НКО 9 Алтайский край > Обоснование социальной значимости > Cоциальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан | Расширенный поиск
НКО 9 Алтайский край :: Обоснование социальной значимости :: Cоциальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан
Социализация семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в здоровье В 2022 г. в ......... крае проживало 552 тысячи детей, из них каждый 49-й ребенок имел инвалидность. Для примера в 2017г. в крае проживало 524 тыс.детей, из них , каждый 71-й ребенок был признан инвалидом. Таким образом, можно сделать вывод, что в крае, как и в целом по России, наблюдается неуклонный рост детей-инвалидов. Инвалиды являются равными членами общества и они должны получать поддержку, в которой они нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, находятся в самом незащищенном положении. Они часто вынуждены жить в изоляции, а большая часть финансовых затрат идет на восстановление и реабилитацию физических возможностей детей. Поэтому перед нами стоит задача социализации таких семей. Одно из направлений - реабилитация через общение , то есть посещения различных выездных досуговых мероприятий. Данные мероприятия будут направлены на социализацию данных семей, предоставления их равных возможностей на ряду с нормотипичными детьми. Участники проекта смогут посетить такие учреждения досуга, как зоопарк, кукольный театр, ипподром, планетарий, аквапарк. Многие из детей посетят данные учреждения впервые. Находясь в принимающей среде дети получат новый социальный опыт, которые ранее не мели возможности получить по причине тревожности родителей за ситуацию оценивания ребенка со стороны общества, что подтверждается отзывами родителей, приложенными к данному проекту. Перед семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, одним из наиболее острых вопросов, по-прежнему, остается отношение общества к детям с проблемами в развитии. Говоря об интеграции детей с ОВЗ необходимо помнить, что этот процесс включает в себя одновременное решение 2 составляющих: не только научить общество принимать людей с ограниченными возможностями здоровья, формируя в сознании людей чувство толерантности и уважения к данной категории населения, но и научить детей с ОВЗ жить в этом обществе. Опыт АКОО "Белые вершины" по ранее реализованным выездным мероприятиям проекта показывает, что данный проект необходим для его продолжения и расширения территорий по выездным мероприятиям. Если ранее наши мероприятия начинались с зала на подушках в кукольном театре для малышей, то в дальнейшем наши участники уже могли посещать залы с большим количеством зрителей, а также посещать мероприятия с более длительным временем пребывания. Всего в течении года в АКОО "Белые вершины" получают услуги не менее 300 человек. В различных родительских чатах, группах состоит более 700 семей. Не смотря на то, что в организации много семей, которые получают услуги в течении длительного времени, так же постоянно приходят новые семьи, особенно с детьми раннего возраста. По -этому досуговые мероприятия в данном проекте будут полезны как для детей, которые уже могут посещать более масштабные мероприятия, а также для детей, которые только начнут приобретать опыт участия в досуговых, массовых , выездных мероприятиях. А на память об участии в Проекте у детей останется сувенир- магнит с символикой проекта. В рамках различных проектах организации принимают участие студенты ведущих ВУЗов ......... края, принимая участие как в прохождении практики, так и в качестве добровольцев. Что позволит привлечь волонтеров для помощи родителям в выездных мероприятиях, во встрече семей и их размещению. |
Живопись, рукоделие и адаптивная физкультура Непредсказуемость социальных явлений современного общества предъявляет повышенные требования к человеку, его социально-психологическим составляющим, характеризующим адаптационную готовность. В сегодняшних реалиях необходимо учитывать внешне обусловленные социальные требования, быть готовым к постоянным стрессам, частым переменам и при этом позитивно изменяться. От этого зависят возможности человека оставаться в относительно устойчивом равновесии, не потеряв свое «Я» и накопленный ранее опыт. Особую актуальность приобретает эффективность профессиональной деятельности и адаптационная готовность специалистов коррекционных школ (cyberleninka . ru/article/n/vzaimosvyaz-adaptatsionnoy-gotovnosti-lichnosti-i-emotsionalno go-vygoraniya-u-predstaviteley-stressogennyh-professiy). Профессия «преподаватель», относится к сфере профессий типа «человек-человек», которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и наиболее подвержены влиянию эмоционального выгорания. АСОНКО "Лавка добра" с 2018г сотрудничает с педагогами и воспитателями коррекционных школ и школ-интернатов для глухих детей. В ......... крае их 4. В ходе сотрудничества с ними мы наблюдаем, что преподаватели и воспитатели подвергаются эмоциональному, психологическому и физическому выгоранию и это подтверждают письма от .........