НКО 10 Архангельская область > Обоснование социальной значимости > Поддержка проектов в области науки | Расширенный поиск
НКО 10 Архангельская область :: Обоснование социальной значимости :: Поддержка проектов в области науки
Юные экскурсоводы На Онежском полуострове в настоящее время расположены 11 ........ деревень с общим количеством жителей 976 человек. Деревни и поселки Онежского полуострова характеризуются высокой степенью удаленности и труднодоступности. В части деревень нет мобильной связи и доступен только спутниковый интернет. Считается, что деревня жива, пока в ней живут и растут дети. Всего на полуострове действуют 5 школ с общим количеством учащихся 60 человек. Школьники практически не имеют возможности получать дополнительные знания дистанционно, а участие в образовательных мероприятиях, проводимых в областном центре, затруднено из-за сложностей логистики и высоких затрат на транспорт. Вместе с тем, Онежский полуостров имеет огромный потенциал для развития. Неслучайно в 2013 году на части Онежского полуострова был создан национальный парк “Онежское ......”, одним из приоритетных направлений работы которого является сохранение природного и историко-культурного наследия территории, экологическое просвещение населения, а также развитие экологического туризма. Несмотря на то, что многие из этих объектов материальной культуры полуострова утрачены, это место, куда стремятся приехать, чтобы познакомиться с самобытной поморской культурой и нетронутой природой. Каждая деревня уникальна своей историей и нематериальным наследием, хранимым местными жителями. Речь идет о фольклоре, воспоминаниях местных жителей и их историях, которые являются неотъемлемым элементом жизни людей и выступают как инструмент осмысления и передачи опыта, ценностей и культурной идентификации. Парком проводится работа по созданию музеев и экспозиций, иллюстрирующие особенности локального природопользования и раскрывающие традиционный жизненный уклад поморской культуры. Полноправными участниками этой работы могут и должны становится носители наследия – жители заповедных территорий, поскольку их нематериальная культура – это не менее ценный объект наследия и "показа", чем заповедная природа и историко-культурный контекст. Это тем актуальнее потому, что классические способы музейной подачи информации, традиционный язык краеведческих экскурсий, "монолог специалистов" и отсутствие диалога поколений – всё это увеличивает пропасть между информацией о наследии и современным зрителем/слушателем. Объемные научные факты не воспринимаются молодёжной аудиторией и перестают быть значимыми. Поэтому, создание условий для профориентационной подготовка молодёжи, освоение и применение инструментов доступной коммуникации, графического дизайна, применение технологий рассказа историй в краеведческих маршрутах и экскурсиях – одно из важных направлений проекта. В настоящее время мероприятия по дополнительному образованию молодежи на Онежском полуострове реализуются учителями и молодежными объединениями. Кроме того, по инициативе национального парка “Онежское ......” в населенных пунктах полуострова созданы и действуют 2 школьных лесничества, 3 школы юного экскурсовода. Участие в проекте позволит детям получить компетенции в деятельности по изучению и интерпретации природного и культурного наследия, раскрыть свой творческий и деловой потенциал, а также научиться методике создания экскурсионных маршрутов, подготовке и проведении тематических экскурсий. В рамках проекта будет проведен образовательный семинар, в ходе которого ребята узнают о способах сбора информации о природных и культурных объектах Онежского полуострова, методиках создания экологических троп и краеведческих маршрутов, подготовке и проведении тематических экскурсий. Семинар будет проведен на базе детского лагеря национального парка "Онежское ......" (озеро Мураканское). Полученные знания дети смогут применить на практике - они соберут информацию о природном и культурном наследии своих деревень и на ее основе создадут краеведческие маршруты. Эта работа будет проводится в рамках деятельности школьных лесничеств и школ юного экскурсовода, действующих в населенных пунктах Онежского полуострова, а также при участии экспертов области работы с текстами, ораторского и актерского искусства. Обменяться полученным опытом школьники смогут на стажировке юных экскурсоводов, а представить результаты своих работ - на слете школьных объединений с других заповедников и национальных парков. Подобный опыт уже