Методические материалы -
Социально-значимые проекты
сайт   Описание проектов
   Социальная значимость
   Цели и задачи

   Отчетность
   Другое
НКО 11 Курская область :: Обоснование социальной значимости :: Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

Численность детей-инвалидов в России постоянно растёт. В ................. области численность детей-инвалидов по состоянию на март 2023 года составляет 5544 человек sfri. ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?j&FRIDataOper_paramPeriod=2017-0 8-23T00:00:00.000Z&FRI_001_multiTerritoryFilter=0&FRI_002_005_kidAgeParam=0 ¶mPeriod=2022-01-01T00:00:00.000Z&territory=38000000&viewCode=FRI_002_002_r eport . При этом детская инвалидность вследствие психических расстройств начиная с 2014 года занимает устойчивое первое место и в общей численности детской инвалидности в 2020 году в России составляли 67,5% rosstat.gov. ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf . Таким образом, в ................. области число детей-инвалидов с ментальными нарушениями может составлять более 3,6 тыс. человек. При этом доля детей с ментальными нарушениями (как имеющих, так и не имеющих статус инвалида), по данным ВОЗ, может составлять до 10% детского населения. .who.int/activities/improving-the-mental-and-brain-health-of-children-and-a dolescents , в ................. области данный показатель может составлять более 20тыс. человек. О росте инвалидизации из-за психических расстройств заявляла Министр соцобеспечения, материнства и детства ................. области gtrkkursk. ru/news/34706-kurskoy-oblasti-uvelichilos-kolichestvo-lyudey-stradayushchih -psihicheskimi . Анализ мероприятий по реабилитации и абилитации в динамике за 2014 - 2020 годы показал, что дети-инвалиды нуждаются в проведении мероприятий по социальной реабилитации или абилитации (97,8 процента), по психолого-педагогической реабилитации или абилитации (62,3 процента). publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202112280026 . При этом технологии и подходы к реабилитации и абилитации, социальному сопровождению детей-инвалидов вследствие психических расстройств имеют существенные особенности и должна осуществляться на различных организационных уровнях, участниками которых также являются члены семей, специалисты, оказывающие соответствующие услуги, представители органов власти, коммерческих организаций и некоммерческого сектора, с соблюдением комплексного подхода, а также способствовать адаптации к жизни в обществе и развитию инклюзивных практик. Важность работы с детьми с ментальными нарушениями отмечал Президент РФ. ria. ru/20210608/autizm-1736158156.html . Также проводимый опрос в социальных сетях среди членов семей с детьми с ментальными нарушениями также подтверждает недостаточность проводимых в регионе инклюзивных мероприятий vk. com/46ezhat?w=wall-211652491_40 . В ................. области программы по реабилитации, коррекции и психолого-педагогической помощи и развития детей, в том числе с ментальными нарушениями, представлены в государственных областных и муниципальных учреждениях, в организациях коммерческого и некоммерческого сектора. Также в открытых источниках данных о проводимых в ................. области мероприятиях по абилитации и социальной интеграции детей с ментальными нарушениями и их семей, вне закрытых специализированных учреждений, не обнаружено.
Таким образом на территории ................. области и Российской Федерации вцелом, наблюдается острая нуждаемость в услугах и программах по абилитации и интеграции семей с детьми, имеющих ментальные нарушения. Снижению остроты этой проблемы посвящён данный проект.