ой школы-интерната и Общеобразовательной школы №1 г.................. Синдром эмоционального выгорания — это нарастающее эмоциональное или физическое истощение, механизм психологической защиты, который проявляется полной или частичной эмоциональной глухотой в ответ на психотравмирующие факторы. Выгорание обычно связано с неизменной рутиной и постоянным перенапряжением, которые в конце концов выливаются в полное игнорирование своих обычных дел, неприятие и нежелание действовать, в чувство неосознанного беспокойства, снижение уровня энтузиазма, чувство разочарования, неуверенности, не востребованности, раздражительности, дистанцирование от коллег и другое. Цель проекта «Краски движения» - это создание условий для профилактики и преодоления эмоционального, психологического и физического истощения (выгорания) и повышения качества жизни преподавателям и воспитателям коррекционных школ для детей с нарушенным слухом, посредством освоения навыков живописи, рукоделия и адаптивной физкультуры с использованием их на практике. Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни! (Фридрих Ницше).Ученые обнаружили, что после 45 мин занятий творчеством значительно снижается уровень кортизола – гормона, высокое содержание которого повышает чувство тревоги и стресса; что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. В.Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость. Творческая деятельность имеет целый ряд положительных эффектов на психическое и физическое здоровье человека. Живопись, рукоделие и др виды творчества в проекте помогут участникам улучшить настроение, снять стресс и тревогу, развить воображение и творческие способности. Рукоделие –это своего рода медитация, которая помогает сфокусироваться на текущем моменте и отключиться от остальных проблем. Именно в таком состоянии психика отдыхает, не растрачивая попусту энергию. Рукоделие - прекрасная возможность упорядочить мысли, сделать «перезагрузку», увлекаясь процессом мы даем нервной системе отдохнуть. Это поможет нашим участникам в восстановлении от эмоционального истощения, а участникам проекта с инвалидностью забыть, хотя бы на время, о своем недуге. Для человека с ОВЗ творческая деятельность зачастую оказывается более значимой, чем для человека без нарушений развития. Именно творчество позволяет им почувствовать себя полноценными, принять себя со всеми достоинствами и недостатками, а также показать слышащим коллегам свои умения и достижения, что способствует еще и улучшению уровня социальной адаптации в коллективе и развитию эмпатии. Физические упражнения способствуют выработке эндорфинов (гормоны счастья), которые снижают уровень стресса, улучшают настроение и повышают физическое и эмоциональное благополучие. Адаптивная физкультура, которая учитывает индивидуальные особенности участников и приспособлена к их особенностям и способностям, позволит получить максимальную пользу от физических упражнений, не перегружая нагрузкой тело. Занятия улучшат физическую форму и координацию движений, уменьшат уровень стресса и будут способствовать воспитанию потребности в саморазвитии и повышения уровня физических способностей участников проекта. В результате реализации проекта, участники получат не только новые навыки и знания, но и повысят свою самооценку, уверенность в себе, преодолеют эмоциональное и физическое истощение, и улучшат качество жизни. Повышение качества жизни – не привилегия сегодня, а стремление каждого человека. Альберт Эйнштейн говорил: «Жизнь — как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться" |
Создание игровых площадок настольных и интеллектуальных игр По данным результата оценки региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов в ......... крае проживает более 174тысяч людей с ограниченными возможностями здоровья, из них состоят на учете в ............. краевой общественной организации Всероссийского общества слепых 2300 человек, в АКО ВОИ более 4000 членов, АРО ОООИ ВОГ объединяет более 800 инвалидов и более 100 человек РО ООО "ВоИн". Одним из приоритетных направлений деятельности Всероссийского общества слепых является объединение усилий заинтересованных сторон по созданию полноценной жизни инвалидов, в том числе проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий для инвалидов. Ни для кого не секрет, что независимый образ жизни предполагает самореализацию, социальную и творческую востребованность людей с ограниченными возможностями здоровья, вселяет уверенность в себе, в завтрашнем дне. Людям с инвалидностью доступны настольные игры народов мира. Игры не требуют специальной одежды и подготовки, в них можно играть как на открытых площадках, так и в крытых помещениях. Они компактны и транспортабельны, это позволяет организовать выездные мастер-классы, товарищеские встречи и турниры, и несомненно расширяет круг общения участников, а в игровой форме человеку