Методические материалы - Социально-значимые проекты
НКО 11 Курская область :: Обоснование социальной значимости :: Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан

Кожевенное дело

Проблема занятости и трудоустройства молодых людей с ограниченными возможностями в современном обществе является актуальной. Они испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что для них требуются особые условия труда. Все это создает дополнительную напряженность в обществе и большое количество людей не имеют возможности обеспечивать себя сами. Сегодня в обществе существует устоявшийся стереотип, что человек с ограниченными возможностями не может трудиться, что его близкие должны обеспечивать его всю жизнь. Однако, в числе людей с ограниченными возможностями есть и те, кто может и желает трудиться и зарабатывать. По данным Росстата, в нашей стране проживает 12,1 млн инвалидов, 3,6 млн из них находятся в трудоспособном возрасте, но только 11% из них работают. На данный момент в городе ................. на учете в ................. ВОИ стоит 3600 инвалидов, из них 52% молодежь, в возрасте от 18 до 35 лет. В течении долгого времени не было интереса к ремесленным изделиям, это привело к тому, что отсутствует возможность научится новому и интересному делу. Особенно людям с ограниченными возможностями здоровья. Именно этому, познакомить и научить, и может способствовать проект «Формула успеха: кожевенное дело».
Люди с инвалидностью города ................. ................. области хотят научится кожевенному мастерству, что бы создавать интересные вещи для дома и личного пользования, а так же в дальнейшем иметь возможность реализоваться в этом направлении как мастера. Но у них нет возможности этому научиться, так как в городе нет подобного места для обучения и старта. Проект «Формула успеха: кожевенное дело» предусматривает изучение кожевенного, декоративно-прикладного искусства, ознакомление и овладение навыками создания изделий из кожи, выставки для реализации изготовленной продукции. Работа с кожаными изделиями развивает мышечные и координационные функции, дает эффект самомассажа, активизирует тактильную чувствительность, оказывает положительное психологическое воздействие, снимает напряжение. Созидательная творческая деятельность развивает когнитивные функции. Идея создания инклюзивной мастерской пришла к нам после анализа рынка декоративно-прикладного искусства в городе и в процессе общения и встреч с людьми с инвалидностью. В городе ................. создано достаточно кружков, центров досуга, связанных с ручным творчеством, но очень мало сообществ, где людей с инвалидностью обучали бы и подводили к оформлению самозанятости. Для выхода из сложившегося положения мы решили создать условия самоорганизации людей, получения законных способов заработать, используя свой труд. Занятия в небольших группах под руководством наставника, тоже имеющего инвалидность - отличный вариант не только для реабилитации и социализации людей с инвалидностью, но и возможность для них овладеть делом, которое поможет им зарабатывать. Натуральная кожа - универсальный природный материал. Из него можно сделать много интересных , полезных и красивых вещей, которые могут стать украшением дома, образа, офиса. Это картины, украшения, чехлы для телефонов, обложки на блокноты и паспорта, шкатулки, ремни, брелоки. Изготовлением таких эксклюзивных вещей и будут заниматься участники нашего проекта. Мероприятия проекта окажут положительное влияние на психологическое здоровье взрослых и детей с инвалидностью их настроение, создадут благоприятный микроклимат.

