Методические материалы - Социально-значимые проекты
НКО 10 Архангельская область :: Краткое описание :: Поддержка проектов в области культуры и искусства

Популяризация культурного и творческого наследия

2023 год для краеведческого музея «Дом Няна» структурного подразделения МБУК НРЦКС станет новой точкой отсчета в развитии музея и культуры ........ округа в целом. Благодаря участию и победе в государственной программе ...... области «Комплексное развитие сельских территорий» уже до конца декабря пространства музея будут открыты для посещения после капитального ремонта. Вторым немаловажным событием в жизни музея станет реализация проекта «Мастерская Ю.М. Шаблыкина –многофункциональное музейно-выставочное пространство» при поддержке губернатора ...... области, который завершится открытием нового культурного пространства города – Мастерской нашего художника-земляка. Художественная галерея откроет доступ к творчеству и таланту Юрия Михайловича, к его живописным полотнам, графике, рассказам, открывая посетителям мир нашего родного края глазами нашего художника.
Безусловно, изучать историю и культуру родного края, и в частности повышать свои знания о талантливых земляках, – путь к формированию самоидентичности, уважения и любви к малой родине. Идея проекта «Шаблыкин-променад» - создание аудиогида по 20 картинам художника-земляка, которые «вольготно» разместились в 6 локациях округа: в краеведческом музее «Дом Няна», ДШИ города ........, Няндомском железнодорожном колледже, Воезерской общеобразовательной школе (д. Низ), железнодорожном вокзале Няндомы и вокзале железнодорожной станции Шожма (родины отца и деда художника).
Совершая прогулку по разным локациям, где представлены картины Юрия Михайловича с аудиорассказами о них, зритель знакомится с личностью и творчеством художника, с его чувствами любви к северной природе, к нашей малой родине. В записи аудиогида примет участие и сам Ю. Шаблыкин. Живописец, отметивший свой 90-летний юбилей всего несколько месяцев назад, расскажет о всех 20 картинах. Научный сотрудник музея «Дом Няна» Е.В. Кузнецова, как истинный ценитель и популяризатор его творчества, дополнит его речь своим видением картин, создав своеобразный диалог между художником и зрителем. Идея этого диалога в том, чтобы дать возможность слушателю услышать две разные точки зрения на художественные произведения: о том, как видит картину тот, кто ее создает и тот, кто ее созерцает.
Далее 20 треков аудиогида будут интегрированы в качестве информационной справки о картинах – участницах проекта с помощью навигационных карточек к ним. Послушать минирассказы можно будет с помощью портативных аудиогидов (в музее) или собственного мобильного устройства.
Вовлекая жителей округа в проект, мы организуем флешмоб-променад «Я ЗНАЮ, ЭТО ШАБЛЫКИН», задача которого заключается в интерактивном подходе к изучению творческого наследия Шаблыкина и трансляции этого опыта в массы. Для участия в нем жители смогут посетить любые 3 из 6 локаций, где представлены произведения художника, сделать фотографии картин через интерактивный портал с надписью «Я ЗНАЮ, ЭТО ШАБЛЫКИН», представленный в каждом из мест размещения картины, и опубликовать пост на своей странице в социальной сети с хештегом #этошаблыкин. По итогам флешмоба будет разыграно 5 наборов сувенирной продукции с принтами картин и автографом Шаблыкина.
Позднее, в рамках празднования Дня города Няндомы в июне 2024 года жители ........ округа коллективно создадут «копию» одной из картин Шаблыкина, не представленной в Няндомских фондах, с помощью формата «картина по номерам». На одной из центральных площадок будет размещен большой холст (примерный размер 1,5 на 3 м) с контуром картины и пронумерованными фрагментами на ней. Любой желающий сможет подойти и отрисовать небольшой фрагмент, взял кисть и цвет краски, соответствующий номеру фрагмента картины.
Безусловно, проект «Шаблыкин-променад» станет важным просветительским событием в изучении, популяризации и сохранении наследия Юрия Михайловича (которую художник принес в дар жителям Няндомы) и даст возможность познакомиться и узнать больше о творчестве живописца, а также приобщиться к культурным ценностям малой родины.

Гончарное ремесло

Цель нашего проекта - увлечь детей гончарным ремеслом. Благодаря проекту по гончарному ремеслу дети смогут раскрыть свои способности и удовлетворить потребность в ручном труде, развить трудовые навыки, расширить кругозор.
Занятия на гончарном круге и лепка из глины не могут проводиться одновременно для большой группы детей, это индивидуальная работа. Такая специфика.
Мы разделим детей на две условные группы: первая - новички, это дети, которые ещё не имеют опыта работы с глиной, которые впервые будут заниматься в гончарной мастерской. Они смогут поработать с глиной, чтобы понять нравится ли им это занятие. Для них будут проведены мастер-классы. Вторая группа - дети, которые уже имеют навыки работы с глиной: занимаются в школьном кружке «Живая глина», посещают регулярные занятия в Доме ремёсел. Для них будет проведён обучающий курс, в ходе которого дети повысят свои компетенции, на занятиях будут знакомиться с новыми видами глины и керамическими массами, новыми технологиями, формами работы, новыми материалами. Познакомятся с технологией обжига гончарных изделий.
Таким образом, количество детей, вовлеченных в освоение гончарного ремесла, будет увеличиваться.
Курсовые занятия и мастер-классы по гончарному делу позволят обучиться детям работе на гончарном круге, приобрести навыки лепки, развить мелкую моторику, воображение, абстрактное мышление. Занятия будет проводить мастер Дома ремёсел Кулёмин Сергей Викторович, у которого разработана авторская программа по обучению работе с глиной.(Программа приложена в п. 8.1 "Дополнительные документы о проекте")
Дети познакомятся с культурой ...... области. Будет организовано туристическое путешествие в город ........, где дети познакомятся с традиционным промыслом ...... области - ........ской глиняной игрушкой, известной на всю Россию.
Для знакомства с сомовским гончарным промыслом пригласим Народного мастера России из города ...... Клыкова Сергея Степановича. В деревне Сомово ......... уезда в XIX-начале XXвека проживало более 20 семей гончаров, которые снабжали глиняной посудой (в то время единственной доступной) ......ую и Вологодскую губернии. В годы коллективизации промысел был практически уничтожен. Клыков С.С. в 80-е годы ХХ века начал возрождать традиции сомовских гончаров, перенимая опыт у братьев Житнухиных – потомственных гончаров. Теперь наша задача сохранить и распространить опыт гончарного промысла.
Для знакомства с современным гончарным ремеслом пригласим Мастера народных художественных промыслов и ремесел ...... области из города ......... Третьякова Михаила Юрьевича.
Свои изделия, которые будут выполнены в ходе проекта, дети представят на выставке, которая пройдёт для жителей села ............. Во время работы выставки дети поделятся полученными в ходе проекта знаниями: расскажут о гончарных промыслах ...... области, проведут мастер-классы для новичков.

Народные росписи

Красноборский район в ...... области или как его ещё называют – Красноборье – небольшая по площади северная глубинка, родина сразу трех народных росписей: ракульской, уфтюжской и пермогорской. Росписи – наша гордость и наше богатство! Поэтому не случайно мы задались вопросами о современном состоянии этой сферы ремёсел. Анкетирование художников и педагогов росписи юга ...... области, а также жителей и туристов ............ района показало нам слабые места, которые не дают сегодняшним мастерам в полной мере изучить расписные традиции и бережно перенести их на современные предметы быта, а жителям и туристам получить не только яркие впечатления от "расписной" темы, но и разнообразные качественные сувениры, печатную продукцию с народными росписями. Понимаем, что все проблемы разом не решить, но часть их мы хотим «закрыть» своим проектом.
В команду вошли разные специалисты с разных территорий, но каждый из них играет свою значимую роль в проекте для достижения общего результата. Для грамотного подхода к теме народных росписей мы пригласили настоящих экспертов в этой области – двух сотрудников Русского музея и Заслуженного работника культуры РФ из Вологды. Все они выступят на семинаре-практикуме «Народные росписи Красноборской земли» с трансляцией в прямом эфире.
На Красноборской земле в июле 2024 года планируется провести четырёхдневый «Расписной марафон», который соберёт художников и педагогов росписи из ...... области. Им представится уникальная возможность пообщаться с ведущими исследователями росписей Красноборья, познакомиться с их материалами и выводами, своими глазами увидеть на выставке «Добрым людям на погляд» множество старинных расписных образцов с уфтюжской росписью из музейных коллекций и частных собраний, многие из которых ещё ни разу не были представлены широкой публике. "Мастерская росписи" позволит участникам марафона целый день работать с этими предметами и на основе их выполнить свои работы, которые в итоге превратятся в один большой арт-объект и станут своеобразной фотозоной. Для знакомства с центром бытования уфтюжской росписи, историей и культурой заповедного уголка Красноборья будет подготовлен новый турмаршрут «В Уфтюгу – за впечатлениями!». «Полное погружение» в роспись завершится выставкой-продажей расписных работ художников ...... области и мастер-классами по разным видам северных росписей на Красноборской ярмарке – самом главном летнем празднике Красноборска, на который съезжаются жители и гости со всего района и стремятся посетить туристы. Мероприятия «Расписного марафона» будут широко освещаться в СМИ. Событийные видеоролики, информационные сюжеты, а также короткометражный фильм помогут донести до массового зрителя яркие события на Красноборской земле.
Помимо «Расписного марафона», мероприятия которого делают акцент на уфтюжскую роспись, проектом предусмотрены образовательные программы и по двум другим росписям: пермогорской и ракульской. По ним в пяти южных районах ...... области будут проведены экспресс-курсы, дающие базовые знания и практические навыки на основе изучения старинных расписных образцов.
Работа вовлеченных в проект художников росписи приведёт не только к увеличению расписных ремесленных изделий, но и к появлению полиграфической продукции с народными росписями (блокноты, тетради, почтовые открытки, календари, стикеры).
Для жителей и туристов ............ района, интересующихся народными традициями, предусмотрены мастер-классы. Весь летний период будет работать выставка «Добрым людям на погляд», ярко иллюстрирующая уфтюжский художественный центр с его историческими расписными предметами. В завершение выставки будет издан одноимённый каталог, который будет широко распространён в ...... области и станет общедоступным.
Завершится проект мероприятием «Красноборье расписное», на котором соберутся активные участники проекта, команда и партнёры. Будут подведены итоги и намечены планы для дальнейшего развития проекта.

Популяризация локальной истории поселка

Проект «Истории Усть-Поченской запани» будет реализовываться в поселке Усть-Поча, расположенном в ............. округе ...... области. Расцвет поселка пришелся на советский период, когда здесь работала сплавная контора, занимавшаяся заготовкой и сплавом леса. Почти всё взрослое население посёлка так или иначе было связано со сплавной конторой: кто-то непосредственно занимался сплавом леса, кто-то работал в социальных учреждениях, принадлежащих конторе. В начале 1990-х годов предприятие закрылось, как и во многих других лесных поселках нашей области. Жители потеряли работу, а социальная инфраструктура была сведена к минимуму. Клуб Усть-Поченской запани, когда-то бывший центром культурной жизни посёлка, долгие годы стоял в запустении, другие здания были разобраны.
Всего за пару десятилетий, прошедших со времени закрытия конторы, практически исчезли материальные свидетельства о целом социокультурном пласте, ценность которого долгое время не осознавалась. Многие важные моменты истории поселка остались лишь в памяти его жителей, на старых фото и на страницах газет.
Понимая значение локальной истории для всех, кто родился и живет в Усть-Поче, активные местные жители включились в работу по восстановлению и сохранению памяти о советском периоде жизни поселка. Силами местного сообщества, администрации округа и при грантовой поддержке почти восстановлен клуб Усть-Поченской запани. Сегодня здесь снова работает библиотека, занимается фольклорный коллектив, проводятся все значимые для жителей Усть-Почи мероприятия. Восстановление клуба вдохновило жителей Усть-Почи на продолжение работы, с появлением важного для поселка общественного здания появились новые перспективы. В рамках проектов, реализованных АНО «Кенозерские берега», ("Запани и лесопункты", "Добытчики зеленого золота") был создан макет Усть-Поченской запани, информационный центр на берегу реки Поча.
Благодаря этим проектам и активной деятельности местных жителей, туристы всё чаще включают бывшие лесные поселки Усть-Поча и Поча в свой маршрут (за год Кенозерский национальный парк посещает не менее 17 000 туристов). Недавнее советское прошлое вызывает у них большой интерес. Таким образом, сохранение памяти об истории Усть-Поченской запани и её роли в жизни простых людей - это не только предмет ностальгии усть-почан, но и перспективное направление устойчивого экономического развития поселка.
В рамках нового проектной инициативы предполагается создать музей Усть-Поченской запани и объединить результаты нескольких проектов в единый туристический маршрут, центром которого станет клуб. Для этого будет собрана и обработана информация для музейных стендов, разработана и опробирована новая экскурсионная программа.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
1. Создание музейной экспозиции Усть-Поченской запани
1.1 Сбор материалов о лесозаготовительной и лесосплавной деятельности и о жизни усть-почан. Работа с личными и семейными архивами, архивом районных газет
1.2 Создание плана музейной экспозиции, отбор собранных предметов, выбор текстовых и фотоматериалов
1.3 Подготовка, печать и монтаж музейных стендов

2. Разработка и внедрение экскурсионной интерактивной программы для местных жителей и туристов
2.1 Составление текстов экскурсии и сценария интерактивной программы на основе собранных материалов и консультаций экспертов Кенозерского национального парка
2.2 Проведение экскурсий и программы для жителям и гостей поселка Усть-Поча

3. Распространение информации о реализации и результатах проекта

Сохранение самобытной культуры округа

Проект "............" нацелен на сохранение и продвижение традиций самобытной культуры Вилегодского округа, который находиться на юго-востоке ...... области. Традиционная культура Виледи складывалась веками и имеет свои особенности: географически находясь на стыке трёх регионов, она впитала в себя культуру Коми края, Вологодчины и Вятской земли.
В результате проекта будет создан комплекс мультимедийных продуктов – видеофильмов, посвященных вилегодской кухне, традиционной обуви вилежан (уледи) и свадебному обряду. Снятые современными мастерами фильмы с элементами анимации в яркой зрелищной форме помогут донести до зрителя народные бытовые традиции края, их смысл и красоту. Традиционные формы выпечки («ярушники»), уникальные местные способы закваски капусты и варки пива, показанные языком современных медиа, станут локальной альтернативой безликим кулинарным рекомендациям интернета и практическим советам для хозяек. Точкой сборки кулинарного компонента проекта станет видеофильм «Вилегодское застолье. Что и как готовили в этой посуде», который позволит «оживить» деревянные и глиняные миски и плошки, обычно пылящиеся в фондах музея. В ходе проекта сотрудники музея и местные старожилы приготовят традиционные вилегодские блюда, а видеохудожник снимет, как то или иное блюдо раскладывается в традиционно предназначенную для него посуду и подается на стол. Все видеофильмы будут сопровождаться записанными рассказами старожилов на местном диалекте – «вилегодской гово́ре». Технология видео позволит зафиксировать такой важный компонент бытовой культуры, как «тактильная память»: именно пожилые люди покажут как правильно пользоваться теми и иными предметами, а видео сохранит для будущих поколений традиционную пластику и жесты.
Продолжением «Вилегодского застолья» станет фильм «Вилегодская свадьба», который представит реконструированные фрагменты свадебного обряда. Еще одним результатом проекта станет новая культурная услуга – свадьба по старинным традициям и обычаям, проводимая сотрудниками Вилегодского районного краеведческого музея. Основанная на местных обрядовых и песенных традициях церемония «оживит» культурное наследие и поможет вернуть его в современную жизнь.
Проект нацелен на то, чтобы жители Вилегодского округа почувствовали сопричастность к своей культуре, раскрыть её истоки заново. А так как музей является центром сохранения местной культуры, именно в его экспозиции предполагается выстроить продуктивный диалог посетителя с музейной средой, в которой отразится самобытная культура Виледи - её «диковинки». Важно чтобы нематериальная культура Виледи нашла своё отражение в новых формах и технологиях продвижения - только так мы можем заинтересовать подрастающее поколение. Участники проекта будут чувствовать свою роль, понимать, откуда берутся и как трансформируются основные ресурсы нематериальной культуры.

