Методические материалы - Социально-значимые проекты
НКО 10 Архангельская область :: Обоснование социальной значимости :: Поддержка проектов в области культуры и искусства

Популяризация культурного и творческого наследия

В 2022 году художник, меценат, наш земляк Шаблыкин Юрий Михайлович отметил свой 90-летний юбилей. Коллекция работ и личных вещей Шаблыкина (более 1000 предметов, более 500 картин) хранится в Краеведческом музее «Дом Няна», картины художника регулярно экспонируются в ДШИ города ........, а также являются частью интерьеров в других локациях округа – это бесценный культурный «актив», часть культурного наследия ........ округа и всей ...... области.

Главными экспонатами нашего проекта «Шаблыкин-променад» станут 20 работ художника, которые вовлекут жителей в мир творчества и наследия Шаблыкина, познакомят с творчеством и наследием живописца. В рамках подготовки заявки был проведен опрос жителей ........ округа от 13 до 77 лет (forms.yandex. ru/admin/643e52bfd0468800f17c305a/answers). По результатам анкетирования, в котором приняли участи 290 респондентов, была выявлена следующая картина: на вопрос «Нужно ли человеку знать о культуре родного края, о талантливых людях-земляках?» 97,2% респондентов ответило утвердительно. Несмотря на это, 68% опрошенных не знакомы с личностью Ю. М. Шаблыкина или знакомы поверхностно, допуская ошибки в написании его имени и фамилии.
Из собранных данных мы сделали вывод о том, что жители округа не проявляют большого интереса к изучению культуры родного края. Также на сегодняшний день творчество и жизнь художника недостаточно полно представлены в открытых источниках. Нет просветительских материалов с полной биографией Юрия Шаблыкина, описанием его работ. Вследствие этого целевая группа плохо знает его работы, и как вывод не имеет представление о ДНК Шаблыкина-живописца, а именно особенной и чувственной любви автора к северной природе ...... области, к родным пейзажам, жанровым деревенским зарисовкам.
Идея проекта «Шаблыкин-променад» - запуск аудиогида по картинам художника-земляка с участием самого Ю. М. Шаблыкина становится в настоящий момент особенно актуальной, учитывая преклонный возраст Юрия Михайловича (90 лет). Благодаря реализации проекта и с согласия самого Юрия Михайловича мы сделаем аудиозапись с его участием, где художник поделится рассуждениями, историями и рассказами о создании своих работ. В дальнейшем этот бесценный материал ляжет в основу аудиогида, созданного в рамках проекта, а также станет частью других проектов, которые мы планируем реализовать в скором будущем.
Чтобы заинтересовать жителей округа к изучению культуры родных мест, мы реализуем два мероприятия, вовлекая целевую аудиторию в проект. 1) Флешмоб-променад 2) Коллективное написание «копии» картины Шаблыкина, которые станут толчком к изучению творчества художника. Благодаря участию в мероприятиях, публикациям фотографий картин в социальной сети в рамках флешмоба, жители станут главным двигателем решения главной проблематики проекта – популяризации искусства, корни которого находятся на родной няндомской земле.

О важности этой проблематики говорил Владимир Владимирович Путин на форуме малых городов и исторических поселений 17.01.2018 года: «Малые города могут стать действительно по-настоящему большими центрами, большими с точки зрения туризма, с точки зрения развития искусства, экономики, культуры, науки. Таких примеров в мире очень много. Но и у нас такие примеры в последнее время множатся. Всегда очень важно вовлекать людей в этот процесс так, чтобы человек чувствовал себя соучастником, соработником, […] тогда получается наибольший эффект, потому что люди чувствуют, что они тоже участники этого процесса, и конечный результат воспринимают как свой собственный результат» (ссылка на источник: 1tv-ru.turbopages.org/turbo/1tv. ru/s/news/2018-01-17/339601 v_kolomne_s_uchastiem_vladimira_putina_sostoyalsya_forum_malyh_gorodov_i_is toricheskih_poseleniy). Также в своем послании Федеральному собранию в 2020 г. Владимир Владимирович предлагает расширить поддержку местных культурных инициатив, связанных с краеведением, народным творчеством, сохранением историко-культурного наследия (kremlin. ru/events/president/news/62582).

Реализация проекта пробудит интерес основной целевой аудитории к изучению культуры малой родины, повысит знания жителей ........ округа о талантливом художнике-земляке, как следствие, приобщит целевую группу к изучению культурных ценностей родного края.