много лет реализуется в Кенозерском национальном парке, где успешно функцианируют школы юных экскурсоводов. Дети регулярно участвуют в профориентационных мероприях, а также в обучающих семинарах, нарпавленных на развитие творческого потенциала. У детей, вовлеченных в деятельность школьных объединений, появляется представление о перспективах трудоустройства в национальном парке. Таким образом, данный проект направлен на вовлечение местных жителей и молодёжи в образовательную и просветительскую работу в сфере изучения культурного и природного наследия, в деятельность по его интерпретации и презентации. Результаты проекта будут тиражированы в российской заповедной системе совместно с партнерами проекта. |
Профориентация Согласно статистике (clck. ru/NfiCY), каждый россиянин в течение своей жизни 3-4 раза меняет профессию: 30% учеников, покидая школу, затрудняются в выборе своей будущей профессии, делая поспешные решения, поступают в «неправильные» ВУЗы и обучаются в той предметной области, в которой заведомо никогда не будут работать. Сегодня творческие профессии – самые популярные среди подростков. При выборе творческой профессии школьник часто сталкивается с большим количеством предложений и необходимостью поспешного выбора одного из них. Сразу после школы ребенку трудно определиться с профессией. Если он разочаруется в выборе, цена ошибки будет слишком высока. По результатам проведенного анкетирования среди школьников 8-9 классов (обучающихся в Школе Современного образования) была выявлена следующая тенденция: у 67% учеников 8 классов готовность к выбору профессии находится на уровне выше среднего; среди 9-классников этот показатель еще выше – 80%. При этом, 45% школьников выбирают тип профессии «Человек-Человек», то есть им важно общение на рабочем месте; 30% - тип профессии «Человек-Художественный образ», что говорит о важности присутствия креатива в работе. У 55% детей наглядно-образное мышление. Это говорит о том, что у 75% современных детей ярко выраженная профессиональная склонность к коммуникации и креативности. И она может проявляться по-разному. Именно поэтому в рамках настоящего проекта были выбраны 3 креативных направления профессионального обучения, в которых немаловажным фактором является креатив и коммуникабельность: «Парикмахер», «Мастер ногтевого сервиса», «Мастер-бровист». Бьюти-индустрия предоставляет широкие возможности для креатива и фантазии. Разнообразие специальностей делает отрасль весьма привлекательной в плане возможности трудоустройства или работе на себя (самозанятость). Бьюти-мастер – одна из самых интересных и креативных профессий. Работая на этом поприще, творческие натуры могут реализовывать все свои идеи. И несмотря на то, что профессии являются достаточно высокооплачиваемыми, в этой сфере в городе ...... есть дефицит кадров. Также важно отметить ряд существующих проблем в системе образования города ......, которые касаются профориентации и профессионального обучения: - отсутствие программ, которые позволяют школьникам иметь профессиональных наставников в той или иной сфере, которые могли бы не только обучать их, но и помогать с выбором профессии, показывать на своем примере и опыте коллег все достоинства будущей профессии, «подводные камни» и т.п.; - отсутствие у работников сферы образования навыков, способствующих помощи в профориентации и самоопределении; - отсутствие возможности получить профессию прямо в школе. Социальная значимость проекта заключается в повышении популярности и интереса у молодежи к простым, но популярным и востребованным специальностям. Через освоение этих простых профессий в деятельности медицинского косметологического центра неизбежно будет повышаться уровень интереса школьников к миру современных креативных профессий, в том числе бьюти-сферы, стремления к самореализации и самостоятельности. |