Возрождение народного деревянного катера

Соломбала, исторический район города ......, всегда была тесно связана с деревянным судостроением. В допетровские времена здесь строили промысловые суда. Пётр Первый во время своего первого визита в ...... в 1693 году основал на острове Адмиралтейство и первую государственную судоверфь, где строили новоманерные суда, вошедшие в состав ВМФ России. С 1917 года и до 2000-х годов здесь работала Соломбальская верфь, создававшая деревянные суда разных типов (карбасы, доры, катера и пр.). Одним из легендарных народных катеров XX века является катер "Соломбалец". Это один из символов Соломбалы, служивший не одному поколению архангелогородцев и как пассажирский транспорт, и как прогулочная лодка, и как рыболовное судно, и даже как речная дача. "Соломбалец" стал крайним аккордом массового деревянного судостроения в ...... (промышленного и любительского). Это связано и с закрытием Соломбальской верфи, и с возросшей доступностью металлических и пластиковых катеров, а также с изменениями в правилах регистрации маломерных судов. Тем не менее, интерес к катеру сохраняется. Это подтверждают материалы в СМИ, сообщения на форумах, предлагаемые туристические прогулки на "Соломбальцах" по Соломбалке и т.п. Энтузиасты Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания на верфи на Мосеевом острове, где сегодня идёт строительство поморского коча, планируют построить пилотный деревянный катер "Соломбалец". Он будет создан на базе чертежей, спроектированных Соломбальской судоверфью и доработанных в связи с современными требованиями регистрирующего органа, с перспективой создания линейки самоходных катеров и возможностью их тиражирования. Для этого имеется инфраструктура (ангар), инструменты (ручные и электрические, а также деревообрабатывающие станки), чертежи (общие и строительные) и команда профессионалов (инженер-конструктор, квалифицированные плотники). В рамках строительства будет сформирован прецедент создания деревянного катера "Соломбалец": от переработки бумажных чертежей под современные цифровые требования до регистрации маломерного судна в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС).
Во время реализации проекта для целевых аудиторий (судовладельцы и судостроители; старшие школьники и студенты СПО; туристы)
- будут организованы мастер-классы по судостроительному ремеслу;
- проведены профориентационные и просветительские экскурсии;
- открыта выставка "Катер "Соломбалец". Возрождение легенды";
- создан клуб владельцев катеров "Соломбальцев";
- разработаны и протестированы водные маршруты на островные территории в дельте Северной Двины.
Кроме того, строительство катера станет ещё одной точкой притяжения для туристов, интересующихся деревянным судостроением и водными путешествиями, а также одним из объектов-участников городских мероприятий.
Весь процесс строительства катера будет зафиксирован в формате фото-/видеолетописи, отражающей основные организационные и технологические судостроительные этапы, а также освещён в СМИ, на собственных информационных ресурсах и на площадках партнёров.
Таким образом, целевые аудитории проекта узнают больше о деревянном судостроении, удовлетворят свой интерес в краеведческих знаниях. Судовладельцы и судостроители получат необходимую методическую помощь в строительстве и регистрации деревянного судна. Школьники и студенты СПО смогут познакомиться со специальностями ручного труда, что будет способствовать дополнительной профориентации школьников, а студенты СПО в теории и на практике усовершенствуют свои знания и расширят плотницкие и столярные навыки. Туристы расширят кругозор знаний о деревянном судостроении и водных путешествиях, удовлетворят свою потребность в нестандартных (активных) формах проведения досуга.

Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
ГРАНТОДАТЕЛИ





РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА


Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2023