Наставничество для социально ориентированных некоммерческих организаций
С 2020 года по настоящее время - это достаточно сложное время для некоммерческих организаций. Не многие организации смогли быстро переориентироваться и адаптироваться к новым условиям ведения деятельности в организациях. Социально-экономические условия, пандемия и сокращение источников финансирования в 2022 году могут привести к застою в некоммерческом секторе и к массовой ликвидации организаций.
Анализ деятельности ресурсной поддержки для некоммерческих организаций проекта «В Ресурсе» за 2022 год показал востребованность юридических и бухгалтерских услуг у представителей НКО. В итоге за 9 месяцев реализации проекта «В ресурсе»:
1) полное бухгалтерское сопровождение получили 45 некоммерческих организаций, (это на 25% больше чем было заявлено в проекте) по мимо ответов на требования проверяющих органов, только отчетов по одной организации не менее 60 шт.; 2)проведено 170 консультаций представителей некоммерческих организаций, (это на 31% больше чем было заявлено в проекте)
3)проведено 115 консультаций инициативных граждан ( это на 15% больше чем было заявлено в проекте)
4) проведено 11 семинаров для представителей НКО, участниками которых стали 240 организаций, (это на 110% больше чем было заявлено в проекте)
В проекте участвовали 17 районов 1 городской округ ....... области и 107 некоммерческих организаций явились благополучателями.
Также опираясь на собственный анализ по результатам проекта «В ресурсе»: из 100% участвующих в проекте НКО - 46.88% писали проекты и полноценно участвовали в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах, 53.13% не участвовали в конкурсах (муниципальные конкурсы 12%, региональные конкурсы 20%, федеральные конкурсы 64%, другие фонды 4%). Из поданных проектов на конкурсы 44% не получили поддержку, 56% стали победителями (диаграмма приведена в материалах). К тому же, нельзя не отметить, что результаты четко отразилась в Всероссийском рейтинге «Регион НКО» .
Считаем, что необходимо в 2023 году оставить имеющеюся поддержку, чтобы избежать отката в некоммерческом секторе исходя из массовых и фундаментальных законодательных изменений (Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", Постановление «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций», Приказ «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, и др.) Результаты опросов представителей НКО показывают, что большинство НКО без поддержки не справляются с новыми требованиями и нормами законодательства.
Учитывая вышеприведённые факты, мы решили действовать на опережение, разработали региональную наставническую программу и планируем внедрить комплексную меру поддержки НКО, которая бы охватила все категории представителей НКО (инициативные граждане, начинающие НКО и НКО победители конкурсов). Программа опирается на опыт партнёра проекта АНО Центр самореализации «ИСКРА» и апробированный пилотный проект на территории ....... района в 2022 году, где основной акцент делается на индивидуальную проработку с представителями некоммерческого сектора.
Уверены, что проект «Комплексная программа наставничества для социально ориентированных некоммерческих организаций ....... области «.....» будет способствовать более гармоничному развитию сектора и повысит устойчивость организаций.
Ресурсный центр
Социальная значимость
Ресурсные центры для НКО
«По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по ....... области на 1 декабря 2021 года на территории ....... области зарегистрировано 2486 некоммерческих организаций». В последнее время можно с определенной уверенностью говорить о заметной роли некоммерческих организаций на рынке социальных услуг. Некоммерческие организации выступают источником многих социальных инноваций, вносят реальный вклад в решение проблем региона, обеспечивают дополнительные рабочие места на условиях постоянной и временной занятости, привлекают в социальную сферу дополнительные финансовые средства. Активизации деятельности некоммерческих организаций способствует создание необходимой инфраструктуры их поддержки»
Инфраструктурой поддержки некоммерческих организаций выступают муниципальные ресурсные центры. В 2019-2021 годах Центром инноваций социальной сферы в ....... области была сформирована сеть муниципальных ресурсных центров для НКО (количество – 21 РЦ; 2 уровня: РЦ с базовым набором сервисов – 16; РЦ как центры компетенций – 5), на данный момент работают 17 ресурсных центров в 14 муниципальных районах ....... области (из 32 муниципальных районов) и г. ........ Потребность в муниципальных ресурсных центрах есть, так как постоянно увеличивается количество НКО и требуется сопровождение их деятельности.
