НКО 10 Архангельская область > Краткое описание > Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства | Расширенный поиск
НКО 10 Архангельская область :: Краткое описание :: Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Психокоррекционной работы с детьми с ментальной инвалидностью Проект направлен на проведение психокоррекционной работы с детьми с ментальной инвалидностью в возрасте с 1 года до 8 лет. Особое внимание будет уделяться детям раннего возраста от 1 до 3 лет, находящимся в группе риска по данным заболеваниям, а также детям из отдаленных районов ...... области, так как доступ к квалифицированной помощи по месту жительства часто затруднен. Психологическая коррекция — это совместная работа клинического психолога и родителей, основанная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития ребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития. Коррекционная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития ребенка с ОВЗ в образовательной организации и семье. Психокоррекционная работа будет производиться по направлениям: 1) Нарушения развития эмоционально-волевой сферы ребенка. 2) Несформированность у ребенка навыков эффективной коммуникации. 3) Нарушения когнитивного развития ребенка. 4) Особенности психомоторного развития ребенка (гиперактивность, гипоактивность, двигательная расторможенность и др.). 5) Нарушения детско-родительских отношений. 6) Нарушения процесса адаптации к условиям образовательной организации и выполнять следующие задачи: 1. создание ситуаций успешной деятельности и формирование у детей мотивации достижений; обеспечение атмосферы эмоционального принятия, снижающей страхи, тревогу и фрустрацию; формирование адекватной гибкой самооценки; развитие рефлексии, чувства ответственности, воспитание воли. 2. формирование правил и норм поведения; развитие навыков успешной коммуникации; формирование навыков совместной деятельности; развитие способности критически воспринимать внешнюю оценку. 3. формирование ориентировочной основы деятельности; развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, речь); развитие вербального и невербального интеллекта. 4. рациональное распределение двигательной нагрузки в повседневной жизни детей; использование подвижных игр по-правилам для активизации произвольной регуляции; использование свободных игр и упражнений на прогулке и двигательных «пауз» на занятиях для разделения различных видов деятельности. 5. активизация коммуникаций в семье; улучшение родительской рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; расширение возможностей родителей понимания своего ребенка; выработка новых навыков взаимодействия родителей с ребенком. 6. просвещение родителей о возрастно-психологических особенностях детей с ОВЗ; выработка коммуникативных навыков ребенка для преодоления проблем общения в новом коллективе . При проведении психокоррекционной работы с детьми будет использоваться Развивающий набор психолога «Приоритет» (7 модулей), включающий в себя необходимые материалы для развития всех познавательных сфер ребенка. В проекте примут участие 35 детей. Проект направлен на детей проживающих как в г. ......, так и в ...... области. Планируем, что 15% детей, посещающих занятия, будут из области. Услуги будут предоставляться на бесплатной основе. Проект направлен на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе и повышение уровня качества жизни детей. Целью проекта является: - развитие эмоционально-волевой сферы, формирование правил и норм поведения, развитие навыков успешной коммуникации, формирование ориентировочной основы деятельности, формирование навыков совместной деятельности у детей с ОВЗ; - активизация коммуникаций в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ; - адаптация детей в обществе и повышение уровня качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Сенсомоторная интеграция Проект направлен на коррекционную работу с детьми от 3-х до 10-ти лет с ментальной инвалидностью (РАС, аутизм и другие задержки развития психики) посредством использования метода сенсомоторной интеграции. В 2021 - 2022 г. нашей организацией был реализован проект "Реабилитационная программа по сенсомоторной интеграции" при поддержке Губернаторского Центра ...... области. По результатам реализации данного проекта у 100% детей улучшились показатели сенсорного развития, такие как тактильное восприятие, восприятие звука, зрительное восприятие, стабилизация вестибулярного аппарата, чувство собственного тела в пространстве. При этом сформированные навыки у детей сохранились и продолжают развиваться. Увидев положительный социальный эффект от реализации данного проекта, мы предлагаем в 2023-2024 гг., основываясь на нашем опыте, реализовать проект "Программа реабилитации и социальной адаптации детей с ментальной инвалидностью с применением метода сенсомоторной интеграции" с целью повышения качества жизни детей и их социальной адаптации в обществе. Сенсомоторная интеграция – процесс, во время которого