Гончарное ремесло

Сохранение культурного наследия, а также содействие сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов являются направлениями "Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года".
В "Стратегии социально-экономического развития ...... области до 2035 года" указывается на сохранение и продвижение местных достопримечательностей, народных традиций, фольклора, развитие народно-художественных промыслов.
Занятие ремёслами - это не только полезное проведение свободного времени детьми. Занятия ремёслами помогают обрести навыки ручной работы, определиться в сфере профориентации и профессиональной адаптации и воспитания правильного отношения к труду других людей, а при должных навыках - обрести заработок на всю жизнь.
На территории ...... области есть исторические места, где развито гончарное ремесло. Например, город ........ славится глиняной игрушкой. На территории нашего села ............ занятие гончарным ремеслом появилось недавно, но уже хорошо развито. Дети работают с глиной и это их увлекает.
Территория, на которой будет реализован проект, расположена на юге ...... области в 500 километрах от города ....... Старинное село ............ расположено в 70 километрах от районного центра города Вельска. По данным администрации сельского поселения "Пуйское" в административном центре селе ............ постоянно проживает 837 человек. В ............ средней школе обучается 110 учеников и для них в школе во внеурочное время организованы спортивные секции и раз в неделю кружок «Живая глина». В школе отсутствуют мастерские для уроков технологии. В Доме культуры для детей предлагают только развлекательные программы и танцевальный кружок. Единственным местом, где детям можно заниматься ручным трудом, является Автономная некоммерческая организация по сохранению и развитию народных промыслов и ремёсел "Дом ремёсел в ............" (далее - Дом ремёсел"), в этом наша уникальность.
На базе Дома ремёсел организованы несколько мастерских, в том числе гончарная мастерская, где проводятся мастер-классы для детей и взрослых.
Гончарная мастерская в Доме ремесел существует три года. Занятия проводит мастер, имеющий опыт работы в гончарном ремесле более 12 лет. Дети с большим удовольствием работают на гончарном круге и лепят из глины, им интересно сделать своими руками сувенир или подарок родным. Но, к сожалению, мы не можем обеспечить все потребности детей.
Долматовская школа не может предоставить возможность для дальнейшего развития школьного кружка «Живая глина». Дом ремёсел на безвозмездной основе предоставляет для школьного кружка «Живая глина» гончарные круги, муфельную печь и глину, самостоятельно добытую и обработанную специальным образом.
Проведенный перед написанием проекта опрос показал, что дети имеют огромное желание заниматься лепкой и гончарным делом. В этом мы видим актуальность нашего проекта. Было опрошено 84 ученика ............ школы в возрасте 7-15 лет. Из опрошенных детей 7-10 лет 100% ребят любят лепить, а 95% хотели бы посещать гончарную мастерскую, 11-13 лет 85% хотели бы посещать гончарную мастерскую, 14-15 лет 8% хотели бы посещать гончарную мастерскую. Ещё один интересный результат мы получили в ходе опроса – это возраст нашей целевой группы, точнее его верхний порог. Оказалось, что детей старше 14 лет уже мало интересуют занятия в гончарной мастерской, пропадает интерес к ручному труду.
Некоторые дети ещё не вовлечены в процесс работы с глиной, а другие дети, занимаются постоянно, несколько лет, можно сказать профессионально. Для них ремесло может стать даже заработком в будущем. Не зря в пословице говорится: "Ремесло за плечами не виснет". То есть любое умение когда-нибудь может пригодиться, а любая наука начинается со школьной скамьи. Детям важно развиваться, они задают много вопросов на занятиях, хотят узнавать новое, хотят применять разные технологии. Чтобы у детей не пропал интерес, необходимо выходить за рамки обычных занятий, изменить формы проведения занятий, от формы мастер-классов перейти на обучающий курс, расширять кругозор детей и обучать их новым современным приёмам работы с глиной. Наша задача сохранить и поддержать мотивацию детей, интерес к гончарному ремеслу, предлагая им новые виды деятельности с глиной.