гораздо легче пройти курс реабилитации, почувствовать командный дух и ощутить поддержку. Проведение интегрированных спортивных мероприятий на созданных инклюзивных площадках - «игровых зонах» позволит привлечь к таким занятиям других инвалидов, имеющих стремление к активному образу жизни. Потребность общаться, считают психологи, одна из определяющих и с каждым годом круг общения людей расширяется. Но инвалиды в первую очередь получают общение и доверие среди таких же как они сами и потом готовы общаться с обычными здоровыми людьми. Игры для них - это ещё один урок преодоления себя, стремление к достижению целей. Ведь раскрыться на играх может каждый независимо от возраста и состояния здоровья. Мы не разделяем инвалидов по заболеваниям, просто есть люди, которые хотят развиваться, общаться и хотят получить новые знания, опыт и соревноваться наравне со всеми. У людей могут быть разные физические возможности, но у них должны быть равные права. Об этом говорят письма поддержки организаций, готовых стать нашими партнёрами. В рамках проекта организации АКОО ВОС, РО ООО «ВоИн» и «ВОИ» в тесном дружеском контакте готовы работать в плане организации мероприятий для инвалидов, чтобы сформировать чувство сопричастности и единения с инвалидами разных категорий. Настольные и интеллектуальные игры дают возможность войти в состав одной команды людям всех возрастов и разных степеней здоровья. Соревнования предусматривают психологическую сплоченность команды в желании победить, возникает общий интерес и одна цель - победа. Проведение совместных мероприятий повысит интерес и внимание широкой общественности и СМИ к жизни инвалидов. Зрители-болельщики и читатели информации в СМИ поймут, что мероприятия с участием инвалидов различных нозологий могут быть не только социально значимыми, но и просто интересными для широкого круга людей. На масштабных интегрированных мероприятиях на одной площадке встретятся команды инвалидов различных заболеваний. Это будет способствовать интеграции инвалидов в общество, разрушая границы, барьеры и стереотипы. Реализация проекта не только будет способствовать адаптивной работе по улучшению функциональных возможностей организма людей с ограниченными возможностями здоровья, но самое главное, обеспечит успешную их социализацию и полноценное участие в жизни общества, дадут новый смысл и интерес к жизни, обретение веры в собственные силы. Человек, вне зависимости от состояния здоровья и возможностей, способен побеждать! |
Туризм Семья, имеющая в своем составе инвалида, - это семья с особым статусом, специфика и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем такого члена семьи, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, порой отсутствием работы, специфическим положением в семье инвалида, обусловленное его состоянием здоровья. Результаты исследований показали, что родственники инвалидов могут быть выделены в качестве обособленной группы населения, которой присущи свои особенности и потребности. Так, неоспоримым фактом является бремя, которое вынуждена нести семья вследствие психического заболевания ее члена. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство близких родственников психически больных испытывают психологические, финансовые и физические тяготы, сопряженные с уходом за больным, принятием ответственности за его будущее, утратой перспективы карьерного роста, лишением отдыха, а также разделяют с пациентом бремя стигмы (Сборник научных публикаций "Психическое здоровье и образование" mental-health-congress . ru/ru/2018/final_documents/publications/). В городе ............ проживает 4808 инвалидов с детства старше 18 лет по данным Социального паспорта города ................ на 01 января 2020 года (пункт 3.5) barnaul.org/committee_information/komitet-po-sotsialnoy-podderzhke-naseleni ya/statisticheskaya-informatsiya-soc/sotsialnyy-pasport.html. В нашем городе услуги для людей с ОВЗ старше 18 лет осуществляет несколько организаций, таких как "Комплексный центр социального обслуживания населения города ................", АКООРДИИД «НЕЗАБУДКА» и ............. краевая организация ВОИ. В настоящее время в разных проектах нашей организации участвуют 100 молодых людей с ОВЗ. Основными нашими благополучателями являются выпускники интернатов VIII вида для умственно отсталых детей, специализированных училищ и школ, те, кто не смог устроиться на работу, и больше уже не может учиться по возрасту, те, кто не может самостоятельно организовать свой досуг. Согласно проведенному опросу среди родителей была обозначена периодическая потребность в более длительном пребывании их детей в нашем центре. Тридцать родителей выразили желание участвовать в данном проекте. Инвалиды путешествуют менее активно, чем другие граждане России. Это обусловливается рядом причин: отсутствием доступной среды в малых городах и поселках, материальными трудностями, ведь зачастую в семье с инвалидом с детства только один родитель, получающий