Школа молодого педагога Проект направлен на решение проблемы наставничества среди молодых педагогов города .......... В 2022-2023 учебном году в школы города пришло 30 молодых учителей. В соответствии с локальными актами школ, за каждым молодым специалистом должен закрепляться наставник из числа более опытных коллег. Подразумевается, что учитель со стажем будет помогать младшему коллеге адаптироваться к новым условиям, вести с ним комплексную работу. На практике все оказывается иначе. Наставничество принимает формальный характер. Это обусловлено разными причинами: - повышенная нагрузка из-за нехватки учителей; - недостаточная компетентность наставника в решении проблем молодого специалиста; - неготовность молодого специалиста принимать помощь. Проведя анкетирование и побеседовав с молодыми учителями и «стажистами», нами выявлено: - наставники в школах помогают в основном с документооборотом; - наставник из-за повышенной нагрузки не всегда даже может посетить урок молодого специалиста; - молодой специалист, если у него большая нагрузка, не может посетить урок «стажиста»; - отсутствует системность работы; - сложнее всего молодому учителю успеть всё и понять, как общаться с остальными участниками образовательного процесса; - молодому специалисту не хватает «мягких» навыков. Таким образом, отсутствие системы наставничества приводит к следующим вариантам: - молодой педагог выгорает и увольняется; - молодой педагог выгорает и разочаровывается в профессии; - молодой педагог разбирается во всем самостоятельно. Президент Российской академии образования Ольга Васильева дала интервью РИА Новости, где рассказала, что "сегодня, пусть не в таком масштабе, как в "нулевых", сохраняется проблема нехватки школьных педагогов. По прогнозам, к 2029 году учителей моложе 30 лет будет не более шести процентов. Уйдет из школы старшее поколение. Остро стоит вопрос, как привести молодого педагога — выпускника вуза в школу. Последние исследования показывают, что из 100 процентов поступивших на педагогические направления подготовки, до школ реально дойдет и останется в них не более 30 процентов. [ria. ru/20220208/olga_vasileva-1771476669.html] Исходя из информации о вакансиях в образовательных учреждениях города ......... на 1 сентября 2022 года следует, что требуется: - 12 учителей математики, 11 учителей физики, 7 учителей начальных классов, 5 учителей русского языка и литературы, по 4 учителя истории, иностранных языков, химии, 3 учителя ОБЖ, по 2 учителя биологии и физической культуры. [tv29. ru/new/index.php/obrazovanie/33293-matematiki-i-vospitateli-gde-vy-v-severo dvinske-v-shkolakh-i-detskikh-sadakh-ne-khvataet-bolee-sta-pedagogov] 22 марта 2023 года прошло заседание Координационного Совета представительных органов муниципальных образований при областном Собрании. На заседании была затронута и проблема педагогов. На данный момент в регионе открыто 516 вакансий. "Ситуация с кадрами в образовании не так видна людям, как ситуация в медицине. Но она гораздо критичнее. Педагоги говорят о непомерных нагрузках, учителя вынуждены брать даже не полторы, а уже, как правило, две ставки. Речь идёт и о серьезных дополнительных нагрузках в части воспитания и организации досуга школьников. Вместе с тем, особые надежды специалисты связывают с развитием института наставничества, тем более, что 2023 год в России объявлен годом наставника и педагога." [region29. ru/2023/03/02/640084ab0c8a76219b6b1302.html] |
Психологическое сопровождение "трудных" семей Целью Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни; создание необходимых условий для выполнения семьёй её функций. Повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи; профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности являются основными задачами Концепции (government. ru/docs/14494/). В 2021 году в стране официально распались примерно столько же семей, сколько в «лихие» 90-е. Так, в 1995 году разошлись 665 904 пар, а в 2021 году - 644 207 семьи (top-rf. ru/places/149-braki-razvody.html). В РФ в период к 2017 г. произошел переход от многодетных семей к усеченным семьям (с одним ребенком). В ...... области к 2017 году таковых составило 58%, семей с 2-мя детьми - 31%, семей с 3 и более детьми – 11%; сократилось количество разводов, официально регистрируемых браков, увеличилось количество нерегистрируемых альтернативных форм совместных отношений, количество детей, рожденных вне зарегистрированного брака (31%), нуклеарных семей, что приводит к увеличению числа одиноких граждан пожилого возраста. Б(economy.gov. ru/material/file/d8a358138851afa87fcf5deb9fcd4a83/28022019ar.pdf). При этом, еще в 2017 году ........ область была в числе самых проблемных регионов по проблеме сиротства, а к 2021 году ситуация значительно улучшилась. Это значит, что консолидированная деятельность органов власти, социальных учреждений и общественных организаций по сохранению семейных традиций и профилактике социального сиротства даёт хорошие результаты и подобную деятельность остро необходимо продолжать. (arhangelskstat.gks. ru/). В Стратегии социально-экономического развития ...... области до 2035 года указано, что целью приоритета «Консолидация населения и развитие гражданского общества» является: «общество, основанное на доверии и взаимной ответственности, формируемое через … обеспечение социальной сплоченности региональных сообществ» и «повышение роли семьи как основы духовно-нравственного развития посредством … профилактики семейного неблагополучия и стимулирования социальной активности семей». Сегодня РК является моделью активного, систематического, кризисного психолого-педагогического сопровождения семьи группы риска; выдающимся инновационным социальным проектом и награжден почетной грамотой, подписанной двумя министрами иностранных дел ФРГ и РФ, 2018 г. (narfu. ru/hsppe/novosti/all/321509/); одной из лучших устойчивых социальных практик заботы об уязвимых людях силами ближнего окружения, 2023 г. (БФ Тимченко, narfu. ru/life/news/university/377342/?sphrase_id=473863). Эффективность практики РК доказана в работе с замещающими семьями (конкурс БФ Тимченко, 2018-2020 г.), с семьями с детьми с ОВЗ (БФ Тимченко, 2022-2023 г). Есть опыт в построении, развитии и расширении Диалога родителей через создание Регионального РК (Конкурс ФПГ, 2019-2020 г.). РК стало площадкой подготовки психологов-консультантов в САФУ, которые "выросли" в проекте, стали соратниками, волонтерами в сфере сопровождения родительства (narfu. ru/life/news/main/357292/). РК - это пространство для общения не только родителей, но и специалистов, которые имеют имеют общую историю успеха, опыт совместной активности. Также в Стратегии социально-экономического развития ...... области до 2035 года говорится о том, что будет сформирована комфортная среда для непрерывного образования и обновления профессиональных компетенций человека любой профессии и жителя любой местности. Поэтому сегодня мы готовы через повышение квалификации специалистов АО оказать содействие внедрении «поддерживающих» технологий и форм работы с семьей, популяризации в обществе ценностей доверительных отношений между обществом, родителями и детьми, диалогового воспитания как альтернативы воспитанию с применением насилия по отношению к детям. |
Спортивная секция по пауэрлифтингу и жиму штанги лежа Регулярные занятия спортом благотворно влияют на детский организм. Развивают моторику, укрепляют физическое здоровье, вырабатывают силу воли ребенка, прививает навыки самостоятельности и умение общаться. Образовательные программы в области физической культуры и спорта входят в систему дополнительного образования. В последнее время в городе Мирный социальной проблемой является ограниченность возможности выбора бесплатных спортивных секций. Единственное государственное учреждение, осуществляющее программы по спортивной подготовки - это «Мирнинская спортивная школа». Данное учреждение имеет ограниченный перечень секций по видам спорта – всего 8 видов. В этом перечне отсутствуют силовые виды спорта, в том числе и пауэрлифтинг. Набор детей спортивная школа проводит один месяц в году, то есть в начале учебного года. Доборов нет. Программы спортивной подготовки в спортивной школе предусматривают постоянную спортивную аттестацию, из-за этого происходит регулярное отчисление детей из спортивной школы в течении учебного года. В итоге, в группах остается небольшое количество детей с высоким физическим развитием. Также спортивная подготовка в «Мирнинской спортивной школе» не учитывает время и расписание школьных занятий. Остальные учреждения в Мирном, где школьник имеет возможность заниматься спортом являются коммерческими (фитнес клуб «Фитзона», «Форма Фитнес», клуб «Ударник» и др.). Средняя цена за одно занятие от 600 руб. При этом эти заведения не реализуют программы дополнительного образования, а предоставляют только услуги. В городе Мирный наблюдается дефицит в области детского бесплатного дополнительного образования в сфере физической культуре и спорта. Таким образом, появление в городе Мирный бесплатной секции по пауэрлифтингу и жиму штанги лежа решает данную социальную проблему. |