нервная система ребенка получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущения тела), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. У норматипичных детей процесс сенсомоторной интеграции происходит автоматически, обеспечивая реакции, соответственно требованиям окружения и обуславливает правильное сенсомоторное развитие. У детей с задержками в развитии сенсорная информация обрабатывается не правильно и это отражается на поведении, эмоциях, возникают затруднения в двигательном аппарате, трудности с координацией, речевом развитии, познавательные трудности. Развитие ребенка с нарушением сенсомоторной интеграции не сбалансировано, одни и те же области мозга работают с перебоями или неправильно, другие выполняют свои функции хорошо, поэтому в чем-то ребенок будет соответствовать возрасту, а в чем-то будет отставать. Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, дети «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это вредит развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.). Все это влияет на обучение и социальную адаптацию ребенка. Занятия по сенсомоторной интеграции – это работа через тело. Метод помогает улучшить праксис, как от простых его проявлений - отдернуть руку от горячей воды, до более сложного - самостоятельно одеться, научиться писать, ответить на вопрос, спланировать маршрут. По результатам диагностики ребенка специалисты определяют, как работают базовые сенсорные системы, проверяется праксис - освоение нового и как выполняются уже имеющиеся навыки, и составляется курс индивидуальных занятий для каждого ребенка. Уникальность проекта заключается в использовании высокотехнологичного интерактивного оборудования в методах сенсомоторной интеграции. На базе нашей установлен и готов к работе "Интерактивный скалодром". Интерактивный скалодром – новейшая обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, образовательные задачи и физическую активность. Интерактивный скалодром создаёт условия для совершенствования физических навыков, развития мышления, воображения, памяти и внимания. Полное описание проекта в п. 8.1. |
Семейный театр В поселке Пригородном проживает около 70 семей с детьми 4 - 7 лет. Проведенное нами исследование показало, что часть из них нуждаются в интересном творческом досуге. По мнению команды проекта, удовлетворить эту потребность сможет семейный театр. Мир театра имеет огромные возможности для развития творческих способностей детей и взрослых, а также для развития коммуникативных навыков и навыков публичного выступления. В ходе проекта родители и дети познакомятся с различными видами театра, посетят любительские театральные студии города ......... Каждый участник проекта узнает, как можно устроить театр в домашних условиях и сможет показывать спектакли для родных и друзей. В театральных мастерских и в ходе мастер – классов, разыгрывая этюды и участвуя в театрализованных играх, дети и взрослые смогут примерить на себя роль актера, костюмера, декоратора, гримера, свето- и звукорежиссера. Участники семейного театра поставят не менее 5 иммерсивных спектаклей, которые увидят другие семьи, проживающие в п. Пригородном. Три спектакля будут поставлены по пьесам на основе народных сказок ("Лисичка-сестричка" автор - Л.Веприцкая; "Непослушный котенок" автор - И.Белышев; "Соломенный бычок" автор - О.Емельянова) и два спектакля ("Приключения в стране Чудес", "Королевство талантов") будут фантазийными, сюжеты для них создадут сами участники семейного театра, выбрав действия, героев и атрибуты. (Сценарии сказок, выбранных командой для постановки можно посмотреть по ссылке: drive.google. com/drive/folders/1fZ72dD1t-Dks6H_oR46-kgsxGuacDw38?usp=share_link). Чтобы сделать театр ещё более привлекательным для детей и взрослых, команда проекта решила внести элементы иммерсивности. Создавать эффект полного погружения зрителей в сюжеты спектаклей, мы планируем через вовлечение их в действие. Зрители станут не просто наблюдателями, но и участниками действия. Например, смогут с помощью фонариков осветить путь герою, с помощью тканей - изобразить реку, ветер, лес. Такие приемы не только сделают постановку интереснее, но и помогут вовлечь большее количество семей в создание спектакля. В работе над созданием семейного театра мы будем опираться на опыт семьи Горшковых, их семейный театр существует с 2014 года и неоднократно становился победителем районных, областных и всероссийских фестивалей и конкурсов (подробнее об этом рассказывает презентация "Семейный театр Горшковых" в п.8.1). Анна Горшкова вошла в команду нашего проекта в качестве режиссера, её опыт поможет успешной реализации проекта. Партнером проекта выступает МОУ "Павловская средняя школа", педагоги её структурного подразделения детский сад "Ромашка", вошли в состав команды, участвовали в изучении проблемы и разработке проекта (Подробнее о членах команды и их компетенциях мы рассказываем в презентации "Команда проекта" в п.8.1.) |
Создание условий для принятия решения относительно репродуктивного выбора Среди самых острых социальных проблем в России стоит ситуация с количеством абортов. В ...... области по официальным данным ежегодно совершается более 3 000 абортов. При этом реализуемых действенных программ в регионе недостаточно (в феврале 2023 года запущена одна - "Здравствуй, мама!"). Предлагаемый пилотный проект будет направлен на организацию системной работы с беременными женщинами (от момента приобретения теста до принятия решения по репродуктивному вопросу) и их семьями. В рамках проекта мы планируем поработать с не менее 100 беременными женщинами, находящимися в процессе репродуктивного выбора, которых подключим к проекту через врачей женских консультаций и информационную кампанию в городе. Основными партнерами выступят три крупных женских консультации: 1 городской больницы, Перинатального центра и частной клиники акушера-гинеколога Ирины Джериевой. А для грамотного информирования целевой аудитории о проекте организуем рекламу на улицах и в организациях города, а также через анонсирование запланированных мероприятий в сети интернет. В рамках проекта мы предлагаем каждой беременной женщине адресную комплексную помощь: от банального информационного осведомления о мерах поддержки в её конкретном случае до проведения перезагрузочных ретритов на базе отдыха для тех, у кого будет возможность, желание и время поехать в санаторий. При этом мы уверены, что, узнав о своём положении, женщина итак испытывает стресс, окружающие обстоятельства часто также не способствуют состоянию покоя для принятия взвешенного решения. Поэтому хотим с согласия возможных будущих мам устроить для них "паузу для жизни", во время которой обеспечим информационной и психологической поддержкой (для этого запустим работу Скорой социально-психологической помощи), окружим женщин заботой (на еженедельных встречах Ресурсного клуба для мам и будущих мам), предложим консультационную помощь (финансиста, психолога, акушера-гинеколога и др.), а также предоставим возможность получить новую специальность и гарантированное трудоустройство по ней ("воспитатель", "младший воспитатель") в Агентстве нянь "НеДетское время" - disk.yandex. ru/i/Sz3JJ4PTAP0I4A) и в завершении предоставим путёвку на отдых (во время которого с девочками будет находиться психолог проекта). Всё это в комплексе поможет женщинам принять взвешенное решение. Зная всю тяжесть последствий аборта, мы готовы оказывать психологическую помощь женщинам вне зависимости от сделанного выбора. Проект является пилотным, так как в дальнейшем мы хотим расширить спектр работы и географию деятельности на всю ......ую область и России. |
Адаптивная физическая культура для детей с ментальными нарушениями Проект направлен на развитие адаптивной физической культуры и спорта в г. ...... для детей с ментальными нарушениями в возрасте от 4 до 18 лет. Настоящий проект является продолжением проекта № 2022-1-000212 (ГЦАО) "Скажем солнечному спорту -" Да! ", в ходе реализации которого нам удалось привлечь большое количество детей с синдромом Дауна к спортивным занятиям. Благодаря проекту в спортивных группах занимается более 20 детей в возрасте от 4 до 14 лет, а это в более чем в 2 раза больше по сравнению с 2021 годом. В ходе реализации проекта в г. ...... будут созданы спортивные группы для детей с интеллектуальными нарушениями различной этиологии, в том числе с РАС и синдромом Дауна, по двум направлениям: спортивно-оздоровительные группы (формирование широкого круга двигательных умений и навыков, гармоничное развитие физических качеств) и группы начальной спортивной подготовки (формирование основ техники и тактики различных видов программ по легкой атлетике, участие в официальных спортивных соревнованиях). Благодаря реализации проекта, дети с интеллектуальными нарушениями смогут систематически заниматься адаптивной физической культурой и спортом. Занятия в спортивных группах позволят повысить степень личностной социальной адаптации и успешной интеграции в современное общество, а также улучшить показатели здоровья, ловкости, координации движений, крупной моторики. За десять месяцев проекта будет не менее 2780 человеко-посещений и не менее 144 групповых тренировок. Вместе с тем, будет осуществлен выезд не менее 13 спортсменов проекта и сопровождающих на спортивно-оздоровительный сбор в летний период 2024 года. В целях популяризации спорта проект предполагает организацию открытых занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями, обучающихся коррекционных школ и занимающихся в коррекционно – развивающих центрах города ....... Не менее 200 родителей и не менее 50 тренеров-преподавателей по физической культуре примут участие в межрегиональном онлайн семинаре, спикерами которого выступят лекторы Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение двигательной деятельности детей с ментальными нарушениями, в том числе с РАС и синдромом Дауна» , что позволит повысить уровень родительской и тренерской компетенции. Мы создадим