С появлением муниципальных ресурсных центров, увеличилось количество НКО, получивших грантовую или субсидиальную поддержку. По данным реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки Министерства региональной политики и массовых коммуникаций ....... области, в 2018 году 29 НКО из муниципальных районов являлись получателями поддержки, а в 2019 и 2020 годах данный показатель составил уже 38 и 35 НКО, соответственно. Такая же динамика прослеживается среди получателей поддержки Фонда президентских грантов – в 2018 году – 13 ....... районных НКО, в 2019 – 17 НКО, а в 2020 году уже 34 НКО получили грант. Для эффективной реализации проектов НКО, особенно в муниципальных районах, также требуется сопровождение со стороны ресурсных центров.
В связи с этим, целью данного проекта будет являться расширение сети муниципальных ресурсных центров, а также укрепление социального партнерства представителей НКО, социальных предпринимателей и органов исполнительной власти в ....... области.
«По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по ....... области на 1 декабря 2021 года на территории ....... области зарегистрировано 2486 некоммерческих организаций». В последнее время можно с определенной уверенностью говорить о заметной роли некоммерческих организаций на рынке социальных услуг. Некоммерческие организации выступают источником многих социальных инноваций, вносят реальный вклад в решение проблем региона, обеспечивают дополнительные рабочие места на условиях постоянной и временной занятости, привлекают в социальную сферу дополнительные финансовые средства. Активизации деятельности некоммерческих организаций способствует создание необходимой инфраструктуры их поддержки»
Инфраструктурой поддержки некоммерческих организаций выступают муниципальные ресурсные центры. В 2019-2021 годах Центром инноваций социальной сферы в ....... области была сформирована сеть муниципальных ресурсных центров для НКО (количество – 21 РЦ; 2 уровня: РЦ с базовым набором сервисов – 16; РЦ как центры компетенций – 5), на данный момент работают 17 ресурсных центров в 14 муниципальных районах ....... области (из 32 муниципальных районов) и г. ........ Потребность в муниципальных ресурсных центрах есть, так как постоянно увеличивается количество НКО и требуется сопровождение их деятельности.
С появлением муниципальных ресурсных центров, увеличилось количество НКО, получивших грантовую или субсидиальную поддержку. По данным реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки Министерства региональной политики и массовых коммуникаций ....... области, в 2018 году 29 НКО из муниципальных районов являлись получателями поддержки, а в 2019 и 2020 годах данный показатель составил уже 38 и 35 НКО, соответственно. Такая же динамика прослеживается среди получателей поддержки Фонда президентских грантов – в 2018 году – 13 ....... районных НКО, в 2019 – 17 НКО, а в 2020 году уже 34 НКО получили грант. Для эффективной реализации проектов НКО, особенно в муниципальных районах, также требуется сопровождение со стороны ресурсных центров.
В связи с этим, целью данного проекта будет являться расширение сети муниципальных ресурсных центров, а также укрепление социального партнерства представителей НКО, социальных предпринимателей и органов исполнительной власти в ....... области.
Зональный Ресурсный Центр
Опыт работы Зонального ресурсного центра поддержки СОНКО(г.....), взаимодействие с органами местного самоуправления на территориях, а также опрос инициативных граждан позволяет сделать вывод о том, что на малых территориях с небольшой численностью населения в районных центрах (от 5000 до 9000 чел.) есть следующие проблемы:
1.Часто инициативные группы не имеют своих НКО и не знают, как привлечь ресурсы на реализацию их инициатив, хотя инициатив на местном уровне предостаточно. Активисты не знают, как зарегистрировать НКО, опасаются следующего за этим шага- ответственности за ведение бухгалтерского учета и обязательной отчетности.
2.У части работающих НКО и имеющих опыт получения субсидий из местного бюджета много проектных идей, но они опасаются больших проектов, не принимают участия в более крупных грантовых конкурсах, потому что нет опыта, как упаковать идею, как работать с ресурсами другого уровня, как сдавать финансовую и аналитическую отчетность.