Создание условий для раскрытия художественного потенциала молодёжи Образование в художественной сфере в России достаточно стандартизировано. Есть четкое понимание, что такое живопись, чем должен заниматься художник, какие выставки проводить. У большинства людей из-за изучения биографий некоторых известных художников и сложившейся системы образования, сформировались стереотипы о художниках и искусстве в целом: известные художники часто жили впроголодь на чердаке, а признание получали только через века после смерти; заниматься живописью не считается работой, и, когда человек решает выбрать профессию, связанную с творчеством, от родителей можно услышать фразу «найди нормальную работу»; если ты начал рисовать и первая картина не стала шедевром, то таланта у тебя нет, это вообще не твоё; только именитые художники могут выставляться в галереях и музеях, а если ты только начал заниматься творчеством, то добиться первых результатов ты сможешь только лет через 10-15. Сколько нереализованных талантов были погребены под этими стереотипами, сколько людей бросили творчество, когда поняли, что до Дали и Ван Гога им еще далеко. Чтобы избавиться от стереотипов, надо показывать людям, что заниматься искусством могут абсолютно все, что это может быть прибыльной работой, показывать работы современных и местных художников.Желание творчества зачастую бесформенно, мало кто изначально знает, какую технику хочет использовать, с какими материалами работать - для этого нужны эксперименты и поддерживающее окружение, лишенное оценочных суждений. Часто у людей, которые хотят развиваться в художественной сфере, есть замкнутость и неуверенность в себе из-за того, что, якобы, нужно проделать большой путь по покупке материалов, оборудования или поиска мастерской\наставника. Материал зачастую действительно не дешевый, например, для линогравюры. У молодых талантов возникает вопрос: А вдруг ничего не получится, и я просто зря потрачу деньги? Однако не обязательно ждать каких-то подходящих условий. Многое можно делать и без опыта, образования и из подручных материалов. И для преодоления этих финансовых и психологических преград проект «ЦСИ студии» сможет предоставить молодежи города и области возможности попробовать себя в разных техниках, им будут предоставлены все необходимые материалы, она всегда смогут консультироваться с опытными кураторами проекта, и получат опыт организации выставок и участия в них. Участие в выставках даже на начальном этапе вхождения в художественную среду – это важная часть на пути становления профессионального художника.«ЦСИ студии» - проект АРМОО “Солнце Маори” и ЦСИ ......, который дает возможность попробовать себя в различных техниках художественного искусства, где в процессе изучения техник происходит изучение себя. Отход от шаблона помогает развитию сильных сторон личности, развитию инициативности. Мы уже провели несколько наборов на курс данного проекта и поняли, что он пользуется популярностью. Количество заявок всегда было больше, возможного количества учеников. Существует запрос от целевой аудитории (исследования и мотивационные письма в п. 8.1.). Также мы сделали опрос в одной из групп проекта и получили положительные результаты (п. 8.1.). Кроме самих курсов, где молодые художники будут изучать новые техники, для развития художественного потенциала молодежи очень важно сформировать площадку, где бы они смогли работать с полной творческой свободой. Для этого проекту необходимо обзавестись мастерской, которая даст постоянное место работы художникам. Уникальность настоящего проекта в отличии от прошлых наборов ЦСИ студий заключается в том, что кроме самой молодёжи мы также будем работать с преподавателями, из системы художественного образования. Наблюдая позитивные изменения в работе своих учеников, которые уже прошли курс ЦСИ, они также хотят приобщиться к новым методикам и понимают, что им не хватает компетенций для качественного образовательного процесса. Разрабатывая методическое пособие для преподавателей и проводя интенсивы, в которых они смогут участововать, проект способствует внедрению современных методик в среднее и дополнительное художественное образование. Ценность данного проекта состоит в том, что мы собираемся решать описанные проблемы не только на территории города ......, но также будем выезжать в районы области, где возможностей для развития художественного потенциала еще меньше. Все описанные выше проблемы: стереотипное отношение к творчеству и художникам, невозможность попробовать себя в разных техниках, сложность с участием в выставках - результат того, что в России на уровне системы среднего и дополнительного образования не используются современные методы работы с различными техниками и не созданы широкие условия для самореализации молодежи в художественной среде. И в итоге теряется большое количество талантливой молодежи. Опыт проведения проектов в сфере развития художественного потенциала показывает, что если дать молодым людям возможность попробовать себя в разных направлениях, поддерживать их начинания, то раскрывается много талантов |