди жителей, желающих войти в состав БК (срок этапа – не менее 14 календарных дней, оптимальный интервал: 14-30 дней).
4. Обеспечение комиссии помещением для работы, подбор модератора для проведения заседаний, предоставление информации, нужной членам БК для оформления своих идей о расходовании выделенных в рамках проекта бюджетных средств, а также информации для всех жителей, освещающей работу БК.
Проведение экспертизы инициатив членов бюджетной комиссий.
5. Формирование бюджетных заявок на основе инициатив членов БК, выбранных для реализации с обязательным участием тех членов БК, чьи инициативы были отобраны.
6. Обеспечение связи с Консультантами проекта, что позволит Консультантам оказывать методическую помощь и контролировать ход проекта.
Каждому жителю города ......... предоставлено право и шанс непосредственно участвовать в решении тех проблем, которые прямо касаются их самих и ближайшего их окружения.
В 2022 году, в ходе внедрения технологии ИБ, были выявлены следующие проблемы:
- жёсткая административная вертикаль власти
- утрата связи с жителями города
Для решения обозначенных проблем предлагаем внедрение технологии ИБ, которая служит успешным каналом коммуникации между горожанами и чиновниками. Открывается новая возможность как у горожан, так и у чиновников работать совместно и обогатиться новыми идеями и знаниями.
 
Перейти в другой раздел:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2025