Кроме того, поддержка работающих НКО показала, что даже получив финансовую поддержку организации испытывают трудности при реализации проекта, так как не обладают необходимыми знаниями для ведения проекта в том числе с финансовой точки зрения. Для этого в Проекте предусмотрена возможность менторской поддержки бухгалтерского учета для НКО.
3.Как показал опрос в 7 из 9 опрошенных муниципалитетов у ветеранских организаций и организаций ВОИ есть желание участвовать в конкурсах для привлечения средств для решения социальных проблем их целевых групп, но им нужна поддержка в области социального проектирования, проектного управления и консультационная помощь в ведении бухгалтерского учета и составления отчетности.
Все вышеуказанные проблемы мы планируем решать с помощью обучения, индивидуальных и групповых консультаций по всем вопросам, касающимся жизнедеятельности НКО .
Опыт реализации проекта на средства Губернатора ......... области «Ялуторовский.... Зональный Ресурсный Центр: поддержка СОНКО в муниципалитетах позволил оценить, что наиболее эффективным является выезд в каждый муниципалитет, где инициативные граждане имеют возможность задать любые вопросы экспертам Ресурсного Центра, знакомятся друг с другом, образуются команды потенциально способные реализовать сформулированные на семинарах проектные идеи.
Нехватка квалифицированных кадров особенно остра в малых территориях, где недостаточно специалистов по праву и ведению бухгалтерского учета организаций некоммерческого сектора.
Квалифицированная поддержка и доступность сотрудников ЗРЦ позволила активистам пяти муниципалитетов зарегистрировать 6 СОНКО (3 уже после окончания проекта). Сотрудники ЗРЦ имеют опыт и квалификацию по проведению обучающих мероприятий, большой опыт консультативной работы, профессиональную поддержку экспертов регионального и федерального уровня и... терпение. Очень важно, чтобы активисты принимали осознанное решение как регистрации НКО, так и участия в конкурсах. Тогда все получится!!!
В проекте «.......» планируется работа с пятью районами сельскохозяйственной зоны юга ........ Заинтересованность в развитии некоммерческого сектора проявляют все муниципальные образования. Предварительно согласованы .... районы (Письма поддержки прилагаются).
Как показали опрос мнения «фокус-группы» из 15 НКО юга ......., лидеры НКО хотят получать как групповые, так и индивидуальные консультации по самым различным вопросам деятельности НКО. Самый большой запрос идет на получение консультаций в области социального проектирования (100% участников опроса). Недостаток понимания основ бухгалтерского учета отметили 66%. Нежелание участвовать в конкурсах из-за неуверенности в вопросах ведения бухучета и сдачи финансового отчета отметили все НКО, не участвующие в конкурсах. В опросе также подтвердилась заинтересованность в информационной поддержке из одного источника 86% («тонем в потоке информации, пропускаем нужное или видим поздно»,«важны напоминания о конкурсах, обучениях, о датах мероприятий»)
4. У НКО есть потребность в обмене опытом и идеями. Некоммерческий сектор каждого муниципалитета развивается изолировано. Причем на каждой территории есть уникальные проверенные практики, готовые к тиражированию. Встречи ключевых сотрудников СОНКО важны, чтобы активисты могли видеть успех других и поверили в себя. При хорошем взаимодействии будут возможности привлекать ресурсы друг друга для решения социальных задач, участия в грантовых конкурсах. Такой обмен важен и новым активистам, приходящим в сектор. Они быстрее смогут научиться, общаясь с опытными НКО, найти партнеров для реализации инициатив.
Таким образом, ключевых сотрудников НКО и инициативных граждан муниципалитетов нужно консультировать и обучать, а также способствовать обмену опытом, выстраиванию партнерского взаимодействия. Слет НКО, запланированный на май 2024 позволит сделать важный шаг в решении данной задачи для НКО соседних территорий.
Опыт работы Зонального ресурсного центра поддержки СОНКО(г.....), взаимодействие с органами местного самоуправления на территориях, а также опрос инициативных граждан позволяет сделать вывод о том, что на малых территориях с небольшой численностью населения в районных центрах (от 5000 до 9000 чел.) есть следующие проблемы:
1.Часто инициативные группы не имеют своих НКО и не знают, как привлечь ресурсы на реализацию их инициатив, хотя инициатив на местном уровне предостаточно. