Волонтерский ресурсный центр
В ......... районе 14 муниципальных образований, каждый из которых состоят из нескольких сел. Территория ......... района - это почти 5 000 квадратных километров. Ресурсный центр находится в районном центре , в селе Здвинск. В этом году, при поддержке Министерства региональной политики у Ресурсного центра ......... района появится свое, отдельное помещение для работы. И это огромный стимул развиваться, увеличивать свои возможности, работать по максимуму. Привлечь к социальной активности как можно больше местных жителей, стимулировать их на создание ТОС и НКО. За последние три года работа Ресурсного центра число инициативных граждан, принимающих участие в социальной деятельности увеличился на 25% , образование 7 новых ТОС в селах района. Для увеличения активного населения хочется охватить всю территорию района, каждое село. Но из-за отсутствия транспорта у Ресурсного центра не всегда можно провести стратегические сессии, семинары, тренинги в отдаленных селах. А есть села с очень маленькой социальной активностью жителей. Именно поэтому и возникла идея привлечения волонтеров - спикеров, которые на месте(в своих селах) смогут вести работу по привлечению местных жителей к социальной активности.
Волонтерский ресурсный центр
Социальная значимость
Лаборатория интерактивных добровольческих технологий
В рамках исследования распространения социальной отчужденности среди молодежи (школьники старших классов и студенты ССУЗов) проведенного в 2020 г. командой проекта только 45,1% студентов не имеют признаков социальной отчужденности. В период пандемии коронавируса эта цифра снижается - только 42,1%) Выраженный уровень тревожности определен у 43% молодежи, а уровень асоциального поведения – 24,6 %. Активность в общественной деятельности в среднем по региону не выше 40%, при этом асоциальная позиция личности – не учится, не занимается общественно-полезной деятельностью прослеживается у 28,2% молодежи. 30,6% молодежи имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Данные исследования показывают высокий уровень эмоциональной незрелости молодежи, неспособность правильно реагировать в конфликтных, сложных ситуациях. Очевидны и проблемы адаптации в новом коллективе и интеграции в общество. В современном российском обществе в следствии кардинального изменения системы нравственных ценностей и ориентаций распространение среди подрастающего поколения получили иждивенческая психология, социальная апатия, низкая социальная активность, и отсутствие интереса к социально-политической и общественной жизни страны. Данные тенденции негативным образом оказывают влияние на интерес и участие молодежи в социально-значимой добровольческой деятельности. Подтверждаются данные выводы и статистической преступности и правонарушений среди молодежи. Одним из вариантов решения обозначенных проблем является развитие интерактивных добровольческих адаптационных и реабилитационных технологий для молодёжи, но к сожалению в ФУ количество добровольцев участвующих в реабилитационно-адаптационных программах очень мало (не более 60 человек владеют данными технологиями и реализуют по ним программы). Существует и технологическая проблема – неразвитость «школ профессионального (социального) добровольчества». К сожалению, и устоявшиеся традиции добровольчества современной России нередко приводят к торможению определенных действий в данном направлении, в связи с запросом на «ситуативное»
добровольчество. Так в основном добровольческая активность связана с организацией крупных мероприятий, а добровольческая же деятельность в области интерактивных, адаптационных и реабилитационных технологиях развита в меньшей мере. Реализация проекта станет основой для успешного тиражирования технологий профессионального добровольчества, как основы новой социальной политики государства, вовлекающий в процесс социализации, адаптации и
реабилитации молодежи, саму молодежь.
В рамках исследования распространения социальной отчужденности среди молодежи (школьники старших классов и студенты ССУЗов) проведенного в 2020 г. командой проекта только 45,1% студентов не имеют признаков социальной отчужденности. В период пандемии коронавируса эта цифра снижается - только 42,1%) Выраженный уровень тревожности определен у 43% молодежи, а уровень асоциального поведения – 24,6 %. Активность в общественной деятельности в среднем по региону не выше 40%, при этом асоциальная позиция личности – не учится, не занимается общественно-полезной деятельностью прослеживается у 28,2% молодежи. 30,6% молодежи имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Данные исследования показывают высокий уровень эмоциональной незрелости молодежи, неспособность правильно реагировать в конфликтных, сложных ситуациях. Очевидны и проблемы адаптации в новом коллективе и интеграции в общество. В современном российском обществе в следствии кардинального изменения системы нравственных ценностей и ориентаций распространение среди подрастающего поколения получили иждивенческая психология, социальная апатия, низкая социальная активность, и отсутствие интереса к социально-политической и общественной жизни страны. Данные тенденции негативным образом оказывают влияние на интерес и участие молодежи в социально-значимой добровольческой деятельности. Подтверждаются данные выводы и статистической преступности и правонарушений среди молодежи. Одним из вариантов решения обозначенных проблем является развитие интерактивных добровольческих адаптационных и реабилитационных технологий для молодёжи, но к сожалению в ФУ количество добровольцев участвующих в реабилитационно-адаптационных программах очень мало (не более 60 человек владеют данными технологиями и реализуют по ним программы). Существует и технологическая проблема – неразвитость «школ профессионального (социального) добровольчества». К сожалению, и устоявшиеся традиции добровольчества современной России нередко приводят к торможению определенных действий в данном направлении, в связи с запросом на «ситуативное»
добровольчество. Так в основном добровольческая активность связана с организацией крупных мероприятий, а добровольческая же деятельность в области интерактивных, адаптационных и реабилитационных технологиях развита в меньшей мере. Реализация проекта станет основой для успешного тиражирования технологий профессионального добровольчества, как основы новой социальной политики государства, вовлекающий в процесс социализации, адаптации и
реабилитации молодежи, саму молодежь.
Центр подготовки волонтеров к деятельности с детьми и молодежью с ограниченными возможностями здоровья
Наша организация с 2007 года работает с целевыми группами проекта, содействуя реализации социально-культурной и спортивной инклюзивной деятельности в нашем регионе. Мы один из первых подобных инклюзивных центров. За более чем 17 лет нами были реализованы различные социальные, творческие и спортивные мероприятия, проекты, в том числе инклюзивные. Значимость проекта мы можем оценить, как исходя из нашей деятельности, так и из опросов и общения с участниками наших проектов. Также показателем востребованности нашей деятельности является то, что количество участников наших проектов, в том числе молодежь с ОВЗ, уже много лет не только не уменьшается, но постоянно растёт. Многие ученики занимаются у нас годами, успешно выступают на концертах, конкурсах, участвуют в чемпионатах и других инклюзивных мероприятиях. Сейчас мы постепенно расширяем нашу деятельность не только увеличивая направления занятий, но и привлекая учеников из других городов ......... . Волонтеров в нашей деятельности катастрофически не хватает, ведь это систематическая кропотливая работа в которой обязательно нужны помощники, особенно для определенных нозологий.
Опыт работы (а также опыт взаимодействия с родителями целевых групп, проведенные опросы) позволяют определить основные проблемы целевых групп в г. ......... и ......... :
- существует недостаточное количество творческих и спортивных студий, где можно заниматься бесплатно и в хороших условиях молодежи с ОВЗ (п.8.1);
- нехватка высококвалифицированных специалистов разных творческих и спортивных направлений готовых работать с инвалидами, а также подготовленных волонтеров готовых помогать на безвозмездной основе не только разово, но и в системной работе;
- в основном мероприятия с участием данной категории проводятся по схеме «инвалиды для инвалидов».
В настоящее время волонтерство в ......... активно развивается, молодежь привлекается к мероприятиям и проектам в самых разных направлениях, проводятся обучающие мероприятия для волонтеров. Среди всех видов добровольческой деятельности инклюзивное волонтерство развивается менее динамично. Существует проблема, что волонтеры не всегда понимают особенности работы на инклюзивных мероприятиях и взаимодействия с людьми с ОВЗ. Поэтому их не так много.
В соответствии с данными портала Добро . ru (подтверждающие материалы в п.8.1) в ......... в 2021 году зафиксирована деятельность 6 366 волонтеров. Сфера интересов волонтеров в республике очень разнообразна, но люди с ОВЗ согласно статистике портала на 14 месте. В тематике мероприятий в которых участвуют волонтеры лидируют здравоохранение и ЗОЖ, спорт и культура, а люди с ОВЗ на 10 месте. Однако в 2021г. базовый курс обучения в сфере инклюзивного волонтерства на портале прошли 177 человек, что свидетельствует о стремлении молодых людей узнать об инклюзивном воллонтерстве больше. Наш проект поможет раскрыть эти знания еще шире, а главное дать практический опыт. Конечно, помощь волонтеров в такой деятельности невозможно переоценить. Во время проекта волонтеры будут развивать компетенции, необходимые для взаимодействия с людьми с ОВЗ: психологические, эмоционально-нравственные, культурные, мотивационные.