Гончарное дело

По данным Управления социальной защиты и охраны здоровья населения г. ................. и ОБУЗ "...................... городская больница" на конец 2021 года в городе проживало 6985 человек старше 18 лет, имеющих инвалидность, из них инвалидов с легкой и средней умственной отсталостью от 18 до 55 лет - 267 человек. Несмотря на внушительные цифры категории взрослых ментальных инвалидов в ................. недостаточно условий для реализации их личного и трудового потенциала. Для детей-инвалидов с ментальными нарушениями до 18 лет в городе достаточно хорошо сформирована система поддержки и помощи. Дети с различной степенью умственной отсталости посещают группы компенсирующей направленности в дошкольных образовательных учреждениях города, основное общее образование получают в ОКОУ "...................... школа для детей с ОВЗ". На территории района находится Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания ................. области «................. детский дом-интернат «Надежда». В учреждениях дополнительного образования ведутся индивидуальные творческие занятия с детьми-инвалидами, проводятся мастер-классы и развлекательные мероприятия в клубном объединение «Затейки» МБУДО "ЦДТ "Центр Детского Творчества". По уставам этих учреждений они имеют право работать с инвалидами только до 18 лет. Получается, что при достижении совершеннолетнего возраста ментальный инвалид остается, в буквальном смысле, в четырех стенах своего дома. Развитие человека, как личности, останавливается. На работу с такой инвалидностью практически невозможно устроиться. И этому способствует целый ряд причин. Во-первых, низкий уровень трудовых навыков. Получить профессию ментальный инвалид в ................. может только в ОКОУ "...................... школа для детей с ОВЗ". Здесь обучают старшеклассников по узкому перечню профессий: слесарь, повар и швея. Но, к сожалению, после обучения ребята остаются невостребованными на рынке труда. Других профессиональных курсов подготовки для таких инвалидов в городе просто нет. Да и существующие программы не учитывают индивидуальные особенности и интересы каждого. Во-вторых, железногорские работодатели не готовы принимать на работу людей с ментальными нарушениями. Виной тому и психологические барьеры, и не всегда подходящие условия (график и продолжительность работы, сложность, невозможность отдохнуть среди рабочего дня, необходимость сопровождения и т.д.). Помещение, где трудится особенный работник тоже должно соответствовать его особенностям.
В-третьих, молодой человек с ментальными нарушениями часто не имеет должной психологической и мотивирующей поддержки окружающих, закомплексован, замкнут и не верит в собственные силы, не обладает навыками самопрезентации, умением отстаивать свои идеи.
В-четвертых, те мероприятия, которые организуются сейчас для инвалидов в городе носят развлекательный досуговый характер, но не направлены на развитие личности и трудовую занятость. Внимание общественности не сосредоточено на решение проблемы трудовой занятости инвалидов.
В следствии того, что ментальные инвалиды не трудятся, живут лишь на пособия, многие из них испытывает материальные сложности, падает уровень и качество жизни. Возникает чувство неполноценности и полной зависимости от других. Отсутствие среды для самореализации и развития приводит к регрессу и деградации. Утрачиваются даже те навыки, которые были приобретены раннее. Большая зависимость от старших родственников в будущем оборачивается трагедией. После смерти родителей инвалиду обеспечена дорога в психоневрологический интернат. Незанятые инвалиды сидят дома или " слоняются" по городу, пытаясь найти себе применение в жизни. У некоторых появляются вредные привычки – алкоголь, курение, наркотики. Наступает точка невозврата: инвалиды, которые смогли бы проявить себя и стать полезными обществу, оказываются за бортом жизни.
Наибольшую обеспокоенность отсутствием занятости у ментальных инвалидов выражают их родители.В исследовании, проводимом нашей организацией среди членов АНО ЦРСА "Мы вместе", приняло участие 15 семей, в которых проживают инвалиды с ментальными нарушениями от 18 до 55 лет. По определению опыта трудовой деятельности получено 14 отрицательных ответов. Основной задачей является создание и детальная разработка тематических мероприятий для формирования здорового психологического состояния инвалидов.
Организация создает уникальное креативное пространство, в котором люди с ментальными нарушениями смогут развивать свои способности и качества, необходимые для раскрытия личности, обретают уверенность в себе. Проект направлен на обучение в организации доступного досуга и отдыха, а также решения бытовых вопросов.Создаются инклюзивные мастерские, где каждый сможет научиться ремеслу, которое в будущем сможет приносить доход. В рамках работы мастерских проходит первичная социальная адаптация,обучение и поддержка при выполнении трудовых операций,участие во всех культурных и социальных мероприятиях с целью расширения интересов и круга общения.

