Методические материалы - Социально-значимые проекты
НКО 10 Архангельская область :: Обоснование социальной значимости :: Реализация проектов в сфере молодежной политики

Мастер-классы в столярной мастерской, игротека, работа с психологом

............. региональное отделение общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Федерация кудо России", проводит спортивные мероприятия, интересные мастер-класс, направленные на формирование здорового образа жизни, а также спортивные турниры, мастер-классы со знаменитыми спортсменами.
В рамках наших занятий мы не только учим ведению поединка, но и воспитывают дух, помогаем заложить и закрепить моральные и нравственные принципы. В последнее время к нам приходят подростки, которые находятся в трудной жизненной ситуации, мы видим деструктивное поведение среди детей и подростков (агрессию). Особого внимания требуют такие антиобщественные действия, как запугивание(буллинг), травля ребенка со стороны одноклассников. Эксперты отмечают дефицит эффективных профилактических программ. Именно в отсутствии подобных программ мы видим одну из причин распространенности негативных социальных явлений среди подростков, что приводит в дальнейшем к преступности. Наша команда в лице тренеров, психологов, привлеченных специалистов готова оказать поддержку и помощь данным детям. Наша работа носит не формальный характер, в отличие от реабилитационных центров для несовершеннолетних. Мы в рамках своего проекта "Равный учит равного 2.0" хотим привлечь участников, в количестве 120 человек, из Государственного бюджетного специализированного учреждения ...... области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, "......... социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга" и школ Города ......, для развития социальной адаптации, у детей с 9 - 14 лет.
В ходе реализации в 2022 году проекта "Равный учит равного" с детьми в возрасте 13-18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, наша команда увидела положительную динамику. Мы готовы стать для этих подростков второй семьёй, так как они видят в нас поддержку и опору!

Организация досуга имеет особое значение в образовании ребенка, ведь по статистике 80 процентов современных детей ведут малоподвижный образ жизни. Отсутствие занятости детей приводит к бесконтрольному и потенциально опасному времяпровождению. В особой зоне риска находятся следующие категории детей: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети из многодетных семей; дети-сироты; дети из семей с низким доходом. Таких детей в городе ......, как и во всех городах России, достаточно много. По данным портала СоцЗащита29 В ...... области, например, проживает более 13000 многодетных семей, а детей, оставшийся без попечения родителей 3621 чел., что составляет 20% и 1,6 % от общего количества детского населения региона соответственно (по данным opeka29. ru/ по состоянию на 01.01.2022 г.). Отсутствие занятости детей из зоны риска приводит к росту следующих показателей, характеризующих детское неблагополучие (по данным УМВД России по ...... области): 1. численность несовершеннолетних, совершивших преступления, в 2021 году составила 368 чел., в том числе несовершеннолетних, совершивших повторные преступления – 234; 2. количество несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния, которым нет и 13 лет, составляет 320 человек или 87% от общего количества детей, совершивших такие преступления. Дети до 17 лет – это именно та возрастная категория, с которой необходимо работать для снижения показателей преступности среди детей всех возрастов. Данный проект "Равный учит равного" позволит смягчить проблему занятости и социальной адаптации детей в сложной жизненной ситуации, создав условия для социального, культурного самоопределения, через формирование навыков преодоления у подростков асоциальных проявлений и правонарушений.

Областная школа уличной культуры

Согласно исследованию в 2022 году, в структуре критериев социального самочувствия молодёжи ...... области после жилищных проблем, на втором и третьем месте, по степени важности, находятся условия развития своего потенциала и досуговая доступность. При этом, условия для развития имеют самый низкий показатель из всех критериев социального самочувствия молодёжи. В то же время, своё будущее связывают с нашей областью 71% опрошенных. Таким образом, у молодых людей в нашей области возникает диссонанс – они хотят остаться, но условия для развития не созданы (см п. 8.1 стр 25). Вторая основная проблема молодежи – низкая досуговая доступность. Исследование показывает, что спорт – это ведущая досуговая практика для молодёжи ...... области, однако 40,8% молодежи недовольны инфраструктурой и доступностью спортивных учреждений (стр. 29 исследования социального самочувствия подростков и молодёжи 2022 год).
Наша целевая аудитория – это уже заинтересованные в экстремальном спорте и уличной культуре молодые люди. Для них доступность спортивного экстремального досуга является также и условием для саморазвития. В соответствии с опросом (см п.8.1) они сейчас чувствуют потребность в следующем: а) чаще и серьезнее заниматься уличными видами спорта, тем самым удовлетворять свою потребность в острых ощущениях; б) самореализоваться в уличном спорте, становясь профессиональными райдерами или инструкторами в) общаться, так как общение – одна из главных возрастных потребностей молодежи.
Отсутствие регулярных занятий уличным спортом, а значит и условий развития в экстремальном спорте для нашей целевой аудитории грозит «переходом» молодежи на «темную» сторону улицы, где можно реализовать все те же потребности (в острых ощущениях, в общении) но уже с помощью алкоголя, наркотиков и правонарушений. Поэтому, спортивная уличная культура является той площадкой, на которой молодежь социально приемлемыми путем реализует мотивы «ищущие выхода» (см. п.8.1 "Выдержка..").
Федерация скейтбординга ...... области с февраля 2021 года реализует проект «Школа уличной культуры» (далее - ШУК, подробнее см. clck. ru/34CMzs) в ......, который демонстрирует положительный потенциал занятий экстремальным уличным спортом в регионе. Проект также осуществляет профилактику негативных явлений в молодежной среде за счёт удовлетворения потребности молодежи в острых ощущениях, возможности спортивных и профессиональных достижений и низкого порога вхождения (виды спорта молодые, начать заниматься и стать чемпионом можно в любой возрастной и половой категории за небольшое количество времени, если есть желание достичь высоких результатов).
С 2021 года наши занятия по скейтборду, самокату, BMX и роликам уже посетили более 6000 человек. В ...... появилось 12 инструкторов. Кроме того, совместно с партнером – молодежной организацией «Выходи!» в рамках проекта «БАРСУК» мы обучаем организаторов и инструкторов по уличному спорту для работы в 8 районах области. Таким образом, созданы все условия для распространения опыта ШУК на районы. Однако, при реализация данного опыта в районах области, в отдалении от областного центра, с учётом еще большей потребности в разнообразии досуга, есть свои особенности:
1) в ...... у экстремального уличного спорта уже создана репутация серьезного, созидательного вида спорта, в том числе олимпийского, с положительным эффектом на занимающихся, с социальным эффектом профилактики. Школа уличной культуры внесена в программу профилактики негативных проявлений в молодёжной среде и финансируется за счет регионального бюджета. Однако, в районах население относится к скейтерам и другим райдерам как к уличным парням с плохим воспитанием, с наклонностями к вандализму, с которыми надо бороться (см п.8.1). Поэтому увлечения экстремальными видами спорта не поддерживаются ни родителями, ни обществом – в том числе и это является причиной низкого социального самочувствия;
2) ШУК в ...... действует по отлаженному механизму графика, работы инструкторов, группы для набора целевой аудитории, есть ведущие и судьи для мероприятий и дней открытых дверей. В тоже время, для районов области мы обучили инструкторов методике проведения занятий, но у них еще недостаточно навыков по набору групп, общению с родителями, информационной работе, они не смогут самостоятельно раскрутить группу и организовать график.
По опыту нашей ШУК эти сложности можно преодолеть за год стабильной работы под надзором наставников посредством: - совместной организации Дней открытых дверей; - адаптации методики ШУК для районов и внедрения в один район в качестве апробации (2 тренера и менеджер организуют свои регулярные занятия по 2м дисциплинам, наладят график и контакт с родителями целевой аудитории под присмотром тьютора, научатся правильно вести информационную работу в социальных сетях); - проведению тренерских сборов, на которых будет обмен опытом между инструкторами и составление плана развития не менее 8 районов области.