Народные росписи

В наше время наблюдается повышенный интерес к традиционной культуре, к северным ремёслам. Всё больше людей начинают увлечённо заниматься народными росписями. Красноборский район ...... области с 2018 года активно занимается «расписной» темой, и это не случайно. Красноборская земля – родина сразу трёх народных росписей: уфтюжской, ракульской и пермогорской. Стараясь создать условия для сохранения, популяризации и успешного освоения народных росписей, на этой территории проведена большая работа, в том числе с использованием ресурса социальных проектов («Расписные выходные» - 2019 г., областная субсидия в сфере туризма, «Лето расписное» - 2021 г., субсидия по областному проекту «ЛЮБО-ДОРОГО»). В результате появился турмаршрут «Расписные выходные», знакомящий с уникальной особенностью территории – тремя росписями, с их историческими центрами. В музее открыта мастерская росписи, где проводятся кружковые занятия для местных жителей. Для желающих глубже «окунуться» в народную роспись и получить курс базовых знаний были разработаны и внедрены в практику двух-трёхдневные экспресс-курсы. Выпущен и получил большое распространение каталог «Коллекция народной живописи из фондов ............ музея. Пермогорская, ракульская, уфтюжская росписи». Для детей подготовлена программа «Расписные забавы», знакомящая не только с росписями Красноборья, но и игровой культурой. С большим успехом прошёл межрегиональный фестиваль "Лето расписное", собравший гостей из разных уголков России.
Несмотря на проведённую работу, остаются нерешёнными некоторые вопросы, которые требуют внимания. Общение на выставках, конкурсах, съезжих праздниках с художниками, преподавателями сферы дополнительного образования, специалистами сферы традиционной культуры из соседних районов только подтвердило, что проблемы схожие. Чтобы понять их масштабы и проанализировать текущую ситуацию инициативная группа художников росписи из Красноборска провела анкетирование среди художников росписи (в том числе начинающих), работников культуры и сферы образования южных районов ...... области, преподающих роспись по дереву (37 человек, результаты анкетирования прилагаются в п. 8.1. раздела «О проекте»). ).
Исходя из ответов респондентов, можно сделать вывод: художники росписи (в том числе начинающие), работники культуры и сферы образования, преподающие роспись по дереву, испытывают нехватку методических, исследовательских и фотоматериалов о северных росписях, в том числе о росписях Красноборья (ракульской, уфтюжской и пермогорской), предметы из музейных коллекций и частных собраний плохо доступны. Многие отмечают необходимость в практических занятиях с профессиональными художниками росписи. Несколько человек обратили внимание на отсутствие в ...... области курсов повышения квалификации для педагогов росписи.
Тогда и было принято решение о необходимости проведения комплекса мероприятий для решения назревших вопросов. Конечно, этим проектом мы не решим все отмеченные в анкетах проблемы целевой группы, но дадим возможность пообщаться с исследователями росписей, получить практические навыки у профессиональных художников, поработать с историческими расписными образцами и т.д. Не останутся без внимания многие вопросы, в том числе:
- Как разобраться в существующем потоке информации и легко в ней ориентироваться?
- Каким источникам доверять и где найти достоверную информацию о северных росписях?
- Как работать с историческими образцами и где их найти?
- Как отличить хорошие методические пособия от «слабых»?
- Как повысить свой профессионализм и у каких мастеров стоит /не стоит учиться?
Сотрудники ............ музея и Туристско-информационного центра в течение года делали опрос посетителей музея в целях оценки качества предоставляемых услуг и определения степени удовлетворённости туристов от посещения района. Среди прочего задавались вопросы, касающиеся темы трёх народных росписей. Жители и туристы ............ района отмечали, что уникальностью и брендом территории являются три её росписи, но с сожалением говорили об отсутствии сувенирной полиграфической продукции с росписями Красноборья и недостаточном ассортименте расписных ремесленных изделий, о слабой раскрутке бренда. Предлагали подготовить расписные мастер-классы по принципу вариативности, усилить расписной темой главное событийное летнее мероприятие - Красноборскую ярмарку, а также сделать турмаршрут в исторический центр уфтюжской росписи, который, не смотря на свою удалённость, очень притягателен и интересен. Поэтому не случайно в проекте мы предусмотрели соответствующие мероприятия, которые привлекут внимание к северной глубинке, усилят впечатления от её посещения, помогут в достижении цели и решении поставленных задач.