Пользование креcлом-коляской

Обучение инвалидов и членов их семей навыкам пользования креслом-коляской – необходимое условие повышения мобильности и уровня независимости инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. По результатам собственного исследования было выявлено, что инвалиды не могут самостоятельно освоить пользование современными техническими средствами реабилитации и нуждаются в обучении. Основная часть пациентов с нарушением опорно-двигательного аппарата являются инвалидами 1 группы и имеют выраженные ограничения к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, вызванные нарушениями здоровья со стойким расстройством многих функций организма. Утрата возможности самостоятельно передвигаться служит одним из самых значимых инвалидизирующих факторов. По последним данным в ................. области проживает 109459 инвалидов, из них 10504 человек являются инвалидами 1 группы. Для каждого составляется индивидуальная программа реабилитации. В соответствии с ней люди с инвалидностью обеспечиваются техническими средствами реабилитации (ТСР). Однако, выдача ТСР сама по себе не гарантирует достижения конечного результата – компенсации утраченных функций, повышения уровня активности и участия инвалида. В соответствии с принятой Государственной программой «Доступная среда» для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение информации самими инвалидами и членами их семей об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Курс обучения инвалидов навыкам эффективного и безопасного пользования креслом-коляской будут являться высоко результативными, так как направлен на максимальную адаптацию людей с нарушением опорно-двигательного аппарата к жизни в новых условиях, поможет научиться преодолевать как физические, так и психологические барьеры, выработать навыки ориентирования и передвижения в городской среде, регулярных занятий физической культурой. Это комбинирование особых знаний и навыков, которые позволяют людям, пользующимся инвалидной коляской, вести максимально независимую жизнь. В зависимости от уровня сложности обучения все участники проекта станут более мобильными, освоят определенный спектр маневров, обеспечивающий достаточную независимость и безопасность для инвалида-колясочника. Они станут активнее перемещаться по комнате, в помещении, вне дома. Членам семей инвалидов будут объяснены особенности перемещения, передвижения и правила эксплуатации кресла-коляски, что значительно облегчит уход за инвалидом-колясочником.

Ремесленные мастерские

Уже более полутора лет наша организация развивает пространство полезной занятости для молодых людей с ментальными нарушениями с целью преодоления их социальной и трудовой изоляции. До настоящего времени нет достоверной статистики по трудоустройству именно взрослых людей с ментальными нарушениями. Однако наш опыт, а также опыт других мастерских для людей с ментальными нарушениями доказывает, что это наиболее уязвимая и сложная в работе группа.
Для людей с нестабильным психическим состоянием и сниженным интеллектом необходимо организовывать универсальную, понятную среду, специальные условия труда. Им требуется психологическая поддержка и сопровождение на рабочем месте.
Инклюзивный центр «Дышим вместе» посещают более 20 молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет. Все они имеют инвалидность по различным заболеваниям (аутизм, НОДА, эпилепсия, нарушения зрения), осложненные интеллектуальными нарушениями различной степени выраженности. Для них характерны:
– недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности;
– преобладание нарушений познавательной сферы и, прежде всего, мышления, способности к отвлечению и обобщению;
– недостаточная сформированность мыслительных операций, проявляющаяся в трудностях выделения существенных признаков и их дифференциации от несущественных, сравнения предметов, установления пространственных, временных отношений, причинно-следственных связей;
– замедленность, сужение объема памяти, недостаточная точность и дифференцированность восприятия, что затрудняет ориентировку в задании, выделение свойств и отношений, существенных для выполнения деятельности;
– значительные трудности сосредоточения, удержания, переключения и распределения внимания, его низкая продуктивность из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости;
– значительно ограниченные возможности памяти, особенно произвольного запоминания, которое требует многократных повторений; выраженные нарушения словесно-логической памяти, трудности установления и воспроизведения внутренних логических связей;
– системный характер речевых нарушений, ограничивающий возможности коммуникации, восприятия и понимания словесных инструкций, речевого планирования деятельности;
– недоразвитие моторной сферы, которое проявляется в нарушениях как общей, так и мелкой моторики, недостаточности зрительно-моторной координации, препятствующей осуществлению контроля за движениями и операциями;
– нарушения целеполагания, планирования и контроля за осуществлением деятельности, способности к переносу усвоенных навыков в новую ситуацию;
– личностная незрелость, проявляющаяся в недостаточной мотивированности и осознанности действий и поступков, недостаточной критичности, незрелости социальных мотивов поведения, повышенной внушаемости.
Выделенные особенности психического развития лиц с умственной отсталостью, а также связанные с ними возможности труда, социальной адаптации находятся в непосредственной зависимости от степени выраженности нарушений. Они испытывают трудности с абстрактным мышлением, пониманием отвлеченной информации, нередко – с ориентацией во времени, с оперированием причинно-следственными связями.
Учитывая индивидуальные особенности наших подопечных при организации их труда в инклюзивных ремесленных мастерских, мы пришли к выводу, что необходимо создать доступную и универсальную среду, в которой подопечные могли бы ориентироваться и быть максимально самостоятельными.
Людям с ментальной инвалидностью будет проще ориентироваться и общаться, если они будут знать правила поведения и распределения обязанностей между сотрудниками, иметь визуальную опору для ориентирования в понятной среде получат возможность индивидуального сопровождения.