Экспозиция, посвящённая истории больницы

В результате революции, войн и множества других трагических для народов России событий, затронувших каждую семью, возникло множество социальных проблем, вызванных таким явлением, как прерывание связи между поколениями. Утрата достоверных сведений о ближайших предках, об истории своей малой родины и о достижениях своих земляков привели к устойчивому росту нигилизма, социальной апатии и отсутствию гордости за свой край и за свою страну у нескольких поколений россиян. В наши дни особенно остро проблема встала в среде подростков возрастом от 12 до 17 лет. Их родители взрослели и создавали семьи в наиболее тяжёлые времена экономического кризиса 90-х годов ХХ в. В силу объективных причин они не имели возможности заложить в своих детях основ патриотизма. А без чувства любви к Родине невозможно воспитание её граждан. Не стала исключением и Судрома, где медленно, но неуклонно сокращается количество жителей. Дома пустеют, ветшают, дворы приходят в запустение, поэтому молодёжь не стремится возвращаться после учёбы в колледжах и университетах в родные деревни и посёлки. Подростки и студенты, не заставшие периода роста благополучия и достатка сельских жителей, смотрят в будущее с пессимизмом, потому что не знают о прошлом Судромы и не верят в то, что в их силах изменить ситуацию к лучшему и сделать жизнь в деревне привлекательной и престижной. А их родители и более старшие земляки утратили веру в то, что государство о них помнит и заботится. Осуществление проекта «Судрома: где родился, там и пригодился» поможет мотивировать школьников и студентов на активную краеведческую деятельность. Запланированные мероприятия проекта вовлекут их в коллективный труд, который поможет не только выработать столь необходимые в повседневной жизни навыки работы с архивами и документами, но и позволит на реальных фактах убедиться в том, что им есть что ценить, чем гордиться и что сохранять. Лучшим аргументом, способным убедить человека в том, что его Родина достойна любви и уважения, является неопровержимое доказательство, что родной край в прошлом обладал величием благодаря делам его жителей и в будущем имеет блестящие перспективы, если только он не обезлюдеет и не придёт в запустение окончательно. Без граждан – нет государства. Но граждан необходимо воспитать. Гражданином своей страны и патриотом невозможно стать без любви к своей Родине. А Родину можно полюбить, только если знать о её славных страницах прошлого. Благодаря Проекту молодые люди узнают не от посторонних людей о славном прошлом Судромы и о добрых делах людей, которые родились в больнице, историю которой они восстанавливают. Экспозиция, созданная школьниками и студентами в помещении бывшей больницы, станет достопримечательностью и местом притяжения не только для жителей деревни Пайтовская, но и для всех судромчан и гостей ......... района. Фактически тем самым закладывается основа для нового дома-музея, который будет приносить пользу будущим поколениям. А родители, бабушки и дедушки участников проекта смогут вернуть веру в справедливость, потому что на деле убедятся в том, что старинные дома, составляющие гордость деревни, не разрушаются, а используются во благо гостей и жителей Судромы.

Создание мемориально-патриотического музейного пространства

Почему проект «Юрьевский рубеж: восстанавливая историческую справедливость» является важным для всех нас? Команда проекта отвечает на этот вопрос, формулируя пять основных тезисов.
Во-первых, в современных условиях активно идёт поиск и осуществление интересных, эффективных, наглядных идей, мер, проектов в историко-культурной сфере и патриотическом воспитании. Ведь в сознании многих людей отождествляются понятия «патриотизм», «общество», «государство», «история» и пр. При этом зачастую патриотизм воспринимается как абстракция. Для многих граждан патриотические чувства порой лишены конкретики, живых и полнокровных черт, вовсе не связаны с таким понятием, как «малая родина» (izvestiapsy.isu. ru/en/article/file?id=701).
Во-вторых, проект «Юрьевский рубеж: восстанавливая историческую справедливость» основан на идее деятельностного патриотизма, деятельностной памяти, то есть комплекса абсолютно конкретных дел или событий, которые выполняются командно, коллективно и вызывают неформальный, эмоциональный отклик у всех участников («откликаются в сердце»). Именно об этом, к примеру, ещё двести лет назад говорил, например, публицист В.Г. Белинский: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».
Не случайно 29 апреля 2022 года Губернатор ...... области А. В. Цыбульский проводил свой открытый урок истории именно на Юрьевском рубеже. Обращаясь к школьникам области, к участникам военно-патриотических клубов, он отметил: «Мы сегодня находимся в удивительном, уникальном месте, которое сильно недооценено и малоизучено, что в нашей современной жизни просто недопустимо. Я с полной ответственностью говорю, что здесь 104 года назад вершилась история современной России. Если бы бойцы 15-го Юрьевского полка ценой собственной жизни не отстояли этот рубеж, то сегодня в России была бы другая жизнь. Мы бы, наверно, говорили на других языках, исповедовали другую веру и не знали, что такое единая, суверенная, сильная страна» (dvinainform. ru/archive/2022/04/30/67597.html).
В-третьих, социальная значимость нашего проекта важна ещё и тем, что в нём непосредственная коллективная работа тесно переплетается с широким информированием, просвещением северян, особенно – молодёжи. Для команды проекта важны и первостепенны все возрастные категории, ведь в обычной жизни они неразделимы (вряд ли исторически бескультурный взрослый человек сможет воспитать исторически системного и грамотного патриота, растущего с уверенностью, что без прошлого в настоящем нет будущего).
Сочетание историко-просветительской работы, опора на традиции российской государственности, конкретные дела, а не лозунги в сфере сохранения памяти, на наш взгляд, и позволяют влиять на патриотическое воспитание молодежи. В этой связи специалисты Правительства ...... области не раз отмечали, что разработка Юрьевского рубежа в формате постоянно действующего мемориально-патриотического пространства представляет собой значимость для развития ...... области в сфере образования, науки, культуры, туризма (vk. com/wall-119766557_24010 ).
На рабочей встрече с Президентом России В. В. Путиным 10 февраля 2023 года губернатор ...... области А. В. Цыбульский подробно доложил главе государства о ходе работ на Юрьевском рубеже и развитии его комплексного потенциала в интересах региона и страны (kremlin. ru/events/president/news/70495) .
В-четвёртых, проект позволяет участникам прикоснуться к «живой истории» региона, понять её значение для страны в целом. Работа по созданию объектов мемориально-патриотического маршрута создает так называемую «коллективную эмоциональность» и вызывает большой заряд коллективной созидательной энергии – движущей силы любых изменений, в том числе внешних (даже, например, в области облагораживания мемориальной территории; dslib.net/kult-prosvet/dejatelnostnyj-podhod-k-vospitaniju-patrioticheskih- kachestv-lichnosti-v-uchrezhdenijah.html).
Наконец, в-пятых, проект эффективно визуализирует историю Интервенции на Русском Севере для всех жителей ...... области, способствует её осознанию и верной интерпретации событий (фактов). Мы убеждены: это является особенно важным на современном этапе формирования общественного мнения относительно событий прошлого как ключа к пониманию современных военных событий.

Разработка игровых форм изучения исторического и культурного наследия округа

Сегодня мы очень много говорим о важности патриотического воспитания каждого молодого человека. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской и юношеской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре места, где он родился и вырос. Рост культуры патриотизма в молодежной среде возможен только тогда, когда с юных лет прививается любовь к малой родине, заинтересованность в изучении его истории, культуры и традиций. Краеведение становится в этих условиях необходимостью, а участие школьников в краеведческой деятельности приводит к тому, что у них повышается уровень самосознания, воспитывается уважение к культуре и истории родного края. Познание истории родного края, района, даёт возможность понять, кто мы есть, кто наши предки, лучше оценить прошлое, понять настоящее, заглянуть в будущее, помочь духовному возрождению народа и чувствовать себя сопричастным.
К сожалению, знания школьников истории, традиций и событий свой малой родины крайне низкие. В Няндомском округе 12 школ, с 8 по 11 класс в них обучается 919 учеников. В школьной программе для 8-11 классов нет предмета краеведения, на которых школьники могли бы изучать историю своей малой родины, а на сайте дополнительного образования детей (dop29. ru/directivities/turistsko-kraevedcheskoe?municipality=18) есть всего 3 кружка туристическо-краеведческого направления для данного возраста, но во всех трех не предусмотрено изучение истории ........ округа. Мы провели тестирование среди школьников (участвовали 358 учеников из семи школ округа). В тесте были вопросы по основным историческим фактам ........ округа, а также открытый вопрос со свободным ответом про тот что они знают об округе. 19% опрошенных смогли ответить на 6 вопросов из 12, остальные не смогли ответить даже на 3 вопроса. Из свободных ответов 77% опрошенных смогли рассказать только про историческую застройку конца 19 века, которая называется "Исторический квартал", 23% ничего не смогли рассказать про свою малую родину. Мы стали выяснять причину, почему они не знают и не интересуются историей своего родного края и 69% ответили, что считают наш округ не примечательным с обычной, ничем не отличающейся историей от других подобных территорий, 87% ответили, что изучать историю маленького города и округа это скучно.
После выяснилось, что про историческую застройку, которая называется "Исторический квартал", школьники знают, благодаря специалистам местного музея "Дом Няна", которые регулярно проводят пешеходные экскурсии для школьной аудитории. Это единственная интерактивная форма краеведения в Няндомском округе. Помимо пешеходной экскурсии у музея "Дом Няна" есть еще 2 краеведческие экскурсии, но уже в самом музее, где сотрудники рассказывают откуда пошло название города, почему местных называют "мамоны", о наших озерах, о строительстве железной дороги. Специалисты музея заметили, что школьников 8-11 классов больше всего привлекают интерактивные форматы, такие как пешеходная экскурсия (судя по ответам тестирования информация из интерактивных форм запоминается лучше). На экскурсии в музей подростков водят их преподаватели, сами инициативу школьники проявляют очень редко. Это явление связано с изменением вектора интересов наших детей и новыми принципами получения информации у современного подрастающего поколения.
Мир меняется. Меняются и молодые люди. Сейчас простые учебники с иллюстрациями и даже документальные фильмы уже не являются эффективным и привлекательным инструментом для изучения истории и краеведения. Они проигрывают современным интерактивным играм, сенсорным панелям и прочим техническим решениям человечества, которыми так активно пользуется новое поколение подростков в ежедневной жизни.
Как следствие, поглощаемый визуальный контент в сети Интернет просто не оставляет шансов для классической школы изучения фундаментальных наук и гуманитарного образования, в частности, истории нашего государства – потому что детям просто не интересен формат подачи информации.
Одним из доступных и интересных вариантов для изучения истории родного края могут стать настольные игры, которые так популярны среди подростков. Важно привлечь внимание школьников к истории и культурному наследию родного края, поднять уровень идентичности и сопричастности к событиям прошлого и настоящего, развить чувство долга и гордости за свою страну для формирования активной гражданской позиции у подрастающего поколения, используя современные технологии.