Комплексная помощь детям с расстройствами аутистического спектра

По данным Мониторинга состояния образования обучающихся с РАС 2022 года в субъектах РФ (ФРЦ РАС ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Аналитическая справка), всего в России выявлено 45888 детей с РАС. Из них 12810 (28%) получают образовательные услуги на уровне дошкольного образования; 31396 (68,5%) – школьники (в том числе на дому). Есть заметный прирост количества обучающихся, но качество этого обучения продолжает вызывать беспокойство экспертов, а также некоторое количество детей, которые только получили диагноз или находятся в пограничном состоянии. По официальным данным ................. области на 2019 год только у 70 детей поставлен официальный диагноз ( vk. com/wall-41628527_118006 ), хотя статистика страны говорит совершенно об обратном.
Проблема, на решение которой направлен проект, заключается в том, что у родителей детей с расстройствами аутистического спектра в ................. области нет системного информирования о маршруте помощи: постановке верного диагноза, специалистах, эффективно доказанных методах и приёмах работы, особенностях развития детей.
Согласно нашим наблюдениям и практическому опыту, в школу приходят учащиеся, часть из которых не посещали дошкольные образовательные учреждения, не имеют социально-бытовых навыков и учебного поведения, особенно выражены сложности в области коммуникации. При общении с родителями выясняется, что большое количество времени было потрачено на выяснение причин, постановку диагноза, метание от одного специалиста к другому, и в конечном счёте родители просто опускают руки.
В аналитической справке мониторинга ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС представлены данные, что среди детей с РАС охвачены деятельностью служб ранней помощи в системе образования 2,1% (980 детей) от общей численности обучающихся с РАС в России. «Это объясняется, в первую очередь, несформированностью системы ранней помощи в Российской Федерации, несмотря на ее интенсивное развитие в ряде регионов». ( autism-frc. ru/ckeditor_assets/attachments/4263/analiticheskaya_spravka_monitoring_ras_ 2022_29_12_2022.pdf ).
Первой причиной существования проблемы является слабое информирование общественности о детях с расстройствами аутистического спектра, поэтому, когда родители замечают какие-то особенности, отклоняющееся от нормы поведение, то не понимают, что с ними происходит, а общество настолько стигматизировано, что сразу вешает на семью ярлыки плохих, аморальных родителей, что часто заставляет семьи прятать ребёнка от общества и ни с кем не делиться переживаниями.
Второй причиной выявленной нами проблемы является тот факт, что родители, которые сталкиваются с отклонениями в развитии ребёнка не знают куда им обращаться за помощью. Пройдя несколько специалистов, получают разрозненную и некорректную информацию.
Ещё одной причиной является отсутствие на территории ................. области курсов для родителей детей с РАС, до июня 2022 года, когда команда проекта прошли обучение по программе «Ранняя пташка» ( vk. com/wall-141606869_1464 ) и смогли набрать первую группу на обучение на благотворительных началах ( vk. com/wall-141606869_1606 ). До этого момента никто из родителей ................. области не получал информации по применению научно доказанных методов работы с детьми данной категории.
В рамках реализации нашего проекта повыситься информированность населения по проблеме расстройств аутистического спектра у детей, мы положим начало централизованной консультативной помощи, обучения родителей, которые смогут как сами корригировать и развивать своих детей, так и обращаться к специалистам за квалифицированной помощью. В дальнейшей перспективе дети, которые получат раннюю помощь, придут в школу с более высокими навыками и с менее выраженными дефектами в развитии, что станет основой для успешной социализации в обществе.

