Методические материалы - Социально-значимые проекты
НКО 9 Алтайский край :: Обоснование социальной значимости :: Поддержка проектов в области культуры и искусства

Популяризацию песен для детей и подростков

По итогам предпроектного исследования, интервью, индивидуальных и групповых бесед с композиторами и поэтами ......... края выяснилось, что существует огромное количество стихов и песен, написанных для детей. Но, как правило, эти произведения остаются невостребованными, так как концерты строятся в основном на материале песен и стихов для взрослых на сложные и серьёзные темы. Специфика исполнения детской авторской песни очень непроста, не каждый педагог по вокалу и хормейстер возьмётся за разучивание песни самодеятельного автора. Вот и остаются яркие, интересные и поучительные детские песни "в столе" у достаточно большого количества создателей песен.
Современная детская культура сегодня, в основе своей, уже не несёт того мира доброты и чудес, который был раньше, в 70-80-х годах прошлого столетия. Нет уже крокодила Гены и Чебурашки, нет Карлсона и Малыша, нет сказок, которые учат добру и справедливости. У сегодняшних детей другие герои и идеалы, иные понятия и мысли, игры и интересы, они слушают зачастую некачественную музыку.
Понятно, что современным авторам не просто заинтересовать сегодняшнее поколение молодых. Но всё-таки наше призвание - создавать качественную детскую песню, понятную детям и подросткам, способную обратить на себя внимание, привлечь и научить добру, толерантности, привить чувства патриотизма и любви к Родине, уважения к старшим, сострадания к нуждающимся. И такие песни существуют. Тем более, что существует возможность разучивания и исполнения материала с авторами песен здесь и сейчас, услышав их пожелания и рекомендации.
Во время реализации проекта будет проведена огромная работа по отбору песенного и поэтического материала, составлено либретто мюзикла, выучиванию ролей и музыкальных номеров. Организованный процесс сотворчества, а потом представление получившегося результата в сельских территориях ......... края послужит пропаганде творчества ............ самодеятельных композиторов и поэтов, продвижению идей гуманности, нравственности душевной чистоты и справедливости.
Большая работа будет проведена со зрителем. Прежде всего, мюзикл предназначен для семейного просмотра, а также для детской и подростковой аудитории. Особое внимание будет уделено воспитанникам Центров помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Территории реализации проекта выбраны не случайно, в каждой из них существует такой Центр, и желающие дети и педагоги смогут посетить мероприятие проекта.
Кроме этого, на представление мюзикла будут приглашены участники и руководители творческих коллективов территориальных зон края, где пройдут представления. У руководителей коллективов, вокалистов появится возможность пополнить свой репертуар оригинальными новинками.