Инклюзивные мастерские

По данным Управления социальной защиты и охраны здоровья населения г. ................. и ОБУЗ "...................... городская больница" на конец 2021 года в городе проживало 6985 человек старше 18 лет, имеющих инвалидность, из них инвалидов с легкой и средней умственной отсталостью от 18 до 55 лет - 267 человек. Несмотря на внушительные цифры категории взрослых ментальных инвалидов в ................. недостаточно условий для реализации их личного и трудового потенциала. Для детей-инвалидов с ментальными нарушениями до 18 лет в городе достаточно хорошо сформирована система поддержки и помощи. Дети с различной степенью умственной отсталости посещают группы компенсирующей направленности в дошкольных образовательных учреждениях города, основное общее образование получают в ОКОУ "...................... школа для детей с ОВЗ". На территории района находится Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания ................. области «................. детский дом-интернат «Надежда». В учреждениях дополнительного образования ведутся индивидуальные творческие занятия с детьми-инвалидами, проводятся мастер-классы и развлекательные мероприятия в клубном объединение «Затейки» МБУДО "ЦДТ "Центр Детского Творчества". По уставам этих учреждений они имеют право работать с инвалидами только до 18 лет. Получается, что при достижении совершеннолетнего возраста ментальный инвалид остается, в буквальном смысле, в четырех стенах своего дома. Развитие человека, как личности, останавливается. На работу с такой инвалидностью практически невозможно устроиться. И этому способствует целый ряд причин. Во-первых, низкий уровень трудовых навыков. Получить профессию ментальный инвалид в ................. может только в ОКОУ "...................... школа для детей с ОВЗ". Здесь обучают старшеклассников по узкому перечню профессий: слесарь, повар и швея. Но, к сожалению, после обучения ребята остаются невостребованными на рынке труда. Других профессиональных курсов подготовки для таких инвалидов в городе просто нет. Да и существующие программы не учитывают индивидуальные особенности и интересы каждого. Во-вторых, железногорские работодатели не готовы принимать на работу людей с ментальными нарушениями. Виной тому и психологические барьеры, и не всегда подходящие условия (график и продолжительность работы, сложность, невозможность отдохнуть среди рабочего дня, необходимость сопровождения и т.д.). Помещение, где трудится особенный работник тоже должно соответствовать его особенностям.
В-третьих, молодой человек с ментальными нарушениями часто не имеет должной психологической и мотивирующей поддержки окружающих, закомплексован, замкнут и не верит в собственные силы, не обладает навыками самопрезентации, умением отстаивать свои идеи.
В-четвертых, те мероприятия, которые организуются сейчас для инвалидов в городе носят развлекательный досуговый характер, но не направлены на развитие личности и трудовую занятость. Внимание общественности не сосредоточено на решение проблемы трудовой занятости инвалидов.
