НКО 9 Алтайский край > Обоснование социальной значимости > Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения | Расширенный поиск
НКО 9 Алтайский край :: Обоснование социальной значимости :: Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения
Школьный театр Недостаток коммуникативных и ИТ компетенций школьников сельских школ и школ малых городов ......... края и Славяносербского района Луганской Народной Республики для профессионального самоопределения и самореализации в условиях местного социума С 2020 года в нашей стране реализуется проект «Школьная классика». В проекте уже более 600 коллективов . Актуальность проекта подчеркивает Поручение Президента РФ о создании школьного театра. Минпросвещения разработало план мероприятий (дорожную карту) по созданию и развитию школьных театров (письмо от 08.02.2022 № ДГ-333/06). В соответствии с планом к 2024 году в каждой школе будет создана театральная студия. В занятия театральным искусством будут вовлекать всех школьников, особенно детей с ОВЗ и детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации Источник: menobr . ru/news/63689-minprosveshcheniya-zapustilo-proekt-po-sozdaniyu-shkolnyh-tea trov Для учета школьных театров сформируют Всероссийский перечень (реестр) школьных театров (письмо Минпросвещения от 06.05.2022 № ДГ-1067/06) Источник: menobr . ru/news/63689-minprosveshcheniya-zapustilo-proekt-po-sozdaniyu-shkolnyh-tea trov Школьные театры ......... края, представленные в указанном перечне, созданы «на бумаге», или работающие, но не верно презентующие себя на этом портале – для педагогов требуется повышение квалификации в указанном вопросе. По проведенному нами исследованию, 85% опрошенных педагогов указали, что у них отсутствуют возможности для современного оборудования сцены и декораций. (Источник прилагается в презентации). Создание школьных театров на обновленной основе с использованием ИТ-гаджетов, инструментов и технологий создаст условия для развития школьных театров в условиях цифровой среды. |
Издание книги об учителях Образование в Целинном районе получают 1770 учащихся в 13 школах, где работают 260 педагогов и проживают 15482 человек. Большая часть школ малокомплектные, удаленность от краевого центра больше 200 км. По проведенным нами исследованиям, средний возраст педагогов «45+», проблема нехватки учителей в школах стоит в районе остро, не уменьшается нагрузка - 1,5 или 2 ставки распространены во многих школах, социальный статус и престиж профессии сельского учителя остаются недостаточно высоки. Учительство – это один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу, это кропотливейший труд, результат которого – судьба человека. Именно учителю в нашей стране поручена высокая духовная миссия – воспитание молодого поколения. Школа в селе– носитель культуры, образованности, интеллигентности, а учителя всегда были эталоном нравственности, жизненной мудрости, правильной речи, служили примером для подражания. По решению Президента Российской Федерации Владимира Путина 2023-й пройдёт под эгидой мудрости, душевной щедрости, любви к детям и постоянном стремлении к совершенствованию, то есть теми ценностями и качествами, которые присущи представителям одной из самых благородных профессий на земле – Учителю. В этот год хочется всем селом, районом сказать слова благодарности учителю, сохранить их образ светлым и добрым, оставить память в истории села и всего Целинного района о людях, носивших гордое звание Учитель. Книга «Учитель-профессия дальнего действия, главная на земле» станет совместным творческим продуктом педагогов, учащихся, выпускников, жителей сёл, в этом её уникальность. В районе не было книг об учителях, работающих в школах Целинного района. Уникально и то, что вместе с работой над выпуском издания будет развиваться и совершенствоваться система наставничества в сельских школах, через создание и работу поисковых отрядов в каждом селе, осуществляться профориентация и социализация обучающихся. Необходимость расширения практик наставничества в образовании обозначена как одна из актуальных проблем в нацпроекте «Образование». Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145 утверждена целевая модель наставничества, а 23 января 2020 года Министерство просвещения РФ опубликовало Письмо № МР – 42/02 о внедрении целевой модели наставничества в образовательных организациях Российской Федерации. В 2020 году в своем послании Федеральному собранию Президент Владимир Путин отметил особую роль наставничества в сферах профориентации, социализации. Известно, что ребенок присваивает ценности в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, которая способствует воспитанию ответственности, инициативности, увеличивает интерес к изучению истории своей школы, села, района. Поэтому проектом предусмотрены активности, это слёты поисковых отрядов, акция, конкурс, конференция, которые послужат для развития творческих способностей учащихся, расширения их кругозора. Эти мероприятия призваны решить проблемы сельских школ –социокультурной замкнутости, ограниченности социального опыта учащихся и профессиональных контактов педагогов. Издание книги об учителях позволит не только рассказать о лучших учителях района, но и поможет привлечь внимание общественности к проблемам сельской школы, послужит установкой на повышение профессионального статуса сельского учителя, повысит интерес интереса к педагогической деятельности. Собранный материал будет доступен широкому кругу читателей. |
Мероприятив в области географии и смежных наук География является одной из самых любимых школьных дисциплин. Данную ситуацию подтверждает тот факт, что почти 1/3 школьников выбирают учебный предмет для государственной итоговой аттестации (ГИА) после 9 класса. В ......... крае в 2019 году основной государственный экзамен (ОГЭ) по географии сдавали 8668 участников, что составило 34,73% от общего числа (в 2020 и 2021 гг. ОГЭ и ГВЭ-9 были отменены как форма аттестации для всех обучающихся). По данным Регионального центра обработки информации ......... края отмечается устойчивое постепенное повышение количества участников - на 1653 человек за последние три года. Однако, лишь 2% участников (88 человек) выбрало географию для ГИА после 11 класса. И хотя наблюдается стабильный рост абитуриентов-географов: в 2021 г. - 220 чел.; по предварительным оценкам, в 1,5 раза больше в 2022 г., география продолжает оставаться непопулярным среди ............ выпускников предметом. Главная причина - отсутствие представлений о практической востребованности географических знаний. Учитывая комплексный междисциплинарный характер профессии - географы должны уметь работать в полевых условиях, готовить аналитические материалы в целях управления природными и социально-экономическими системами, осуществлять экспертизу проектов, специалисты с такими навыками будут востребованы в будущем. Есть убеждение в необходимости специалистов-географов на правительственном уровне: Министерством труда и социальной защиты РФ Приказом №954н от 24 декабря 2020 г. утвержден профессиональный стандарт "Географ". Важно сформировать понимание актуальности работ географической направленности не только у школьников - с целью профориентации, но и в обществе - с целью популяризации географических знаний. В рамках данного проекта будут раскрыты основные требования и возможности специалиста в области географии и доведены до широкой общественности. Другая социальная проблема, на решение которой направлен проект — мотивация и укрепление интереса к образовательной и исследовательской деятельности учеников средних и старших классов. В рамках общеобразовательной программы за школьной партой сложно обеспечить возможности для получения полных представлений о специфике объектов изучения, своеобразии подходов полевых и камеральных исследований, а также о практическом значении естественно-научных дисциплин. Анализируя рабочую программу предмета география (fgosreestr . ru/uploads/files/4dde44205b0b77acefc168660a48110e.pdf) можно констатировать, что в настоящее время школьники среднего звена получают географические знания не более 1-2 часов в неделю и региональная компонентаи и местная образовательная компонента отсутствуют. Как результат - школьники не получают представлений об универсальности геогрфаических знаний. В ......... крае созданы и успешно реализуются различные программы дополнительного образования эколого-биологической направленности. Географический цикл обычно остается в стороне. Предлагаемый проект позволит поддержать образовательно-коммуникативную среду для увлеченных географией школьников, предоставить возможности социального взаимодействия, общения с практикующими специалистами и преподавателями, сформировать представление о роли и месте географии в современном обществе. Следующая проблема - отсутствие равных возможностей у сельских и городских школьников. У ребят, проживающих на удаленных территориях региона, в частности, в сельских районах отсутствует доступ к современным образовательным форматам и технологиям. Реализация данного проекта направлена на решение обозначенных проблем за счет обеспечения доступа к современным знаниями и учебным технологиям школьников из удаленных районов края, ограниченным в этих возможностях в силу географического положения; поддержания образовательной среды, обеспечивающей высокий уровень мотивации к участию в образовательном проекте посредством проведения выездных и дистанционных мероприятий, а также поддержки педагогов, заинтересованных в развитии своих учеников; формирования неформального сообщества, посредством включения в него школьников, интересующихся географией и планирующих свою образовательную траекторию в сферах научной и творческой деятельности и демонстрации новых горизонтов и возможностей, открывающихся ребятам, включающимся в указанное сообщество и активно принимающим участие в мероприятиях. Помимо профориентационной работы, проект направлен на организацию интеллектуального досуга, формирование мировоззренческих ценностей и активной общественной позиции у молодежи. Основной эффект от участия в образовательном проекте связан с общением между людьми, успешными в интеллектуальной деятельности, демонстрацией возможностей самореализации в исследовательской сфере и повышением интереса школьников к учебе. |
Экспертные логопедические диагностики За последние годы значительно возросло число детей с речевыми нарушениями. Огромную долю среди них составляют дети раннего и младшего дошкольного возраста, имеющие задержку речевого развития. При отклонении от речевых норм единственно правильное решение – обращение к логопеду ранней помощи с целью комплексной диагностики, в результате которой специалист определяет, есть ли поводы для беспокойства. И если таковые имеются, то объясняет механизм речевого нарушения, описывает ориентировочный коррекционный маршрут, а также даёт варианты прогноза при своевременно начатой коррекции и при ее отсутствии. Однако, к сожалению, в контексте данной ситуации мы сталкиваемся с комплексом факторов, препятствующих своевременному и эффективному оказанию ранней помощи неговорящим детям. Во-первых, непринятие родителями имеющихся у ребенка проблем. Родители либо не видят поводов для беспокойства, так сами не являются специалистами и не обладают необходимым уровнем знаний, чтобы дифференцировать обычную темповую задержку речи от реального речевого нарушения. Либо же считают, что ситуация разрешится самостоятельно по мере взросления ребенка. К сожалению, так происходит крайне редко. А в случае самокомпенсации в речевом развитии у ребенка нередко возникают иные проблемы, которые обнаруживаются гораздо позже, уже на этапе школьного обучения (СДВГ, дисграфия, дислексия, плохая успеваемость и т.д.). Во-вторых, прочно укрепившийся в обществе стереотип о необходимости обращения к логопеду не ранее 5 лет. Многие родители до сих пор не осведомлены о существовании логопедов ранней помощи, работающих с детьми с двухлетнего возраста. Они специализируются непосредственно на вызове речи у неговорящих детей с речевыми нарушениями. А время в данном случае играет определяющую роль, и в ряде ситуаций ожидание без конкретных и планомерных действий ведет к усугублению ситуации. Ведь речь оказывает влияние на все психические процессы, и ее отсутствие может существенно сказаться на когнитивном развитии ребенка. Кроме того, речь является главным средством коммуникации, следовательно, неговорящий ребенок будет неизбежно испытывать трудности социализации. Для достижения указанной цели необходима, в первую очередь, осознанность и вовлеченность родителей. Ведь многие придерживаются «выжидательной» позиции, надеясь, что в развитии ребенка самостоятельно произойдет резкий скачок. Нельзя отрицать тот факт, что такие случаи встречаются в практике, поскольку детский мозг крайне пластичен и обладает большими компенсаторными возможностями. И в некоторых случаях задержка речевого развития является темповой. То есть мозг ребенка и его нервная система находятся еще в стадии «дозревания», но никаких патологических нарушений у ребенка не выявлено. Однако, данные реальных диагностик прямо доказывают, что таких случаев – меньшинство. Исполнитель проекта Е.Г. Седова предоставляет следующую информацию из собственной практики. В начале учебного года она провела 18 диагностик неговорящих детей, и лишь 4 ребенка оказались не нуждающимися в коррекции. У них была выявлена именно темповая задержка речи и абсолютная норма по всем остальным параметрам. У остальных же 14 детей диагностированы речевые нарушения, и дети взяты в коррекционную работу. В марте и апреле 2022 г. Седова Е. провела еще 15 комплексных диагностик, по результатам которых в коррекции не нуждался всего один ребенок. Более того, двух детей Седова Е. направила на консультацию к психиатру, который диагностировал детям смешанное специфическое расстройство, что требует обязательного медикаментозного лечения. Родители указанных детей даже не подозревали, что проблемы кроются именно в области психиатрии, считая, что ребенок просто гиперактивный. Это еще раз указывает на важность просвещения родителей и повышения уровня их осведомленности. Можно считать, что в данных случаях исход ситуации благоприятен, поскольку дети оказались своевременно диагностированы, и им выстроен последовательный коррекционный маршрут. Однако, нередки прямо противоположные ситуации, когда родители ждали, что проблема сама разрешится без участия специалистов. Итог такого ожидания печален – пятилетний ребенок с нарушениями коммуникации и интеллектуального развития, который так и не заговорил самостоятельно. Особую тревогу вызывает тот факт, что в данный момент в коррекции у Седовой Е. находятся три ребенка с описанным речевым анамнезом и симптоматикой. Это в очередной раз свидетельствует об актуальности проблемы просвещения родителей в вопросах речевого развития детей раннего возраста. |
Школа конструктора настольных игр с дополненной реальностью В условиях пандемии в зоне риска по использованию ИТ технологий в образовании оказались школы, находящиеся в сельских районах, а также в малых и средних городах России (icef.hse . ru/data/2020/04/15/1556221517/Дистанционное%20обучение%20глазами%20учителеи ̆.pdf). По исследованиям Лаборатории Касперского (sntat . ru/news/science/28-08-2020/deti-v-internete-eksperty-o-tsifrovoy-zhizni-shk olnikov-i-bezopasnosti-v-seti-5766354), в основном в интернете дети "смотрят видео и играют в игры, больше половины опрошенных общаются в сети с друзьями, смотрят фильмы и слушают музыку. Треть родителей ссорятся с детьми из-за их жизни в интернете, так как не могут следить за ребенком онлайн. Мы провели собственный опрос, направленный на выявления "разрывов" между поколениями и способов "восстановления" отношений. Родители 35+: 83% родителей указали, что им не нравится "не продуктивное времяпровождения детей в сети", а 29% указали на наличие явных конфликтов с ребенком из за интернета. Пожилые 55+: 89% "нет общих дел с внуками", "духовное одиночество", "желание рассказать о том, как на самом деле жили". По исследованиям Российской газеты , проведенном в 2019 году (rg . ru/2019/09/12/eksperty-rasskazali-chto-pensionery-chashche-vsego-delaiut-v- internete.html) представители старшего поколения готовы работать в интернете и готовы искать информацию,им важно быть "в ногу со временем". Подростки 13-17 лет: 83% мальчиков и 63% указали что им нравится играть, и они готовы в игровой деятельности осваивать учебные навыки и программы, в которых готовы общаться с "предками". По опросам педагогов и руководителей в сообществе общественно-активных школ -75%указали "нет навыков и понимания как сделать творческие пространства для разновозрастного общения и проектной деятельности на базе школ" (79% опрошенных участников предыдущего проекта указали на нехватку знаний о способах исследовательской деятельности). На Алтае сельские школы составляют 68%. 85% школ работают в 1 смену - школы свободны во вторую половину дня. В 45 муниципалитетах создана инфраструктура "Точки роста" гуманитарного и естественно-научного профиля, но целевой группой этих пространств становятся только школьники, что не решает проблему "конфликта поколений" и "цифровой разрыв". Сообщество общественно-активных школ - в 2021 году включает 200 школ. Сетевые лаборатории ИТ-тимуровцев открыты в 50 школах. Проект предполагает открытие 5 новых точек в 5 сельских школах на обновленной концептуальной основе - социально-предпринимательской. Проектные команды конструкторов-игропрактиков будут работать на безвозмездной основе для благополучателей, а доход от реализации игр частным пользователям будет включать финансовую составляющую, которая будет перечисляться на развитие школьных игровых коворкингов интеллектуально-познавательных игр. Создание нового пакета игр позволит мотивировать сельский социум и школьные сообщества сельских школ ............. образовательного округа ......... края на развитие креативных пространств, что повысит качество жизни в этих территориях и будет способствовать развитию коммуникативных навыков, профильному самоопределению школьников, самореализации взрослого поколения. |
Киноальманах В ......... крае проживает более трёх тысяч глухих и слабослышащих, около 900 из них состоит на учёте в ......... региональном отделении Всероссийского Общества Глухих (ВОГ). Местные отделения ВОГ находятся в г............., ............, Славгороде, Благовещенском, Каменском, Кулундинском районах. Являясь членом организованного сообщества, глухие люди имеют право на решение таких вопросов, как доступность информации, трудоустройство, медицинское обслуживание и других жизненно важных проблем. Но любой шаг из круга «себе подобных» становится экзаменом в школе выживания. Почему так происходит? Глухие люди, ничем не выделяясь внешне, не воспринимаются другими как инвалиды. Трудности глухого человека начинаются в тот момент, когда он начинает общаться со слышащими доступными ему способами – жестами, звуками. М. С. Григорьев, директор некоммерческого Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты РФ, пишет: «Вспоминая своё дошкольное и школьное детство, большинство из глухих рассказывают о проблемах в общении со слышащими сверстниками, говорят о пренебрежении, унижениях, грубости со стороны взрослых. Рассказывая о своей учёбе в вузе, многие глухие вспоминают о негативных предубеждениях по отношению к ним и их способностям». По мнению людей с нарушениями слуха, к числу наиболее серьёзных проблем относится трудоустройство. Большинство глухих и слабослышащих сталкиваются с отказом, хотя могут стать хорошими специалистами там, где достаточно иметь зрение и умелые руки. Повседневная жизнь людей с нарушениями слуха полна негативного отношения со стороны продавцов, врачей, водителей, работников банков и представителей других профессий, с которыми им приходится сталкиваться. Непонимание особенностей развития, воспитания, образования людей с различной степенью потери слуха подпитывает негативные стереотипы, порождает взаимное отторжение, лишает сотни тысяч людей полноценной жизни, а общество — специалистов и полноценных граждан. Об этом рассказывает в автобиографической повести «Роберт и шарманка» Галина Сушко – героиня одной из новелл киноальманаха «На полную громкость». История её жизни вдохновила авторов проекта на создание киноальманаха о судьбах глухих людей, чьи судьбы связаны с Алтаем. В студии АКСБ для незрячих людей издана аудиоверсия повести. Но удивительная история жизни Галины Сушко по-прежнему остаётся недоступной для тех, кто родился глухим. Причина кроется в том, что глухие воспринимают мир «картинками», у них особый строй речи, грамматика, разный уровень речевого развития. Чтение у большинства неслышащих вызывает трудности в восприятии и преобразовании текста в зрительные образы. Видео, сопровождающееся субтитрами – наиболее приемлемый и доступный формат информации. Галина Ильинична более 10 лет трудится в ............. краевой специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих (АКСБ) в качестве специалиста, занимающегося с глухими читателями, которых уже около 200 человек. Библиотекарь, потерявшая слух в детстве, делится личным опытом, чтобы дать надежду тем, кто утратил её в поисках своего жизненного и профессионального пути. Герой второй новеллы киноальманаха – Евгений Дмитриевич Сахаров, родившийся за два месяца до начала Великой Отечественной войны и потерявший способность слышать в раннем детстве. Закончив специальную школу, Евгений приобрел специальность слесаря и более 50-ти лет трудился на ......... заводе прецизионных изделий, став гордостью своего коллектива. Увлекшись в ранней юности игрой в шашки, Сахаров стал профессиональным спортсменом и неоднократно возвращался с победами с Чемпионатов России по шашечному спорту. А в специальной библиотеке он – лидер клуба «Оптимисты» и бессменный Дед Мороз. Биография Роберта Валерьевича Фомина, которому будет посвящена третья новелла, тесно переплетена с историей, рассказанной Галиной Сушко. Именно она разглядела в слабослышащем пареньке, попавшем волею судьбы на ............ьский завод «Трансмаш» простым рабочим, талантливого человека, нуждающегося в поддержке. Участвуя в съемках киноальманаха, Роберт сам сможет рассказать, как, преодолевая множество препятствий, он исполнил свою мечту стать актёром. А впоследствии - главным режиссером и директором первого в мире и единственного в России стационарного профессионального Театра Мимики и Жеста (г. Москва). В 2020 году Роберту Фомину была присуждена премия Мэра Москвы имени Николая Островского в номинации «За выдающиеся достижения в исполнительском искусстве». Будущие герои фильма состоялись не только в профессии. Они создали семьи, вырастили детей, принимают участие в воспитании внуков. Киноистории успеха, самореализации, общественного признания глухих и слабослышащих могут быть полезными не только для людей с нарушениями слуха, но и для общества в целом. |