минимальную пенсию. Социальная значимость туризма для людей с ограниченными возможностями здоровья связана с духовным и физическим развитием личности через формирование чувства коллективизма, выработку нравственных и эстетических качеств; закрепление и пополнение знаний по краеведению, природоведению, истории. А также обеспечивает благотворное воздействие природных факторов на состояние организма, соблюдает оптимальный режим нагрузок, способствует восстановлению физических сил. В настоящее время основными направлениями туризма для инвалидов в Российской Федерации являются спортивно-оздоровительные и экскурсионные виды туризма, как более простые и доступные. Они приближают инвалидов к жизненному пространству здоровых людей и способствуют их психологической реабилитации. Пребывание на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки и другие факторы туризма способствуют укреплению здоровья. Большинство молодых людей с ограниченными возможностями здоровья не имеют возможности грамотно организовать выезд на природу или на экскурсию в своем городе, тем более путешествия в другие города. Эту обусловлено отсутствием организационного опыта, естественным страхом перед трудностями в общении с людьми в связи с ограниченными физическими возможностями (зачастую неразборчивая речь, медленное восприятие информации, рассеянность внимания). Наш проект создан как раз для таких ребят, любознательных, мечтающих увидеть что-то новое и необычное, но в силу особенностей развития не способных самостоятельно подготовить поездку. |
Организация досуговой деятельности инвалидов с нарушениями интеллектуального развития В настоящее время остро стоит проблема социализации и социальной интеграции молодых людей с нарушениями интеллектуального развития. Неуклонно растет число детей и подростков с РАС (расстройствами аутистического спектра). Постоянно возрастает доля инвалидов I и II групп в структуре инвалидов и снижается число инвалидов, трудоспособность которых полностью или частично восстановлена. Сейчас все больше внимания уделяется молодым инвалидам. Тем не менее, эта группа населения зачастую фактически выключена из нормальной жизни общества. Анализируя методы и социальные технологии, способные ослабить данную проблему, авторы проекта пришли к следующему выводу. Физическая культура, праздничные мероприятия являются одними из наиболее действенных средств социализации инвалидов. Участие в открытых спортивно-зрелищных мероприятиях способствует приобретению данной категории молодых людей реализации своих потребностей в признании, самоутверждении, общении, способствует приобщению к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Тем более занятия физкультурой и пропаганда здорового образа жизни соответствует Стратегии социально-экономического развития ......... края до 2035 год. В ней в числе основных итогов реализации предыдущей стратегии развития ......... края до 2025 года указано создание доступных для всех граждан условия для систематических занятий физической культурой и спортом. При этом в Стратегии говорится, что привлечение СОНКО в социальную сферу позволит разнообразить спектр предоставляемых социальных услуг, улучшить их качество и доступность для различных категорий граждан. АКО ВОИ накоплен богатый положительный опыт социальной работы с данной категорией граждан. Мы знаем, что самоутверждение инвалидов с нарушениями интеллектуального развития и их общественное признание, возникающее в следствии победы и участия в спортивных соревнованиях, публичном их награждении, способствуют социальной адаптации, социализации и в конечном счете их интеграции в социальную среду. Мероприятия проекта: занятия в физкультурно-оздоровительной Школе, участие в Спортивном фестивале поможет молодым людям с нарушениями интеллектуального развития обрести новых друзей, единомышленников, «находящихся с ними в одной лодке», в дальнейшем продолжать с ними общение через увлечение физкультурой, играми, пробовать новые увлечения, которые смогут поднять самооценку и поверить в свои возможности. В результате проектных мероприятий улучшится эмоциональный фон отношений молодых инвалидов с окружающими через совместную деятельность, обеспечит выход из состояния дискомфорта. Регулярные занятия физической культурой, участие в соревнованиях помогут целевой группе приобрести навыки труда и коллективных осознанных действий, научат выступать целенаправленно и организованно. Это создаст возможности для постепенной адаптации к реальным жизненным условиям и интеграции в общество: сначала заинтересовать инвалидов настолько, чтобы они захотели «попробовать» участвовать в процессе адаптации, затем, «распробовав», они захотят пользоваться этими услугами постоянно. Участие в проектных мероприятиях: занятиях физкультурой, аква-терапия, командные игры повысят самооценку и улучшат социальный статус участников целевой группы. |