В следствии того, что ментальные инвалиды не трудятся, живут лишь на пособия, многие из них испытывает материальные сложности, падает уровень и качество жизни. Возникает чувство неполноценности, собственной ненужности и полной зависимости от других. Отсутствие среды для самореализации и развития приводит к регрессу и деградации. Утрачиваются даже те навыки, что были приобретены раннее. Большая зависимость от старших родственников в будущем оборачивается трагедией. После смерти родителей инвалиду обеспечена дорога в психоневрологический интернат. Незанятые инвалиды сидят дома или шатаются по городу, пытаясь найти себе применение в жизни. У некоторых появляются вредные привычки – алкоголь, курение, наркотики. Наступает точка невозврата: инвалиды, которые смогли бы проявить себя и стать полезными обществу, оказываются за бортом жизни.
Наибольшую обеспокоенность отсутствием занятости выражают родители. В исследовании, проводимом нашей организацией среди членов ЖГООИ "Равенство" в соцсети, приняло участие 35 семей, в которых проживают инвалиды с ментальными нарушениями от 18 до 55 лет. По определению первого опыта трудоустройства и трудовой деятельности получено 34 отрицательных ответа. Все семьи отмечают важность создания пространства, где бы их дети могли попробовать себя в трудовой деятельности, выбрав наиболее подходящее для каждого инвалида направление.
Наш проект создаст такое уникальное креативное пространство, в котором людей с ОВЗ смогут развивать свои способности и качества, необходимые для раскрытия личности, обретут уверенность в себе. Проект направлен на обеспечение полезного досуга и трудовой деятельности. Мы создадим инклюзивные мастерские, где каждый сможет научиться ремеслу, которое будет в будущем сможет приносить доход. В рамках работы мастерских проходит первичная социальная адаптация, помощь в профориентации, обучение и поддержка при выполнении трудовых операций.

Инклюзивная тренировочная кухня

Инклюзивный центр "Дышим вместе" посещают 30 молодых людей с интеллектуальными нарушениями. Ребята трудятся в ремесленных мастерских, осваивая новые компетенции и получая опыт полезной дневной занятости. Трудовой день в центре традиционно заканчивается совместным чаепитием. Почти год работы в таком формате позволил нам увидеть, какие трудности испытывают наши подопечные в части выполнения обыденных функций по самообслуживанию. Опрос родителей молодых людей с ментальными нарушениями, проведенный РО ВОРДИ ................. области показал, что с их стороны существует активный запрос на помощь специалистов в формировании навыков самообслуживания и самостоятельности у их детей, которые даже во взрослом возрасте продолжают быть зависимыми от родительской опеки. Порядка 82% опрошенных родителей заявили о недостатке специальных знаний для обучения своих детей бытовым навыкам и их закрепления. Ситуация осложняется тем, что система образования ограничивается преподаванием академических знаний, и школьное обучение, которое прошли 100% наших подопечных, не сформировало у них необходимых жизненных компетенций. 98% родителей, участвовавших в опросе, убеждены, что в грамотно организованной среде при помощи специалистов их дети могут освоить бытовые навыки, которые помогут ребятам стать более самостоятельными и получить шанс не оказаться в психоневрологическом интернате после смерти родителей. Отметим, что АНО "ДЫШИМ ВМЕСТЕ" - единственная в .................НКО, работающая с данной категорией.

Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
ГРАНТОДАТЕЛИ





РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА


Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2023