фотовыставку "Смело вперед!", которую смогут посетить жители и гости ...... области. В результате чего, мы покажем широкой аудитории, что дети с интеллектуальной недостаточностью живут среди нас и они так же как и их здоровые сверстники могут заниматься спортом, достигать своих спортивных вершин. Проект позволит повысить уровень реабилитационного потенциала детей с ментальными нарушениями различной этиологии, повысить степень их вовлеченности в систематические занятия физической культурой и спортом на основе повышения уровня качества жизни через адаптацию к окружающему миру, поскольку обучение различным видам движений связано с развитием: психофизических навыков, общения, эмоций, познавательной и творческой деятельности. Как отмечает педагог-психолог Поташова И.И.: «…благодаря правильно выстроенному социальному партнерству мы можем способствовать как социальной адаптации ребенка с особенностями развития, так и гуманизации общества, формируя у здоровых его членов толерантное отношение к людям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями, сочувствие и желание оказывать им помощь». |
Школа самопомощи для замещающей семьи Хочется, чтобы семьи брали детей не для того, чтобы быть счастливыми, а чтобы брали ребенка в счастливую семью. Е. Жуйкова Семья – самое дорогое, что может быть у человека, и это богатство надо уметь сохранять. Семья – единственный путь обретения опыта семейного образа жизни для детей. Особенно это актуально для детей, которые воспитываются в государственных учреждениях. В ...... области ежегодно 500 детей устраиваются в замещающие семьи (далее – семья), возвращаются в государственные учреждения – 50 детей. В 2022 году министерство образования ...... области (далее – МО АО), ...........областной институт открытого образования (далее – АО ИОО), ресурсный центр содействия семейным формам устройства «Лучик» (далее - РЦ «Лучик») и ........ региональная общественная организация «Приемная семья» (далее – АРОО «Приемная семья) провели выездные практические конференции «Актуальные вопросы воспитания приемных детей» в муниципальных образованиях области (далее – МО), где обсуждались вопросы снижения рисков возвратов, необходимости искать новые формы работы с кризисными семьями. Как специалистами, так и приемными родителями были высказаны предложения об объединении усилий служб профессионального сопровождения семей (групп психологической поддержки) и групп самопомощи. Это предложение заслуживает внимания, поэтому инициаторы включены в наш проект для участия. В рамках проекта в 3-х МО (г. ......, Коношский р-н и ............округ) органами опеки и попечительства (далее – ООиП) подбираются семьи с риском отказа от приемных детей. Однако у родителей есть желание сохранить семью, но самостоятельно они не могут справиться с возникшими проблемами. С другой стороны, в проекте участвуют успешные семьи, готовые поделиться своими знаниями, опытом воспитания приемных детей, стать наставниками для кризисной семьи. Это будущие первые слушатели региональной школы ведущих групп самопомощи. Для объединения усилий специалистов и приемных родителей в каждом МО создается команда сопровождения кризисной семьи, в неё включаются: специалист службы сопровождения (психолог), специалист ООиП, специалисты других организаций, участвующих в сопровождении семей (педагог, специалист по социальной работе и т.п.), приемные родители группы самопомощи. Команда обучается технологиям работы с кризисной семьей. Члены команды проходят курсовую подготовку на базе АО ИОО (два курса). Успешные родители проходят обучение, стажировку на базе РЦ «Лучик» (два курса). В проекте принимают участие: 6 семей, которые задумались о возврате ребенка (9 родителей и 7 детей), и 6 успешных семей (11 родителей и 10 детей), 20 специалистов служб сопровождения семей. Для содействия развитию воспитательной компетенции родителей и коррекции детско-родительских отношений организуется и проводится цикл обучающих семинаров (18), тренингов (12), консультаций. Работа в творческой мастерской по созданию куклы будет способствовать объединению семьи, формированию привязанностей и развитию родственных чувств и ответственности (27 мастер-классов). Проведение совместных мероприятий для детей и родителей (4) позволит повысить ресурсы кризисной семьи и добиться более успешных результатов при решении проблем семьи. В проекте предложен комплекс мероприятий по профилактике эмоционального выгорания приемных родителей «С заботой о себе». Реализация проекта позволит увеличить охват семей, получающих услуги по сопровождению (на 3%); сократить количество детей, возвращаемых в детские дома (7); повысить компетентность специалистов служб сопровождения и приемных родителей; применять на практике действие алгоритма сопровождения замещающих семей с риском отказа от детей. А самое главное – поможет сохранить, как минимум, 6 семей. Опыт работы в этом направлении будет обобщен, представлен в МО АО и использован на территории других МО ...... области. |