Наша организация с 2007 года работает с целевыми группами проекта, содействуя реализации социально-культурной и спортивной инклюзивной деятельности в нашем регионе. Мы один из первых подобных инклюзивных центров. За более чем 17 лет нами были реализованы различные социальные, творческие и спортивные мероприятия, проекты, в том числе инклюзивные. Значимость проекта мы можем оценить, как исходя из нашей деятельности, так и из опросов и общения с участниками наших проектов. Также показателем востребованности нашей деятельности является то, что количество участников наших проектов, в том числе молодежь с ОВЗ, уже много лет не только не уменьшается, но постоянно растёт. Многие ученики занимаются у нас годами, успешно выступают на концертах, конкурсах, участвуют в чемпионатах и других инклюзивных мероприятиях. Сейчас мы постепенно расширяем нашу деятельность не только увеличивая направления занятий, но и привлекая учеников из других городов ......... . Волонтеров в нашей деятельности катастрофически не хватает, ведь это систематическая кропотливая работа в которой обязательно нужны помощники, особенно для определенных нозологий.
Опыт работы (а также опыт взаимодействия с родителями целевых групп, проведенные опросы) позволяют определить основные проблемы целевых групп в г. ......... и ......... :
- существует недостаточное количество творческих и спортивных студий, где можно заниматься бесплатно и в хороших условиях молодежи с ОВЗ (п.8.1);
- нехватка высококвалифицированных специалистов разных творческих и спортивных направлений готовых работать с инвалидами, а также подготовленных волонтеров готовых помогать на безвозмездной основе не только разово, но и в системной работе;
- в основном мероприятия с участием данной категории проводятся по схеме «инвалиды для инвалидов».
В настоящее время волонтерство в ......... активно развивается, молодежь привлекается к мероприятиям и проектам в самых разных направлениях, проводятся обучающие мероприятия для волонтеров. Среди всех видов добровольческой деятельности инклюзивное волонтерство развивается менее динамично. Существует проблема, что волонтеры не всегда понимают особенности работы на инклюзивных мероприятиях и взаимодействия с людьми с ОВЗ. Поэтому их не так много.
В соответствии с данными портала Добро . ru (подтверждающие материалы в п.8.1) в ......... в 2021 году зафиксирована деятельность 6 366 волонтеров. Сфера интересов волонтеров в республике очень разнообразна, но люди с ОВЗ согласно статистике портала на 14 месте. В тематике мероприятий в которых участвуют волонтеры лидируют здравоохранение и ЗОЖ, спорт и культура, а люди с ОВЗ на 10 месте. Однако в 2021г. базовый курс обучения в сфере инклюзивного волонтерства на портале прошли 177 человек, что свидетельствует о стремлении молодых людей узнать об инклюзивном воллонтерстве больше. Наш проект поможет раскрыть эти знания еще шире, а главное дать практический опыт. Конечно, помощь волонтеров в такой деятельности невозможно переоценить. Во время проекта волонтеры будут развивать компетенции, необходимые для взаимодействия с людьми с ОВЗ: психологические, эмоционально-нравственные, культурные, мотивационные.
Взаимопомощь, волонтерское движение
Сейчас в ....... области большое количество пострадавших от паводка, при этом меры государственной поддержки помогут не всем. Большое количество людей, в том числе из категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее ТЖС), проживали в СНТ, дачных товариществах, имели незарегистрированное жилье или жилье, оформленное как нежилое, все они не попадают под программы, которые бы помогли им восстановить жилище и вынуждены восстанавливать его собственными средствами. К нам в фонд ежедневно поступают такие обращения. Мы помогаем людям, оказывая юридическую и вещевую помощь, при этом получая много запросов от пострадавших с помощью в ремонте, установке бытовой техники, уборки на придомовой территории. Так, например, фонду удалось найти спонсора, предоставившего двери и комплектующие для установки, мы начали раздачу, но столкнулись с тем, что 70% обратившихся за помощью не могут собственными силами установить двери или оплатить их установку, в основном это были матери одиночки, семьи с низким доходом и инвалидностью мужа и т.п. социально незащищенные категории. Аналогично мы сталкиваемся с тем, что при нахождении мебели, для пострадавших, у них возникают сложности в том, чтобы ее забрать и осуществить сборку.