Популяризация локальной истории поселка

В Усть-Поче почти не осталось материальных объектов, рассказывающих о ндеятельности сплавной конторы. О недавнем прошлом напоминают лишь "тумбы" (вертикальные бревна, использующиеся для формирования кошелей из бревен) в реке. Их назначение вполне понятно старшему поколению усть-почан, но у молодежи и у посетителей поселка – родственников местных жителей, гостей, туристов тумбы вызывают много вопросов, пробуждая интерес к истории посёлка. Узнать о том, как жили и чем занимались усть-почане несколько десятилетий назад пока ещё можно по рассказам старшего поколения.
Если сейчас не собрать и не сохранить эти воспоминания, редкие семейные фото, бережно хранящиеся у жителей вырезки из старых местных и региональных газет, то важная часть истории посёлка окажется утраченной безвозвратно. Исчезнувшие материальные объекты, формировавшие жизнь в Усть-Поче, вернуть уже нельзя, но можно сохранить память о них в виде музейной экспозиции. Сохранение историй Усть-Поченской запани важно для старших поколений – их жизнь и их труд не будут забыты. Не менее важно это и для молодежи. Знание истории родного посёлка способствует формированию настоящего патриотизма и любви в тому месту, где ты родился и вырос.
Истории Усть-Поченской запани для туристов – это наглядный пример устойчивого развития местного сообщества путем включения местных жителей в туристическую деятельность, а также повод задуматься о собственной малой родине.
О важности сохранения истории Усть-Поченской запани для жителей посёлка повествует фильм «Дело было в Усть-Поче» - youtube. com/watch?v=M2Ljo-L5imQ
В фильме много внимания уделяется активной роли местных жителей в возрождении клуба и значимости истории поселка для всего местного сообщества. Говоря о посёлке, Елена Флегонтовна Шатковская подчёркивает: «Усть-почане упорно мечтали о возрождении своего клуба. Это не просто помещение для досуга, а большая и важная часть жизни многих жителей посёлка, это их молодость, это их воспоминания. С историей Усть-Поченской запани связаны судьбы жителей и сам посёлок Усть-Поча»

Сохранение самобытной культуры округа

Целевая аудитория проекта – жители Вилегодского округа, потенциально заинтересованные в получении знаний о традициях и обычаях своих предков. О масштабах этого интереса свидетельствует активное участие вилежан во всевозможных мероприятиях, посвященных традиционной культуре и проходящих на территории округа: Святочные гадания (vk. com/wall-202442252_265), Масленица (vk. com/album229432092_291501534), Благовещенская ярмарка (vk. com/album229432092_292355326 vk. com/video-202765238_456239026?list=ba4cfd46574d1c2782), Яичное заговенье (vk. com/wall-49119624_2077), Широкая Ильинская ярмарка (vk. com/video-150118976_456241715?list=4e7c6a650cb9c1e8c1), фестиваль народного творчества «Вилегодская рассыпуха. Скальё моё» (vk. com/wall-192609481_865), межрегиональный фестиваль народного творчества «Вилегодская рассыпуха». ДробиНарод!» (vk. com/video432058605_456239904?list=be2a8c241c5738af05). Но устоявшиеся форматы подачи традиционной культуры не всегда могут заинтересовать молодое поколение, которое, к сожалению, зачастую отстраняется от своего наследия. На данном этапе явно ощущается необходимость в представлении и дальнейшей ретрансляции элементов нематериального наследия Вилегодского края для его жителей в новых культурных формах. К таким элементам, в первую очередь, относятся исконный свадебный вилегодский обряд, традиции вилегодской кухни, а также уникальная традиционная обувь вилежан – уледи. Это именно то нематериальное культурное наследие, которое находится на грани исчезновения и на сохранение и пропаганду которого направлен закон, подписанный президентом РФ в октябре 2022 года.
При этом локальные кулинарные традиции зачастую еще сохраняются в памяти представителей старшего поколения. Но и они уходят вместе с носителями, поскольку не существует эффективных культурных механизмов, направленных на их трансляцию широкому местному сообществу. Что касается традиций вилегодской свадьбы, то они практически ушли из культурной памяти. .........у району в какой то степени повезло, потому что эти традиции были зафиксированы и описаны фольклорными экспедициями, и этот материал хранится в архивах научных центров. Но будучи доступным для ученых, этот материал совершенно не доступен местному сообществу. Его необходимо вернуть на ту территорию, где он возник и где он был записан. Но при этом, очевидно, необходимо найти форматы, которые смогут заинтересовать широкую аудиторию, что позволит «привить» их к жизни современных вилежан.
Данный проект не только расскажет о важнейших вилегодских традициях актуальным, живым языком, но, главное, позволит сделать их частью нынешнего культурно-общественного процесса. Рецепты традиционной кухни, зафиксированные и представленные музеем в рамках этого проекта, станут своего рода живой кулинарной книгой для местных жителей. С целью популяризации этого наследия на базе экспозиции будут разработаны кулинарные уроки для школьников, мастер-классы для молодых хозяек и семей. Свадебный обряд, воссозданный благодаря данному проекту, также станет материалом, на основе которого будет внедрена новая культурная услуга – традиционная свадьба в музее. Учитывая ограниченное маркетинговое предложение в регионе в этой сфере, а также все растущий интерес молодых людей к своим корням, эта услуга, очевидно, станет востребованной в муниципальном округе.