Формирование семейных архивов

Первые десятилетия XXI века ознаменовались быстрым информационно-техническим развитием общества и сменой культурных парадигм, что актуализировало и обострило проблему «отцов и детей», ослабило традиционные связи между старшими и младшими как наставниками и учениками. Молодые люди старшего подросткового возраста являются той социальной категорией, в жизни которой в наибольшей степени отражается феномен межпоколенческого разрыва. С одной стороны, особенности возраста (15-18 лет), в котором делаются первые самостоятельные шаги, определяют их стремление к самостоятельности и независимости от старших. С другой стороны, в процессе получения образования подростки остро ощущают беспрецедентные темпы общественных, технологических, социальнокультурных изменений, что приводит их к мысли о ненужности осмысления опыта предыдущих поколений.
По данным социологических опросов ВЦИОМ, о том, что «отцы» и «дети» не могут понять друг друга из-за разного жизненного опыта, говорят 36% опрошенных, причем эта доля выросла с 29% в 2014 г. (wciom. ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/semja-druzja-i-bezopasnost). При этом важность проблемы межпоколенческого разрыва признает подавляющее большинство россиян: лишь 9% граждан считает, что проблемы «отцов» и «детей» не существует. Острее всего непонимание чувствует учащаяся молодежь (49%). В то же время ВЦИОМ констатирует исключительную важность семейных отношений для ощущения россиянами счастья. Так, в 2021 г. 88% респондентов заявили о том, что благополучие в семье является главным фактором удовлетворенности жизнью. Таким образом, в обществе очевиден запрос на укрепление института семьи и семейных ценностей, однако он входит в противоречие с растущим межпоколенческим разрывом. Собственное исследование, проведенное членами КРОО «Шаг вперед» в ................. области в ходе реализации проекта «История России в семейных фотографиях» на базе Регионального открытого социального института (шагвперед46.рф/шагвперед46.р... также показало слабость межпоколенческих связей во многих семьях старших подростков. В частности, в результате проведенного анонимного опроса были получены сведения о том, что более половины (54%) старших школьников и студентов I-II курсов общаются с родителями в среднем менее часа в день, лишь 13% регулярно расспрашивают их о прошлом, только 11% могут воспроизвести биографии своих дедушек и бабушек. При этом большинство опрошенных (62%) заявили об однозначном желании глубже узнать историю своей семьи, 88% выразили интерес к фотографиям предков и выяснению обстоятельств, при которых они были сделаны, 73% участника опроса заявили, что хотели бы внести собственный вклад в формирование семейного фотоальбома. Охарактеризованные данные свидетельствуют о дефиците общения подростков со старшими родственниками и, в то же время, показывают возможность расширить эту коммуникацию за счет вовлечения молодых людей в процесс изучения семейной истории. Координируемый профессионалами исследовательский поиск в области происхождения фамилии, составление генеалогического древа, систематизация эпистолярных и фото-источников, интервьюирование бабушек/дедушек неизбежно приведут к увеличению времени и повышению качества общения между участниками проекта со старшими членами их семей, расширит круг вопросов для совместного обсуждения, создаст дополнительные основания для взаимного уважения и, наконец, позволит молодым людям более вдумчиво отнестись к накопленному старшими родственниками житейскому опыту. Таким образом, социальная значимость проекта определяется его направленностью на гармонизацию межпоколенческих отношений, сохранение "родовой памяти" и, в конечно итоге, укрепление института семьи. Дополнительный эффект проекта связан с формированием у молодых людей исследовательских навыков, а также обогащением их знаний в области отечественной истории. Подтверждением актуальности начинания КРОО "Шаг вперед" является значительное количество партнеров, появившихся у проекта уже на стадии его подготовки. О своей поддержке проекта официально заявили семь образовательных организаций, а также Администрация Железнодорожного округа г. ..................

Практикум по подготовке к семейной жизни для молодых людей

У многих существуют психологические препятствия при знакомстве в целях создания семьи. С возрастом за 25+ страхи усиливаются, люди начинают терять веру в способность создать семью, в том числе из-за постоянных "советов" членов семьи и знакомых.
В то же время Семья с каждым годом все более утрачивает ценность как объединяющая единица. По сведениям ВЦИОМ, прошедшие два года показали, что одиночество входит в сознание все большего числа молодых людей на уровне инстинкта самосохранения - выжить одному проще, чем брать ответственность за семью, будущих детей. Развод после брака в первые годы супружеской жизни становится нормой в современном обществе. По статистике 60-70% браков распадаются именно в первый год после рождения ребенка. Молодые супруги, не имея практических навыков общения в семье, не могут решить простых житейских вопросов со взаимным уважением, не прислушиваются к мнению своего супруга.
Одной из задач государственной молодежной политики предусмотрено создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей.
Для решения этой задачи необходимо осуществление следующих мероприятий:
- воспитание в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку;
- формирование образа благополучной молодой российской семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей;
- развитие системы информирования молодежи о государственных и иных программах поддержки молодых семей, а также системы психологической, медицинской, образовательной и юридической помощи молодым семьям.
Мероприятия для семей в .................проводят органы власти, Городской центр социальных программ «Спектр», Центр защиты семьи, материнства и детства .................государственного университета, который оказывает помощь многодетным семьям, семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и инвалидностью, детям-сиротам и одиноким отцам, есть организации, занимающиеся вопросами семей, попавших в трудную жизненную ситуацию и другие. В большинстве своем они работают с Семьей, в которой уже выстроена определённая система отношений, с уже образовавшимися проблемами и, конечно, радостями.
Уникальность проекта "Просто Любить" в том, что он направлен на выстраивание ценностных ориентиров еще ДО вступления в брак, основанных на православных, традиционных для России, ценностях, на взаимоуважении и Любви к будущему супругу. Цель проекта - предотвратить и уменьшить количество разногласий, недопонимания между супругами, взаимных оскорблений, приводящих их к разводам, к статусу "мать-одиночка", к трудной жизненной ситуации.
В проекте примут участие юноши и девушки, которым не удается вступить в брак, которые уже были женаты/замужем, но более года находятся в разводе. Исходя из ресурсов организаторов и программой мероприятий для участия будет набрана группа до 60 человек.