Изучению археологических памятников

Школьная археология – явление социальной жизни нашего общества, имеющее важное значение для формирования уважительного отношения к истории своей малой родины. Популярная когда-то форма привлечения школьников к научно-исследовательским работам в этой области знаний в советское время во второй половине ХХ века, а также в первое десятилетие XXI века носила более массовый характер (akcdutik . ru/arheologia2/arheologialager
nsportal . ru/shkola/kraevedenie/library/2022/05/18/natsionalno-regionalnyy-komponent- istoricheskogo-obrazovaniya ).
Изучение археологического прошлого региона в настоящее время преимущественно осуществляется учеными ......... государственного университета и Института археологии и этнографии ......... отделения РАН. Привлечение к данным исследованиям школьных волонтёрских отрядов за последние годы носит лишь эпизодический характер. В 2022 году волонтерский отряд, созданный АНО "Многоликий Алтай" принял участие в работе Катандинского отряда Института археологии и этнографии ......... отделения Российской Академии наук. Более систематическое участие в археологических исследованиях на современном этапе осуществляется только Алтайским краевым педагогическим лицеем.
В настоящее время программы курсов истории в общеобразовательных учреждениях РФ в соответствии с рекомендациями Министерства Образования предусматривают выделение 10-15 % учебного времени на региональный компонент содержания образования. Методические проблемы изучения региональной истории вытекают из недостаточной базы источников, малочисленности специальной и справочной литературы, доступной учителям. В регионе существуют лишь единичные примеры публикации специальной литературы по школьной археологии (Горбунов В.В., Кунгуров А.Л., Кунгурова О.Ф., Шамшин А.Б. История Алтая Ч. 1. Древний Алтай: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений, ............, 1997; Головченко Н.Н. Археология в школе. Учебно-методическое пособие. ............, 2020). Учителя и ученики недостаточно обеспечены комплектами пособий по истории с учётом региональной истории, создаваемых на основе государственных стандартов по предмету с учётом тиража выпущенных изданий. Отсутствуют наглядные пособия и интерактивные комплексы, позволяющие в легкой и доступной форме рассказать о различных этапах развития древнего прошлого Алтая. В крае нет учреждений дополнительного образования, реализующих программы работы с детьми по направлению "Археология".
Вместе с тем – воспитание уважительного отношения к родному краю, чувства гордости за свою малую Родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем, перед новой школой и краеведческой общественностью в целом. Отсутствие понимания ценности археологического наследия приводят к случаям разграбления уникальных объектов археологии на территории ......... края. Так, в 2022 году Управлением государственной охраны объектов культурного наследия ......... края выявлены разрушения объекта археологического наследия «Камешок 1, поселение» в результате грабительских раскопок (ukn.alregn . ru/ob-upravlenie/news/o-grustnoy-sudbe-chernykh-kopateley/ ). Подобные случаи возникали и ранее - ukn.alregn . ru/ob-upravlenie/news/07-04-2021-segodnya-sostoitsya-peredacha-na-vremennoe -khranenie-v-altayskiy-gosudarstvennyy-kraevedcheskiy-muze/?sphrase_id=1262 5 Причиной сложившейся ситуации, связанной с нарушением законодательства Российской Федерации, является не только отсутствие у жителей региона понимания научной и исторической ценности памятников археологии ......... края как части общегосударственного наследия страны, но отсутствие активной гражданской позиции, направленной не на разрушение, а на сохранение объектов культурного наследия края.
Основная же причина - важная социальная проблема - отсутствие возможности получения знаний об археологии ......... края во время обучения в общеобразовательных школах и как следствие - низкая информированность обучающихся об уникальности и ценности археологического наследия края.
В данном отношении показателен мониторинг работ, присылаемых на Региональную историко-краеведческую конференцию учащихся, проведенную лабораторией “Историческое краеведение” АлтГПУ и ее партнерами в 2023 году. Так, если в 1993 году все 12 докладов представленные на конференцию были посвящены археологии, то в период с 2014 по 2023 гг., из в среднем 60 работ на каждой конференции по теме археологии имелось лишь по 1-2. Снижение интереса к археологии в рамках современного развития школьного краеведения - еще один факт, подтверждающий общую тенденцию.
Дополнительным подтверждением необходимости реализации проекта могут стать результаты опроса, проведенного организацией (прикреплён отдельным файлом), а также высокая посещаемость культурно-массовых мероприятий в рамках акции "Открытые дни археологии" (2021-2022 г. ) - более 2000 посещений.

Документальный кинематограф

В ......... крае по статистическим данным (rusind . ru/raspredelenie-naseleniya-rossii-po-vozrastnym-gruppam.html) численность молодежи в возрасте 15-30 лет составила более 357,3 тыс человек. Одной из серьёзных и тревожащих проблем на сегодняшний день является катастрофическое незнание молодежи истории родного края, исторических и культурных корней своей семьи. Историческое осмысление национальных интересов, национальной гордости требует доказательств.
Одним из приоритетных направлений сегодняшнего формирования национального самосознания и духовно-нравственных ценностей населения является обращение к своему историческому культурному наследию. "Культура народов России выполняет в обществе ключевую объединяющую роль, способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности" - из вступительного слова Президента РФ В.В. Путина на заседании Госсовета.. Авторское музыкальное самодеятельное творчество традиционно является составной частью культуры российского общества, Современная социокультурная ситуация в России способствует трансформации явления на новом витке развития цивилизации и востребованности в будущем. Творчество самодеятельных поэтов и композиторов получает живой отклик в сердцах земляков. Это происходит от того, что свой художественный мир они настраивают не только на волну одних местных забот и тревог. Рожденные в их душах образы и фантазии зовут читателей и слушателей к откровенному разговору о смысле жизни, любви, о красоте родного края и в то же время затрагивают самые «болевые» точки современного человеческого бытия, бьют тревогу в связи с угрозой падения подлинных нравственных и духовных ценностей человечества. У композитора Олега Маркова есть свой голос, свой стиль, в своих песнях он воспевает все самое прекрасное и лучшее в этой жизни: дружбу, любовь, Родину. Олег Марков рассуждает о дне сегодняшнем, о таких понятиях, как доброта, вера, честь, долг. В них он вместил тревожную преданность малой Родине, России в прошлом и настоящем, свою гражданскую позицию. Его песни оказывают огромное, порою оглушающее воздействие на слушателей, в том числе и на молодых людей. Являя живой пример патриотизма без трескучих фраз, от которых общество наше уже устало. Актуальность проекта ещё и в том, что через судьбу Олега Маркова будет рассказано о работниках культуры в регионе, о проблемах, с которыми сталкиваются работники культуры. Но и о любви к профессии, любви к людям села, любви к России, к Алтаю.