Возрождение народного деревянного катера

1. Судовладельцы и судостроители маломерного флота (действующие и потенциальные). По данным ГИМС МЧС по АО по состоянию на 01.01.2018 года на территории региона зарегистрировано 39 227 маломерных судов. При этом на территории ...... агломерации (......, ............., ........., ......... район) зарегистрировано 15 680 единиц маломерных судов. Количество судоводителей АО, имеющих действующее удостоверение на право управления маломерным судном по состоянию на 01.01.2021 - 15 309 человек. Из них по примерным оценкам около 80 человек являются владельцами деревянных катеров, в том числе, "Соломбальцев".
Проблемы:
- отсутствие проектно-сметной и рабочей конструкторской документации по строительству народных деревянных катеров (решение: создание такой документации в рамках реализации проекта);
- недостаточные компетенции в деревянном судостроении (решение: создание пошаговой инструкции - дорожной карты строительства);
- не к кому обратиться за советом, недостаточные коммуникации с профессиональным судостроительным сообществом (решение: создание сообщества по интересам, обмен опытом, наличие профессиональных мастеров-наставников);
- сложности с регистрацией самостоятельно построенного деревянного судна (решение: консультации специалистов из ГИМС на всех этапах создания судна, деятельное содействие в регистрации судна со стороны Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания, заключающееся, в том числе, в создании дорожной карты проекта, в рамках которого архаичные калечные чертежи формата А0 трансформируются в цифровую модель современного маломерного судна с опорой на традиции, но с использованием инноваций, а также с учётом современных требований безопасности).
СМИ: "Долго ходил вокруг этого вопроса, читал разные указы и акты ГИМСа, пытался разобраться, что же нужно сделать, чтобы судно зарегистрировали… И поэтому я решил уже действовать от обратного: вот будет лодка, и тогда будем решать вопрос её с регистрацией". "Действительно, самостроям отказывают в государственной регистрации маломерных судов. Это связано в первую очередь с тем, что суда строят непрофессионалы, которые не имеют специального образования и не имеют никакого отношения к судостроению. Построенные ими суда не отвечают требованиям безопасности при эксплуатации маломерного судна" (см. 8.1.).

2. Старшие школьники (9-11 классы, 200 человек) и студенты, обучающиеся по программам СПО (100 человек) (специалисты по деревообработке: политехнический техникум, техникум строительства и экономики, техникум строительства и городского хозяйства и педколледж).
Проблемы:
- вопросы самоопределение и профориентации;
- навязывание общественного мнения о непрестижности специальностей ручного труда, которые всегда востребованы на рынке (решение: организация мастер-классов и экскурсий на верфь, где, помимо строительства поморского коча, будет реализовываться проект по возрождению деревянного народного катера "Соломбалец").
Исследование:
На уроках технологии дети изучают робототехнику. Это подтверждается результатами опроса учащихся СОШ № 3, 11, 24 (по 15 человек в каждой). Дети говорят, что на уроках собирают простейшие механизмы из пластиковых и металлических деталей или смотрят, как это делает учитель. Деревообработкой иногда занимаются 15 человек из 45. 21 учащийся ответил, что хотел бы попробовать работать с деревом. Нередко уроки технологии у мальчиков преподают женщины, профессия "трудовик" остаётся в прошлом. Параллельно проведён опрос родителей. Они отмечают, что мальчики зачастую не отличают ножовку от стамески, а также из-за отсутствия ручного труда в школе у ребят не возникает желание что-то мастерить или делать по дому. На экскурсиях по верфи школьники (около 1500 человек в год) проявляют живой интерес к плотницким инструментам и технологиям, общаются с профессионалами и с удовольствием соглашаются поработать рубанком в рамках мастер-классов.
СМИ:
"Образование - не только прикладные навыки, оно должно давать некую базу знаний и определённое мироощущение. На "трудах" меня научили не бояться держать молоток в руках и привили потребность самому делать что-то нужное и полезное для дома. Так что занятия в такой форме для мальчишек-школьников просто необходимы" (см. 8.1.).

3. Туристы из числа жителей и гостей АО (5 000 человек на верфи в год; не менее 300 в рамках проекта). Об актуальности развития промышленного туризма сегодня свидетельствует проведение мероприятий (например, Акселератор по промышленному туризму). Посещение верфи на Мосеевом острове входит в программу национального маршрута "......: здесь начинается Арктика": pomor-tur. ru/tours/arkhangelsk/140/
Проблемы:
- растущий спрос на новые формы туризма (образовательный, промышленный) и на нестандартные (активные) формы досуга и недостаточное количество предложений, удовлетворяющих этот спрос;
- потребность в информации об аутентичности края, изучении корней и мастерства (технического наследия) предыдущих поколений (см. далее 8.1.).

Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
ГРАНТОДАТЕЛИ





РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА


Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2023