Семейный клуб

По данным Всероссийской переписи населения в городе .................проживает около 30 тысяч молодых семей с детьми в возрасте от 5 до 12 лет. Ежедневно в нашем городе создается 5 новых семей и рождается 10 юных курян.
Проблема заключается в том, что зачастую сегодня в семьях не только не строятся, но и напрочь разрушаются заложенные природой душевные и духовные скрепы между родителями и детьми. А засилье гаджетов и дистанционное обучение привело к тому, что общение между взрослыми и детьми стало намного беднее по содержанию, сводится к выяснению - сделал ли ребенок уроки, сыт ли он, чем не угодил родителям, почему он ничего не успевает и каким ему не мешало бы стать. Особенно остро это проявляется сейчас, в период пандемии, самоизоляции и дистанционного обучения в семьях с детьми, обучающимися в младшей школе.
Мы провели эксперимент, попросив взрослых представителей 10 полных благополучных семей провести тайминг обычного семейного домашнего вечера. Результаты оказались ошеломительными: время, проведенное с детьми качественно (совместные игры, прогулки, беседы (не проповеди), совместное чтение и т.д.) в среднем составило не более 8 минут в день. Родители объясняли это тем, что они вынуждены зарабатывать деньги, заниматься домашними делами, им просто некогда. При этом, каждый опрошенный взрослый осознавал важность и необходимость совместного с детьми полезного и интересного времяпрепровождения, отмечая, что в противном случае достаточно быстро дети и родители становятся чужими друг другу людьми.
2-5 января 2022 года нами была проведена первая в .................семейная лагерная смена для родителей с детьми, собравшая более 20 семей - 80 человек из города ................. и ................. области. Смена получила высокую оценку со стороны участников. В итоговых анкетах родители как самый важный эффект смены отмечали то, что они качественно провели время с детьми, вместе участвовали в соревнованиях, мероприятиях, вместе организовывали и готовили вечерние творческие мероприятия. Единственным «минусом» смены стала её коммерческая основа, родители вынуждены были сами приобретать путевки. Все участники выразили надежду на организацию работы постоянно действующих площадок для качественного семейного времяпрепровождения.
Такой площадкой станет "Семейный клуб". Он даст возможность семьям города ................. с детьми в возрасте от 5 до 12 лет укрепить взаимные связи, выстроить доверительные и прочные отношения, проводить здоровый совместный детско-родительский досуг, находить единомышленников, придумывать и реализовывать совместные идеи и проекты.
Родители и дети получат новые возможности для взаимодействия друг с другом. Авторитет родителей вырастет в глазах их детей; у представителей разных поколений появится больше общих интересов, что сплотит и укрепит семейные взаимоотношения.