Таким образом, потребность нашей целевой группы не только в выдаче стройматериалов, мебели и т.п., но и в помощи волонтеров с ремонтом, сбором мебели и т.п.
Отдельно мы видим задачей приведение в лучший вид общественных пространств, пострадавших от затопления, разрушения были значимыми, пострадали детские площадки, дворовые территории, традиционные места прогулок с детьми. На восстановление всех этих объектов требуется большое время. Но силами волонтеров можно начать делать это уже сейчас. В зимнее время это могут быть кормушки для птиц, малые архитектурные формы из подручных материалов (например, изготовление скамеек, клумб из дерева, габионов и т.п.) а в летнее время разбивка клумб, высадка деревьев, создание уникальных пространств для детей, например, «тактильный сад», «сад ароматов» - пространства для детей, в том числе с особенностями здоровья, где они на ощупь могут различать разные текстуры (кора, камень, песок и т.п.) и ароматы (мята, базилик, укроп и т.п.). Такие пространства не требуют значительных вложений, но решают проблему целевой группы – создают наполненное публичное пространство где можно отдыхать людям и играть детям.
С другой стороны, этот проект закрывает потребность людей, делать свой край лучше, помогать людям, чувствовать себя причастным к большому важному проекту. К нам обращаются волонтеры, которые бы хотели помогать, но не знают, как. Поэтому в рамках проекты мы сможем их объединить, дать дополнительную возможность в том, чтобы проявить себя, реализовать задумки и потребности, пообщаться с единомышленниками.
Отдельно хотим написать про проблемы детей из малообеспеченных семей. В большинстве случаев такие дети не имеют равных возможностей в образовании с остальными детьми из-за того, что их родители, как правило не могут помогать детям с изучением предметов, т.к. многие сами плохо учились в школе, нанять репетитора такому ребенку семья не имеет финансовой возможности, т.е. ребенку некуда обратиться за помощью с выполнением домашнего задания. Поэтому дети, упустив какую-то тему, например, по болезни, затрудняются разобрать ее самостоятельно, а дальше пробелы в знаниях только накапливаются. У нас все чаще семьи обращаются за помощью в поиске репетиторов, в прошлом учебном году увеличились эти запросы и со стороны школ, и со стороны социальных служб, которые понимают о том, насколько это важно для детей из семей в ТЖС.
Потребность же детей-сирот в наставниках, сложно переоценить. Наставник становится для ребенка значимым взрослым, помогает ребенку социализироваться, получить важные навыки общения, построить ему жизненный маршрут, помочь с проф.ориентацией, а также дальнейшим самоопределением. Дети, выросшие в детских домах, имеют проблемы с социализацией и бытовыми навыками. Так, например, часто из-за психологических особенностей детей, связанных с депривацией, после выпуска из детского дома они бросают учебное заведение, по причине того, что начинают жить без ограничений, которые были в детском доме. Часто у выпускников рано появляются дети. И в конечном итоге, молодые взрослые, потратив деньги, которые у них скопились на счетах за время жизни в детском доме, не имеют профессии, не могут найти работу, перебиваются случайными заработками, повторяют судьбу своих родителей, а их дети оказываются в детском доме. Многие из этих проблем помогает решить система наставничества, когда взрослый, который стал под кураторством проекта для ребенка значимым человеком в его жизни, помогает ему в этих этапах взросления. Обсуждая с ним все вопросы и помогая.
Отдельно хотим отметить, что в целом проект закрывает потребность общества в объединении на фоне вызовов, стоящих как перед ....... областью, так и всей страной.