Игровое и документальное кино

Город ......... третий по величине города ......... края, с численностью населения 141584 и отрицательным коэффициентом миграционного прироста (aksp . ru/docs/socp_raion_2021/socp_2021_46.pdf). Молодежи заканчивает обучение в школе, колледже, вузе и стремится уехать. По данным проведенного нами опроса среди молодежи города ............ в возрасте от 14 до 23 лет ............, основные причины это отсутствие возможности для самореализации (67%); отсутствие культурных и досуговых мероприятий (53%); низкий уровень заработной платы (78%). Да, все эти проблемы в рамках одного проекта решить невозможно, а вот создать возможности для самореализации вполне! Опрос молодежи позволил нам выявить приоритетные направления, в которых молодежь максимально ограничено в городе в плане самореализации. Это оказались творческие направления: танцы и вокал (28%), дизайн (37%), сценическое и актерское мастерство (61%) и киноиндустрия (58%). И если возможности для самореализации в танцевальном искусстве, вокале и дизайне в городе можно найти (вокальные студии "ART KLEIN", "Мечта", музыкальный колледж, 8 танцевальных коллективов, две дизайн-студии), то самореализоваться в актерском мастерстве и киноиндустрии возможностей в городе нет. Только в одной из школ города ............ - МБОУ "Гимназия "Планета Детства", есть театральная студия для учащихся школы. Но она функционирует только в пределах школы. У молодежи есть желание почувствовать себя в качестве актера, диктора, оператора...В городе самым значимым событием в молодежной среде является городской молодежный фестиваль художественного творчества «СОФИТ–2021». Но номинаций связанных со сценическим мастерством и киноискусством нет. Возможно именно по причине отсутствия в городе возможности развить компетенции в этом направлении. У молодежи города нет возможности встретиться с профессионалами киноиндустрии. Да и одного значимого событийного мероприятия для города недостаточно. «СОФИТ–2021» - это мероприятие городского масштаба. Если взглянуть на мероприятия, проводимые в ............ и ............ среди них будут межрегиональные и международные. В ............ таких мероприятий нет. Узнаваемых в регионе, стране. Традиционных и долгожданных. Создающих позитивный имидж города. Фестиваль любительского документального и игрового кино будет способствовать повышению привлекательности города. Проведение на территории города фестиваля будет является не только средством развития культурной среды творческих компетенций молодежи, но и возможностью развития событийного туризма в будущем, создания привлекательного имиджа города ............. Фестиваль может стать визитной карточкой города , который каждый год будет собирать все большее число участников и гостей.
Опрос молодежи и проведения фокус-групп, позволили четко очертить поле проблем:
1. У молодых людей есть желание самореализоваться в создании кино, но они не знают как к этому подступиться, не хватает знаний и навыков.
2. Молодежь не знает как собрать команду единомышленников, нет целевого пространства для создания фильмов.
3. Нет ресурсов и партнерской сети для реализации идей.
В результате реализации проекта молодежь разовьет свои компетенции в сфере создания кино, но сделает совой город более интересным местом для жизни, так создается ощущение, что заниматься в городе молодежи нечем. А Фестиваль позволит не только сформировать культурный досуг, но имидж города сделать более позитивным и привлекательным. Город посетят профессионалы киноиндустрии, что тоже будет уникальным событием для города.

Фестиваль-конкурс композиторов

В ......... крае 69 муниципальных районов и городов, в которых развита сеть клубных учреждений-998 сетевых единиц, 96% из них занимается в сельской местности (961 ед.). 9675 клубных формирований и более 125 тыс. участников занимается любительским народным творчеством в этих учреждениях (итоги 2021 г. culture22 . ru/upload/iblock/052/auzd2dsnldr1aw1231d0ah1gf96twc3u/Doklad_Bocharov_20221 3.pdf). Вокальный жанр, среди жанров народного творчества, занимает 1 место, это около 80% тех, кто поёт сольно или в певческом коллективе, соприкасается с песенным жанром как автор музыки, аранжировщик или поэт. Отдельные исполнители, руководители вокальных и инструментальных коллективов сегодня испытывают проблемы подбора репертуара близкого и понятного простому сельскому слушателю: нужны песни о деревне, России, малой родине и её людях, их делах, чувствах, характерах.
В ......... крае сложилась система работы с самодеятельными композиторами, которая поддерживает процесс создания новой песни через проведение Межрегионального фестиваля-конкурса "Песни иткульского лета" (проходит ежегодно на протяжении 22-х лет), создание общественной организации, проведение краевых конкурсов с включением авторской номинации и тематических концертных программ. Мероприятий и акций, проводимых в других регионах, именно для этой категории композиторов-создателей современной народной и эстрадной песни практически нет. В основном-это фестивали бардовской песни. На 1.04.2022 г. в ......... крае по итогам отчётов районов и городов, исследований АКОО "Песни иткульского лета" выявлено 112 самодеятельных композиторов, создающих песни для исполнителей и коллективов художественного творчества. В реестре постоянных участников Межрегионального фестиваля-конкурса композиторов "Песни иткульского лета" -75 человек.
В апреле 2022 года АКОО "Песни иткульского лета" был проведен социологический опрос с целью изучения эффективности проведения фестиваля-конкурса "Песни иткульского лета". Ссылка на результаты опроса cloud.mail . ru/public/aYrp/BPNpnscaM
Было опрошено 65 респондентов из различных районов и городов ......... края, Красноярского края, Томской, Омской, Кемеровской, Архангельской, Московской областей, гг. Красноярска, Волгограда, Омска, Москвы. В результате опроса целевая группа очень довольна существующим качеством проведения фестиваля-конкурса и , безусловно, необходимо его дальнейшее проведение, так как для их творческого развития и совершенствования летняя встреча на озере даёт возможность общения широким кругом (в ходе проведения в течение года этого не удаётся), высокопрофессиональное техническое оборудование дает возможность всем выразить свои мысли и достойно представить наработанный музыкально-поэтический материал. Вместе с тем высказаны следующие пожелания: увеличить количество дней проведения и повысить статус фестиваля до Всероссийского; продвигать и пропагандировать фестиваль в СМИ, Интернет-ресурсах; проводить мероприятия по повышению мастерства участников (творческая лаборатория); обеспечить исполнение песен при проведении конкурсного прослушивания под «живой» аккомпанемент; создавать качественный видеоконтент, отражающий основные события фестиваля, обеспечивать комфортные условия для проживания и организованное питание участников. Проект учитывает пожелания целевой аудитории и включает мероприятия, направленные на их выполнение. При проведении фестиваля-конкурса "Песни иткульского лета" в 2022 году будут созданы качественные условия для самовыражения творческой личности композиторов, проживающих в малых городах и сёлах. Дружеская, тёплая атмосфера помогает им эмоционально раскрыться, ощутить поддержку коллег, найти своего слушателя, повысить уровень знаний и умений, получить творческий импульс и вдохновение для дальнейшего создания песен.
Виктор Усович, член жюри фестиваля "Песни иткульского лета", член Союза композиторов России, профессор, заслуженный деятель искусств России (г. Улан-Удэ) сказал о фестивале и его участниках так: "В настоящее время ситуация в российской культуре зависит не только и не столько от профессионалов, которые работают в крупных культурных центрах, сколько от этих самобытных, преданных своему делу любителей русской песни. Они сочиняют не потому что надо, а потому, что не могут без этого жить! От этих людей зависит развитие культурной среды в различных социальных группах. Именно они формируют музыкальный вкус, и они же воспитывают массу песенных исполнителей. Из их среды, в конечном счёте, выходят профессиональные композиторы-песенники. И, кроме того, именно эти люди оказывают сильное влияние на общественное мнение в сфере культуры и искусства. Такие коллективы и авторы формируют яркую национальную идею, соблюдают традиции своего народа"(xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?i d=CD432F25-DA98-4900-8291-2BC1FC9AC70D)

Создание гитарной студии

В обществе существует особая группа детей, остро нуждающихся в социальной помощи – это дети, которые остались без попечения родителей, а также оказавшиеся в особо трудной жизненной ситуации и стоящие на учебе в ПДН. Крайне важно помочь им вовремя социализироваться, успешно адаптироваться в обществе, увести интересы подростков в полезное и безопасное русло. Одним из наиболее эффективных направлений социальной помощи является арт-терапия, терапия творчеством и искусством. Проблемы, которые могут привести к трудной социализации в детской/подростковой среде, многочисленны: это трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, повышенная тревожность, страхи, фобии, низкая самооценка. Существует положительный опыт решения этих проблем в рамках музыкальной терапии. Терапия через обучение игре на гитаре, как воспитательное средство способное расширить и обогатить социальный опыт современных трудных подростков с одной стороны, а с другой – отвечающее возрастным потребностям современных подростков и которое является для них привлекательным и актуальным. Если спросить у подростков, какой, на их взгляд, самый популярный музыкальный инструмент? 8 детей из 10 ответят, что это гитара. Ведь умение играть на гитаре способствуют повышению самооценки и оценки в глазах окружающих, что является немаловажным фактором при формировании ценностных ориентаций в процессе деятельности гитарной студии.

Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
ГРАНТОДАТЕЛИ





РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА


Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2023