Социальное сопровождение осужденных, готовящихся к освобождению Отбывание наказания в виде лишения свободы сопровождается рядом негативных факторов, в дальнейшем затрудняющих социальную адаптацию освобождаемых из исправительных учреждений. Это относится, прежде всего, к ослаблению социальных контактов, семейных и родственных связей, к потере навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, рационального, правильного использования материальных, нравственных ресурсов, к принятию адекватных решений в различных жизненных ситуациях на свободе. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: восстановить документы, возобновить учебу или устроиться на работу, научиться честно зарабатывать и рационально расходовать деньги, наладить отношения с семьей, свободно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний, успешно справляться с жизненными трудностями и «отголосками» своего преступного прошлого. Целевой группой проекта являются люди находящиеся в местах лишения свободы и готовящиеся к освобождению. На данный момент это не менее 250 человек, мужчины (210 чел.) и женщины (40 чел.), отбывающие наказание в местах лишения свободы в пяти исправительных колониях края (............-ИК-3, ЛИУ-1; .........-ИК-11; Шипуново-ИК-6; .........-ИК-10). В ИК-3 г. ............ ......... края нами был проведен анонимный опрос среди 80 мужчин, отбывавших наказание повторно. Анализ данного опроса показал, что люди сталкивались с простыми проблемами, которые казались им сложными и нерешаемыми самостоятельно. Чаще всего звучали ответы: никто не встретил, нечего было одеть, нет денег, не приняли в семье, остался один. Из чего можно сделать вывод, что люди нуждались в простой помощи. По мнению 75% (60 чел.) опрошенных считают, что помощь после освобождения, могла бы предотвратить это преступление. Трудности процесса ресоциализации зачастую ведут к конфликту с социальной средой, нарушению норм и правил общества. Ведь, выйдя за ворота режимного учреждения, где осужденный был обеспечен питанием, индивидуальным спальным местом, вещевым имуществом, где в полной мере реализовывались его права и законные интересы, включая получение среднего общего образования и профессии, занятости досуга, - он попадает в реальную действительность жизни «на свободе». И возникающие проблемы различного характера теперь придется решать самостоятельно. Есть различные иллюзии, которые осужденный испытывает пока находится в местах лишения свободы. Например, планирует жить в определенном месте, но придя туда после освобождения понимает, что его никто не ждет. Или надеется, что денег, которые ему выдают при освобождении хватит на долго. Так как человек, который долго отбывает наказание, теряет навыки распределять финансы сам. Даже сталкиваясь с такими небольшими проблемами он находит единственный выход в повторном совершении преступления. Согласно статистике зарегистрированных преступлений в ......... крае на Портале правовой статистики генеральной прокуратуры РФ (crimestat . ru/offenses_rate) за период 2018г. – 38413 преступлений; за 2019г. – 37058 преступлений; за 2020г. – 39029 преступлений; и за период январь-июль 2021г. – 22979 преступлений. ............ край находится на 18 месте среди регионов России про совершенным преступлениям. В ............ число преступлений выросло на 8,3% – с 5 853 в 2019 году до 6 339 в 2020-м. ......... стабильно располагается на втором месте, там показатель снизился с 1 732 до 1 651. ......... в этом году набрал 1 190 против 1 126. В остальных городах число преступлений снизилось, кроме Ярового – там показатель не изменился. По состоянию на 1 марта 2022 года в учреждениях УИС края содержалось 7854 чел., в том числе: - в исправительных колониях – 6518 чел.; - в колониях-поселениях – 627 чел.; - в следственных изоляторах – 1336 чел.; В учреждениях содержалось 494 осужденных женщин. 22.fsin.gov . ru/stat/index.php По данным Информационно-аналитическим материалам ГУ МВД России по ............ краю, предоставлены следующие сведения.22.мвд.рф/Dejatelnost/otchnas/ Уровень преступности на 1 тысячу человек составил 16,2 преступления, что выше среднего показателя общероссийского уровня преступности (13,6). По данным ......... следственного комитета в первом полугодии 2021 года в ......... крае зарегистрировали 19 687 преступлений, что на 939 больше, чем за аналогичный период 2020 года. tolknews . ru/politsib/116137 Адаптация человека после освобождения по прежнему остается актуальной темой для ......... края. За период работы с 01.12.2021 по 15.05.2022 при поддержке гранта губернатора ......... края в сфере СО НКО через проект было обеспечено 65 человек одеждой и обувью гражданского образца, более 300 человек прослушали подготовительный курс уроков в школе подготовки, на сопровождении находятся более 30 человек, получено более 20 благодарственных отзывов от благополучателей. Самым большим результатом стало участие в проекте освободившихся людей, которые сами стали волонтерами и примером для освобождающихся. |