Сейчас в ....... области большое количество пострадавших от паводка, при этом меры государственной поддержки помогут не всем. Большое количество людей, в том числе из категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее ТЖС), проживали в СНТ, дачных товариществах, имели незарегистрированное жилье или жилье, оформленное как нежилое, все они не попадают под программы, которые бы помогли им восстановить жилище и вынуждены восстанавливать его собственными средствами. К нам в фонд ежедневно поступают такие обращения. Мы помогаем людям, оказывая юридическую и вещевую помощь, при этом получая много запросов от пострадавших с помощью в ремонте, установке бытовой техники, уборки на придомовой территории. Так, например, фонду удалось найти спонсора, предоставившего двери и комплектующие для установки, мы начали раздачу, но столкнулись с тем, что 70% обратившихся за помощью не могут собственными силами установить двери или оплатить их установку, в основном это были матери одиночки, семьи с низким доходом и инвалидностью мужа и т.п. социально незащищенные категории. Аналогично мы сталкиваемся с тем, что при нахождении мебели, для пострадавших, у них возникают сложности в том, чтобы ее забрать и осуществить сборку.
Таким образом, потребность нашей целевой группы не только в выдаче стройматериалов, мебели и т.п., но и в помощи волонтеров с ремонтом, сбором мебели и т.п.
Отдельно мы видим задачей приведение в лучший вид общественных пространств, пострадавших от затопления, разрушения были значимыми, пострадали детские площадки, дворовые территории, традиционные места прогулок с детьми. На восстановление всех этих объектов требуется большое время. Но силами волонтеров можно начать делать это уже сейчас. В зимнее время это могут быть кормушки для птиц, малые архитектурные формы из подручных материалов (например, изготовление скамеек, клумб из дерева, габионов и т.п.) а в летнее время разбивка клумб, высадка деревьев, создание уникальных пространств для детей, например, «тактильный сад», «сад ароматов» - пространства для детей, в том числе с особенностями здоровья, где они на ощупь могут различать разные текстуры (кора, камень, песок и т.п.) и ароматы (мята, базилик, укроп и т.п.). Такие пространства не требуют значительных вложений, но решают проблему целевой группы – создают наполненное публичное пространство где можно отдыхать людям и играть детям.
С другой стороны, этот проект закрывает потребность людей, делать свой край лучше, помогать людям, чувствовать себя причастным к большому важному проекту. К нам обращаются волонтеры, которые бы хотели помогать, но не знают, как. Поэтому в рамках проекты мы сможем их объединить, дать дополнительную возможность в том, чтобы проявить себя, реализовать задумки и потребности, пообщаться с единомышленниками.
Отдельно хотим написать про проблемы детей из малообеспеченных семей. В большинстве случаев такие дети не имеют равных возможностей в образовании с остальными детьми из-за того, что их родители, как правило не могут помогать детям с изучением предметов, т.к. многие сами плохо учились в школе, нанять репетитора такому ребенку семья не имеет финансовой возможности, т.е. ребенку некуда обратиться за помощью с выполнением домашнего задания. Поэтому дети, упустив какую-то тему, например, по болезни, затрудняются разобрать ее самостоятельно, а дальше пробелы в знаниях только накапливаются. У нас все чаще семьи обращаются за помощью в поиске репетиторов, в прошлом учебном году увеличились эти запросы и со стороны школ, и со стороны социальных служб, которые понимают о том, насколько это важно для детей из семей в ТЖС.
Потребность же детей-сирот в наставниках, сложно переоценить. Наставник становится для ребенка значимым взрослым, помогает ребенку социализироваться, получить важные навыки общения, построить ему жизненный маршрут, помочь с проф.ориентацией, а также дальнейшим самоопределением. Дети, выросшие в детских домах, имеют проблемы с социализацией и бытовыми навыками. Так, например, часто из-за психологических особенностей детей, связанных с депривацией, после выпуска из детского дома они бросают учебное заведение, по причине того, что начинают жить без ограничений, которые были в детском доме. Часто у выпускников рано появляются дети. И в конечном итоге, молодые взрослые, потратив деньги, которые у них скопились на счетах за время жизни в детском доме, не имеют профессии, не могут найти работу, перебиваются случайными заработками, повторяют судьбу своих родителей, а их дети оказываются в детском доме. Многие из этих проблем помогает решить система наставничества, когда взрослый, который стал под кураторством проекта для ребенка значимым человеком в его жизни, помогает ему в этих этапах взросления. Обсуждая с ним все вопросы и помогая.
Отдельно хотим отметить, что в целом проект закрывает потребность общества в объединении на фоне вызовов, стоящих как перед ....... областью, так и всей страной.
Перейти в другой раздел: