Методические материалы - Социально-значимые проекты
НКО 10 Архангельская область :: Обоснование социальной значимости :: Cоциальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан

Социальная адаптация женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию

В современном мире проблема химической зависимости очень актуальна. Это связано с ростом заболеваемости наркоманией и алкоголизмом. Показатели наркозависимости в ...... области по итогам 2021 года отражают высокий уровень вреда здоровью при употреблении химических веществ, исходя из данных антинаркотической комиссии от марта 2022 года. По сравнению с 2020 годом заболеваемость химической зависимостью в 2021 году выросла в 2,9 раза на территории Северо-Западного федерального округа (137,7 случая на 100 тыс. населения). Исходя из статистики, предоставляемой министерством здравоохранения ...... области, наблюдается отчетливое увеличение числа химически зависимых. В 2021 году данный показатель составлял 1330,5 на 100 тыс. населения, тем самым превысив аналогичный показатель по России, составляющий 1283,4 на 100 тыс. населения.
Один из ключевых моментов в успехе выздоровления заключается в том, чтобы женщина не возвращалась в среду обитания прежнюю, больную, где также есть алкоголики и наркоманы, а чтобы могла заниматься выздоровлением в здоровой среде. «......» — это прекрасные условия для предоставления женщинам вот этой здоровой среды, где она может заниматься выздоровлением, заботиться о своем ребенке и обретать новый уровень социализации. Предлагаемый проект для женщин целевых групп совместно с детьми (при их наличии) будет работать в нескольких направлениях:
• предоставление бесплатного круглосуточного проживания в благоустроенном центре с обеспечением базовых потребностей;
• обучение проживающих социальным нормам семьи и рациональной организации бытовой деятельности;
• содействие подопечным в решении их трудной жизненной ситуации;
• помощь целевым группам в поддержании здорового образа жизни во время проживания в центре.
Важно, что к работе в центре будут привлечены квалифицированные специалисты (психологи, педагоги, юристы, сотрудники социальных служб и др.), чтобы оказывалась помощь женщине на уровне ее телесного, психического, социального и духовного здоровья.
Все вышеперечисленные факторы повысят шанс того, что женщина сможет стать полноценной частицей социума, прекрасной матерью и навсегда забудет условия своей прежней жизни в негативной среде.

Работа с лицами, потребляющими ПАВ

Основное направление проекта - развитие единой социально направленной формы и модели реинтеграции зависимых граждан, страдающих патологическими зависимостями и их близких на территории ...... области. Система была разработана специалистами фонда «......», ГБУЗ АО «........ клиническая психиатрическая больница» и запущена в работу в 2022 году при поддержке Антинаркотической комиссии и Губернаторского Центра ...... области.
Хотя ситуация с наркотизацией в нашем регионе в целом постепенно стабилизируется, но проблема остается достаточно острой в силу своей многогранности. По официальным данным мониторинга о наркоситуации в ...... по итогам 2022 года, озвученном в докладе на антинаркотической комиссии 22 марта 2023 года, свидетельствует о масштабах и глубине поражения наркотиками населения ..........
Вызывает опасение рост некоторых показателей - количество зарегистрированных потребителей наркотических средств с вредными последствиями в возрасте 18 лет и старше, зарегистрированных в учреждениях здравоохранения ...... области, в сравнении с 2021 годом увеличилось на 11,2% на 100 тысяч населения, в 2022 году по сравнению 2021 годом в 1,86 раз увеличилось количество впервые принятых под диспансерное наблюдение наркопотребителей.
Общая заболеваемость наркоманией в регионе в 2022 году выросла в 2,4 раза в сравнении с данными по Северо-Западному федеральному округу в 2021 году (131,2 случая на 100 тыс. населения).
И это только статистика. Специалисты утверждают, чтоб узнать более точное число наркопотребителей нужно статистические данные умножать на 10. Есть, о чем задуматься, как говориться. Добавим от себя, что наркомания сильно помолодела.
Проблема реабилитации зависимого - это не только медицинская, но и социальная проблема. На сегодня в городе ...... относительно хорошо налажена медицинская помощь страдающим от химической зависимости, есть возможности для прохождения социальной реабилитации в условиях стационарного реабилитационного центра «......» в поселке ...... ...... района на базе ...... клинической психиатрической больницы. Но к сожалению, в регионе гораздо хуже обстоит дело с системной помощью в социальной реинтеграции зависимых, уже прошедших курс реабилитации в изолированном дружелюбном сообществе реабилитационного центра и возвращающихся в безучастную среду города. Предотвращение срыва напрямую зависит от того, насколько зависимый, прошедший реабилитацию, сумеет включиться в активную и здоровую общественную жизнь, получить поддержку со стороны сообщества равных и своевременную консультационную помощь специалистов.
Человек в плену зависимости не просто наносит вред своему физическому, психическому и социальному благополучию, но формирует социальную и гражданскую задолженность, в течение долгого времени потребляя социальные ресурсы, но не восполняя их общественно полезной деятельностью.
Особенностью зависимости человека от интоксикантов является отрицание им своей зависимости и, соответственно, необходимости выздоровления от нее. Насильственное лечение противоправно и неэффективно. Поэтому требуются специальные меры по мотивации, чтобы выздоровление зависимого на стадии реинтеграции состоялось и было успешным. Программа мотивации, разработанная специалистами центра «Исток» по данному проекту включает комплекс мер для достижения успеха в этом направлении.
Центр «Исток» решает задачи по поддержке людей, страдающих разными формами зависимого поведения, проводит мероприятия по оказанию помощи созависимым гражданам, проведению для этих групп разъяснительной и консультационной работы. В центре помогают преодолеть изоляцию людям, семьям, попавшим в трудную ситуацию из-за зависимости/созависимости или находящимся под угрозой срыва после прохождения медицинской реабилитации зависимости. Частые гости центра стали несовершеннолетние граждане, приводимые родителями на консультации по вопросу употребления наркотических средств и психоактивных веществ.
Интеграционный центр «Исток» уже стал с 2022 года необходимым связующим звеном между обществом и учреждениями, оказывающими реабилитационную помощь зависимым, как на этапе мотивации зависимых лиц к прохождению реабилитации, так и на этапе их реинтеграции в социум. Функционирование на общей площадке психотерапевтических групп для людей, страдающих разными видами зависимости, усиливает терапевтический эффект каждой из них. Будет формироваться сообщество людей, каждый из которых сможет преодолеть стигматизацию, видеть позитивные примеры выздоровления и, в свою очередь, поддерживать товарищей с меньшим сроком ремиссии.
Важно, что к работе в центре привлечены квалифицированные специалисты (психологи, социальные педагоги) и православные священники. Таким образом, помощь человеку оказываться на всех уровнях: на уровне его телесного, психического, социального и духовного здоровья.

Гидрореабилитация

Социальная значимость проекта обусловлена следующими факторами:
1. Увеличение детей с инвалидностью. Согласно статистическим данным администрации ...... области, в регионе насчитывается 10826 детей с ОВЗ до 18 лет. В то же время по данным пресс-службы уполномоченного по правам ребенка в России, число лиц, не достигших совершеннолетия с ОВЗ, из года в год увеличивается на 9,2%. К сожалению, увеличение детей с инвалидностью – это уже не тенденция, а закономерность и это только одна сторона медали. Сегодняшний ребенок с ОВЗ – это завтрашний взрослый с ОВЗ, от уровня социализации которого будет зависеть будущее как конкретной семьи, так и страны в целом. Мы не можем закрывать глаза на то, что уже завтра людей с инвалидностью, живущих вокруг нас, будет значительно больше, чем сегодня. И от того насколько мы будем подготовлены к этой реальности, зависит то, насколько все её участники будут счастливы. Уже сегодня мы можем сделать ставку на социализацию детей с ОВЗ в общество, одним из немногих инструментов которой является внедрение коррекционных направлений, ориентируемых на развитие и становление личности ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы, преодоления неуверенности в себе, развития целеустремленности, «силы личности». Метод гидрореабилитации как нельзя лучше отвечает этим критериям.
2. Эффективность методики. Понятие метода лежит в его названии – под “гидро” понимается водный ресурс, под “реабилитация” – вмешательство в физическое состояние ребенка какими-либо вспомогательными действиями с целью восстановления его здоровья и полноценной жизни. Занятия гидрореабилитации разносторонне и гармонично развивают детей с ОВЗ, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты. В воде физические недостатки и неловкость движений скрыты от посторонних глаз, что позволяет занимающимся детям чувствовать себя раскованными. В воде ребенок может делать то, что не может делать в повседневной жизни, и это принесет ему радость и уверенность в себе. Занятия плаванием имеют большое воспитательное значение (помогают ребенку стать дисциплинированным, собранным, смелым, находчивым, решительным), а значит создают серьезный фундамент для социализации и интеграции детей с ОВЗ. И самое главное, все что описано выше имеет доказательную базу многочисленных исследований специалистов.
3. Увеличение потребности в коррекционных услугах, которая вытекает из увеличения количества детей с ОВЗ. Гидрореабилитацию в нашем городе заявляют всего одна организация – Центр развития адаптивного плавания и здоровья «Флиппер». Но один центр просто не способно покрыть спрос и потребность в данной услуге. Кроме того, данный центр имеет сложную территориальную доступность, предоставляет услуги только на платной основе, не выстраивает комплексной коррекционной работы с детьми с ОВЗ и уже плотно укомплектован.
Преимущества внедрения гидрореабилитации на базе нашего центра следующие. Наш центр является крупнейшим коррекционным центром-поставщиком социальных услуг города и региона. На постоянной бесплатной основе мы обслуживаем порядка 300 детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 10 лет и эта цифра постоянно растет, что говорит о заинтересованности в направлениях, внедряемых на базе центра. Мы осуществляем работу с детьми с ОВЗ по 16 коррекционным направлениям и метод гидрореабилитации будет гармонично внедрен в комплексный коррекционный маршрут ребенка. Такой подход будет точно отвечать современному видению о том, что комплексная коррекционная работа гораздо эффективнее разрозненного точечного получения коррекционных услуг. Кроме того, данная услуга будет предоставляться на бесплатной основе, в том числе после реализации проекта - это снизит финансовое бремя семьи ребенка с ОВЗ, вынужденной тратить огромные средства на реабилитационные мероприятия, в том числе в других городах. Данный проект имеет высокую заинтересованность родителей детей с ОВЗ в получении гидрореабилитации именно у нас в центре, что подтверждается результатами анкетирования родителей детей, посещающих наш центр. Не маловажен и тот факт, что наш центр располагается в центре города, в месте с отличной транспортной развязкой, что делает услугу доступной для получения детей со всего города.
4. Мы надежная организация-грантополучатель. За 4 года существования центра, благодаря поддержке различных организаций-грантодателей, мы реализовали 8 проектов общей суммой грантов порядка 5 млн. руб. Все проекты, которые получили свое начало в рамках грантовой поддержки, прочно внедрены в коррекционную работу нашего центра, развиваются и становятся только качественнее. Ни один проект не закончил свое существование после его реализации. Считаем этот опыт нашим несомненным конкурентным преимуществом в реализации такого серьезного дорогостоящего проекта, поскольку с уверенностью относим себя к гарантам его реализации и развития.

Цифровая грамотность старшего поколения

На сегодняшний день сохранение активного долголетия и сбережение здоровья тема актуальная не только для общества в целом, но прежде всего для тех людей, кто вошел в этот "третий", серебряный возраст. Для них это нужно, чтобы долгое время находиться в строю, сохранять ясный ум, быть самостоятельными, полезными родственникам, друзьям. В настоящее время в ...... области функционирует несколько курсов для людей пожилого возраста, направленных на повышение их уровня цифровой и компьютерной грамотности, а также упрощения их интеграции в современный мир. Подобный проект мы ведем с 2018 года, всего через него прошло уже более 1000 человек в ...... области. В 2020-2022 гг. он реализовывался в том числе при поддержке Фонда президентских грантов и БФ Владимира Потанина. Люди старшего возраста стараются научиться работе на компьютере и смартфоне, однако у них есть другие проблемы, которые отчасти и мешают им научиться работе с цифровыми устройствами, а также пагубно влияют на их жизнь в целом. К реализации проекта с 2020 года нами были привлечены профильные специалисты: психологи и гериатры. С их помощью нам удалось интегрировать в процесс обучения знания и методики из области медицины и психологии. Это дало неожиданный результат. Психолог выявил, что у большинства (68% из всех) была проблема коммуникации, они рассматривали занятия как точку входа в "зону общения". Люди старшего возраста, выходя на пенсию, зачастую замыкаются в себе, теряют привычные контакты с друзьями и знакомыми, и даже впадают в депрессию. Специалист гериатр выявил у почти половины из пришедших (43%) – признаки начальных когнитивных нарушений. А наши преподаватели узнали, что для части обучающихся (24%) курсы нужны для овладения новыми навыками, в том числе для поиска новой работы и получения дополнительного заработка.
Мы условно обозначили эти проблемы как: социально-досуговую, психолого-медицинскую и профориентационную. Исходя из рекомендаций психолога и гериатра, последний поток обучающихся мы разделили на тематические группы. Они были сформированы по вышеобозначенным направлениям, а не по уровню владения компьютером, как было изначально предусмотрено проектом. Это дало значительно лучшие результаты, как в освоении техники, так и в снижении остроты проблем, выявленных психологом и медицинским специалистом, а также нашими собственными наблюдениями.
Главное, чего нам удалось достигнуть в процессе обучения последней группы предыдущего проекта, это не только обучение их применению современных технологий, но и решение изначальных проблем, с которыми они пришли в проект. Люди старшего возраста в цифровом пространстве начинали общаться между собой, находить общие интересы и темы. Они формировали чаты и беседы, изучали те возможности современных устройств не "сухо" в виде знаний, а сразу же применяя их на практике: обрабатывали фотографии, вместе смотрели фильмы в Интернете, выбирали путевки в оздоровительные санатории и изучали маршруты для летних походов. Люди, в группах освоившие на практике социальные сети значительно снизили уровень депрессии и ощущаемого одиночества, и в целом освоение новых источников информации позволило снизить уровень стресса. У других групп, которым по результатам тестов «Возраст – не помеха», «Бартел», «Гериатрическая шкала депрессии», тест на рисование часов, были рекомендованы занятия на клавиатурных тренажерах, решение логических головоломок, прохождение квестов и аркадных игр, отмечены явные улучшения мелкой моторики, координации, внимательности и памяти. Результаты наших исследований были признаны профессиональным медицинским сообществом на Всероссийской конференции с международным участием (clck. ru/XmEvV). Хобби, связанное с умственной деятельностью, помогает отсрочить развитие деменции (clck. ru/VUw7j). Эти 3 проблемы - с коммуникацией, с появлением когнитивных нарушений и желанием найти дополнительный заработок можно решить путем разбивки целевой аудитории на тематические группы, что и будет сделано исходя из разработанной нами совместно с психологом и гериатром методики.
Актуальность и новаторство проекта в том, что группы будут делиться исходя из их потребностей и помимо получения навыков цифровой грамотности, каждая из групп получит дополнительные занятия, направленные на решение их запросов. Первая группа - это люди, у которых наиболее остро стоит проблема с недостатком общения и досуга. Вторая группа - люди, имеющие медицинские проблемы. Третья - группа "профориентации". Тем самым мы поможем сохранить и продлить активную самостоятельную жизнь людей старшего поколения, применяя медицинские наработки, знания в области психологии и современные цифровые технологии. Важным моментом, будет также передача опыта организациям, которые также занимаются проведением занятий по цифровой грамотности в ...... области. Они смогут применять наши наработки в процессе обучения, тем самым мы увеличим количество тех, кому поможем сохранить и продлить активную самостоятельную жизнь

Кабинет психолого-педагогической и логопедической помощи


По статистике (территориальный ПМПК) на 1 января 2023 года в ........ районе 87 детей-инвалидов. Еще 518 детей имеют значительные нарушения, не приводящие к инвалидности, но ограничивающие ребенка в жизнедеятельности. Социальная реабилитация и коррекция детей с нарушениями в развитии представлений трудоемкий процесс. Сейчас мы реализуем проект "Калейдоском света", который позволяет детям пройти успешную адаптацию к условиям образовательных учреждений, способствует снижению числа детей «группы риска» с дезадаптацией и незрелым уровнем развития, повышает стрессоустойчивость как детей, так и родителей, гармонизирует их психоэмоциональное состояние. На данный момент у целевой аудитории первичная проблема - реабилитация, но мы сейчас явно столкнулись с тем, что у многих еще проблема коммуникаций - дети не умеют говорить, речь не разборчива. И на занятиях дети замыкаются и не идут на контакт. Возникла явная потребность развивать и исправлять речь. Если у ребенка исправить речь, то результаты работы в целом будут эффективными. Для работы с этой целевой группой важно организовать комфортное пространство, привлечь высококвалифицированных специалистов, организовать регулярные занятия.
При этом, каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным и состоявшимся, гордиться им. Родители «особых» детей, кроме этого желают, чтобы ребенок не отличался от сверстников. На данный момент, большая часть детей с тяжелыми нарушениями не приспособлены к самостоятельности и обречены на интернат во взрослой жизни. В настоящее время в ........ районе не развита система оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. Дети с нарушениями не имеют в нашем городе доступа к творческим кружкам, узким специалистам и мероприятиям, необходимым им для социализации в обществе. Родители тратят много времени и сил на реабилитацию в специальных центрах в крупных городах. Стоимость таких курсов восстановления или коррекции стоит больших денег, плюс дорога и проживание. Но, как правило, мероприятия реабилитации включают себя занятия с логопедом, психологом и дефектологом, коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на социализацию. При создании в нашем городе необходимых условий для коррекции нарушений у особых детей, возможность получить помощь станет доступнее.Часто оказывается, что компетенций специалиста недостаточно для положительной динамики развития детей с ОВЗ. В этом случае одним из средств помощи в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ служат интерактивные технологии, которые включаются в структуру традиционных коррекционных занятий как дополнительные инновационные элементы. В едином развивающем пространстве необходимо совмещать традиционные методики и современные развивающие технологии. Использование новых информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ имеет огромное теоретическое и практическое значение. Анализ опыта многочисленных российских коллег, использующих интерактивные технологии при работе с детьми с ОВЗ и все они сходятся во мнении, что использование интерактивных программ сне заменяют традиционных занятий, но дополняют их, обогащая коррекционно- педагогический процесс новыми возможностями и позволяют повысить показатели познавательной активности и развития психологических процессов. Умное логопедическое зеркало – это инновационный программно-методический комплекс для учителей-логопедов. С его помощью специалисты в детских садах и школах могут решать коррекционные задачи в соответствии с требованиями ФГОС. Зеркало позволяет проводить занятия в игровой форме. Благодаря этому: повышается эффективность коррекционных занятий. Это происходит благодаря высокой мотивации у ребёнка. Занятия с Умным зеркалом увлекательны, дети их очень ждут, задания выполняют с удовольствием; обеспечивается психологический комфорт ребёнка. Когда дети мотивированы заниматься, сам урок проходит в более благоприятной психологической обстановке. Педагогу не нужно призывать ученика к дисциплине, делать замечания, а для ребёнка создаётся ситуация успеха. Занятия находятся в зоне ближайшего развития и для многих учеников начальных классов, ведь у детей 7-9-ти лет продолжают развиваться и речь, и психические процессы, и артикуляционная моторика. Для младших школьников подойдут занятия по коррекции звукопроизношения, по формированию звукобуквенного анализа и синтеза, по профилактике и коррекции зеркального написания букв, формированию орфографической зоркости.
Интерактивное оборудование позволяет создать занятия с учетом выполнения конкретных коррекционных задач, с большим разнообразием в подаче дидактического материала. Кроме того, данное оборудование позволяет регулировать оптимальный темп прохождения ребенком заданий и их сложности, обеспечить необходимый эмоционально-псих-ий настрой ребенка, обогатить его мир яркими красками и положительными эмоциями. Уникальность проекта в том, что в Вельске нет подобных направлений и перспективе не планируется и повысит уровень качества жизни семей