Пауэрлифтинг

По статистике, предоставленной территориальной комиссией по делам несовершеннолетних, в городе ........ проживает 92 мальчика в возрасте от 13 до 18, которые стоят на учете и находятся в социально-опасном положении. Такие дети гораздо чаще сталкиваются с проблемами физического и психологического развития. Они подвержены алко и нарко-зависимости, в речи используют ненормативную лексику. Наблюдается демонстративное и вызывающее, по отношению к взрослым, поведение, часто проявляется жестокость и агрессивность. Находясь в конфликте с педагогами, родителями, самими собой, подростки предпочитают проводить время на улице, в кругу своей компании. Отсутствие присмотра, проживание в некомфортных условиях и потребность в простых человеческих благах часто толкает их на противозаконные поступки (Подтверждение в письме от КДН).
В нашем социальном проекте мы поднимаем проблему социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, через воспитание в них силы воли, дисциплины, честности, справедливости за чет спорта и организации качественного досуга. Наша задача мальчиков, склонных к деструктивному поведению, воспитать, сделать из них достойных людей, профессиональных спортсменов. Помимо этого, мы хотим в своем проекте поднять проблему нарушения здоровья среди подростков, связанных с их образом жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата (в основном – различные виды нарушения осанки), нарушения зрения, болезни органов пищеварения. Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности. У многих мальчиков в нынешнее время наблюдаются либо серьезные признаки дистрофии, либо ожирения. Все эти проблемы могут негативно сказаться на всей дальнейшей жизни подростков, последствия которых очень предсказуемы. В проекте «Воспитаем чемпиона» мы будем решать проблемы комплексно.
Почему мы решили реализовать данный проект? Все, потому что мы уже прошли подобный опыт. Полтора года назад к нам на тренировку пришел Максим, как позже оказалось, он занимается в коррекционной школе-интернате и стоит на учете. Мы сразу вовлекли его в спорт, взяли под сопровождение, построили план тренировок, питания, выстроили с ним режим дня. Максим стал приходить в зал по 4-5 раз в неделю, сразу после школы приходил тренироваться, вечерами приходит просто так, чтобы пообщаться со спортсменами и полезно провести свое свободное время вместо того, чтобы слоняться по подъездам или гаражам. Наша задача была не просто тренировать его, но и дать понять, что вся его жизнь, зависит только от него, дать понять, как важна учеба, как важна системность в спорте и как важно выбрать «правильный» путь в жизни. Спустя год Максим стал чемпионом и взял золотую медаль в первенстве по пауэрлифтингу в г. ........, где сразился с участниками из 7 муниципальных районов ...... области. Максим до сих пор занимается с нами и продолжает работать над новыми достижениями (фото Максима с главным тренером Николаем Чернцовым - clck. ru/3439Cf).
Мы поняли, что можем не просто довести до спортивных побед наших учеников, но и дать подросткам куда больше, чем просто навыки в спорте, это воспитание необходимых качеств, которые могут изменить их жизнь в будущем к лучшему, повлиять на становление личности.
Для того, чтобы понять, сможем ли мы набрать необходимое количество благополучателей проекта и понять, действительно ли это интересно подросткам, мы провели опрос (приложен в дополнительные документы). По итогу опроса мы отобрали подростков, которые имеют склонность к деструктивному поведению, имеют проблемы со здоровьем (86 анкет). Более 80% респондентов подтверждают, что имеют проблемы с осанкой, имеют вес тела ниже нормы или же наоборот выше нормы. 85% потенциальной целевой аудитории хотят изменить ситуацию касательно своего образа жизни и только 15% заявили, что их все устраивает. Более 70% потенциальных респондентов хотели бы стать участниками проекта и заниматься спортом под нашим руководством системно. Наш проект рассчитан на мальчиков, но многие девочки также проявили интерес к проекту, поэтому в дальнейшем мы готовы рассмотреть расширение целевой аудитории и взять под наставничество и девочек.
В Няндоме есть организации, которые занимаются профилактикой негативных проявлений в молодежной среде, это и школы, это и центр культуры, и молодежные пространства, но в основном, деятельность проводится культурно-массового характера или же путем проведения различных акций «против», на наш взгляд, данные методы зачастую не работают в той мере, как бы хотелось. Более эффективно будет работать формат наставничества, когда ребят вовлекают в долгосрочный процесс, а для мальчиков самое интересное – это проявление силы, развитие в спорте, достижение целей, во все времена это будет актуальным и интересным для подростков.
Благодаря проекту подростки смогут обрести настоящую спортивную семью, друзей, единомышленников, научатся ставить цели и добиваться их.

Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
ГРАНТОДАТЕЛИ





РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА


Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2023