Психологическая помощь родителям

Целевую группу проекта составляют мамы (родители) детей с ОВЗ от 0 до 14 лет. Большинство семей, имеющих детей с ОВЗ находятся в тяжелом морально-психологическом состоянии, многие из них замкнуты, нуждаются в постоянной моральной, психологической и социальной поддержке. В таких семьях один из родителей находиться дома, обслуживает ребенка, занимается постоянным уходом и реабилитационными мероприятиями. В этих семьях низкий материальный достаток из-за достаточно высоких трат на лечение и реабилитацию. В результате проведенного нами исследования (результаты на диаграмме), в котором участвовали 32 семьи (мамы и отцы, а так же другие взрослые члены семей), проживающих в г. ................. и некоторых других регионах и имеющих детей с ОВЗ, мы выяснили, что 90,6% родителей испытывают те или иные трудности, вызванные заболеванием ребенка и всего 9 % удовлетворены ситуацией в семьях. Родители сталкиваются с состоянием психологической депривации (81.2%), эмоциональным выгоранием (46.9%), многие замыкаются в своем кругу ( 56.3%), а так же часто сталкиваются с явлением буллинга (травли, психологического насилия) со стороны окружающих (37.5%). Большинство (87.5%) не могут получить полноценную психологическую поддержку и испытывают финансовые трудности. Это связано с тем, что на рынке психологических услуг стоимость 1 психологической консультации составляет от 3000 руб и выше (данные нашего мониторинга по рынку из открытых источников), а качество психологической помощи, которую оказывают социальные службы города, их не удовлетворяет. Тяжелое состояние детей с ОВЗ, а также постоянный рост заболеваемости данной группы, охватывающей 4-5 % всех детей, свидетельствует о серьезности данной проблемы для всей территории Российской Федерации. По данным, представленным Федеральной государственной информационной системой «Федеральный реестр инвалидов» (sfri. ru/analitika/chislennost/chislennost-detei), на 1апреля 2022 года в России 735,5 тыс. детей имеют инвалидность, в ................. области проживает 4 771 ребенка-инвалида от 0 до 14 лет из низ 460 детей с ОВЗ проживает в г. .................. (Данные предоставлены Управлением соцзащиты и охраны здоровья населения администрации города ................., на январь 2022 г). Актуальность проблемы усиливается еще и льготным социально- экономическим статусом города, вследствие аварии на ЧАЭС. Статистика говорит, что ежегодно количество детей с ОВЗ по всей России (.rosbalt. ru/russia/2021/04/30/1900054.html) постоянно растет. За каждым таким ребенком необходим постоянный присмотр и сопровождение родителя, следовательно большое количество граждан выпадает из трудовой и социальной жизни страны. Мама находится со своим ребенком 24/7. Она прививает ребенку необходимые навыки и является для него эталоном в поведении, во взаимодействии с окружающим миром и людьми, в проявлении и проживании эмоций и чувств и т.д. Многие специалисты говорят о важности работы с мамами в плане повышения их специальной грамотности и компетентности, улучшениях их психоэмоционального состояния. Организаций занимающихся повышением уровня родительской ОВЗ-компетенции в нашей стране мало. У родителей все еще недостаточно компетенций в вопросах ухода, лечения, обучения и воспитания своих атипичных детей и общения с ними. Наш подход в решении проблемы - программа комплексного психофизического оздоровления и улучшения качества жизни как родителей (мам), так и детей, в которой родители и дети рассматриваются как взаимосвязанные элементы единого психофизического здоровья, направленная на постоянную долгосрочную перспективу. Такой подход позволяет в дальнейшем получать уже гораздо более высокий качественный и количественный эффект от всего комплекса работ психологов, дефектологов, коррекционных педагогов. Наш подход: оздоравливая маму - оздоровить ребенка. Уже не первый год мы получаем от родителей запрос на такую работу. Так как, естественно, не может быть счастлив родитель, когда его ребенок страдает. На проводимых мероприятиях проекта мамы обучаются эмоциональной грамотности, учатся взаимодействовать с детьми, понимать их чувства и потребности, работают с деструктивными установками, совместно строят терапевтическую, помогающую среду. Как следствие такой работы, улучшаются отношения в семье, мамы снова находят радость жизни, ставят новые цели и находят мотивацию жить и растить своего особого ребенка. Положительные изменения в состоянии ребенка незамедлительно происходят в ответ на изменения у мамы. Психосоциальная реабилитация родителей позволяет значительно улучшить взаимоотношения в семье и позволит создать гармоничные условия, необходимые для развития и воспитания ребенка с ОВЗ. У организации есть опыт реализации подобных проектов, в частности, наша команда успешно реализует проект "Такой как мы", который направлен на опосредованное оздоровление детей с ОВЗ через оказание психологической помощи их родителям. Программа существует уже не первый год и показала свои результаты. Они представлены на диаграмме.

Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
ГРАНТОДАТЕЛИ





РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА


Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2023