Изучение истории родного края


Жизнь любого человека очень разнообразна и условно состоит из нескольких компонентов: быт, труд, досуг. Быт – это то, как устроено наше жизненное пространство, труд – способ реализации способностей и возможность иметь финансовую независимость, а досуг – возможность развлекаться, отдыхать, посещать различные интересные мероприятия, знакомиться с новым, путешествовать. Таким образом, на протяжении всей жизни человек учится общаться, взаимодействовать с разными людьми, устанавливать социальные контакты и выполнять различные социальные роли.
В последние годы в России, как и во всем мире, увеличивается число людей с инвалидность и составляет около 15% от общего числа населения.
На территории ...... области проживает 84850 граждан с инвалидностью и из них 27015 человек имеет инвалидность в следствии психических расстройств. У людей с ментальной инвалидностью, в процессе жизнедеятельности в силу специфичности заболевания возникает ряд проблем: снижается коммуникативный уровень, появляются трудности в общении, усложняется процесс получения образования и самостоятельного проживания в обществе.
Имея недостаточные адаптационные способности, большую уязвимость материального благополучия, уровня здоровья, внутрисемейного климата, лица, страдающие психическими расстройствами, оказываются перед множеством нерешенных проблем, которые не могут решить самостоятельно.
Одной из таких проблем является проблема в самостоятельной организации досуговой части жизнедеятельности. Нами было проведено предварительное предпроектное анкетирование клиентов нашей организации взрослых людей с ментальными особенностями (членов целевой группы проекта) на предмет того, как они реализуют свое право человека на отдых. Оказалось, что давно не выезжали за пределы города ...... почти 80% опрошенных. В большинстве случаев это связано с тем, что они не знают куда можно поехать - 61%, а низкий уровень доходов не позволяет купить туристическую путевку – 73%. Хотели бы узнать больше о северном крае и посетить достопримечательности ...... области почти все опрошенные подопечные.
Через смену обстановки, путешествия, не только улучшается качество жизни человека и расширяется кругозор, но и увеличиваются социальные связи.
При вопросе какие исторические места северного края Вы бы хотели бы посетить? Опрошенные назвали - село солеваров Ненокса, урочище с минеральной водой Куртяево, родину Ломоносова, природный парк Голубино и старинные северные города Вельск и .........
У АРОО "Мост" есть большой опыт (23 года работы) в сопровождении жизнеустройства взрослых людей с ментальными нарушениями и специалисты организации понимают, что для части клиентов требуется постоянная поддержка на протяжении всего жизненного цикла и во всех направлениях: бытовой, трудовой и досуговой деятельности.
В рамках наших проектов "Школа социальных навыков" и "Путь к трудоустройству" мы помогаем адаптироваться в сферах: быт и труд, а на реализацию права на отдых (досуг) направлен наш новый проект «Расширяем горизонты – ........ область». Поддержка этого проекта не только продемонстрирует межведомственное взаимодействие различных государственных структур и НКО, но и поможет в повышении социальной активности людей с ментальными нарушениями, проживающих в нашем регионе, в реализации их права на отдых наравне со всеми людьми.

Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
ГРАНТОДАТЕЛИ





РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА


Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2023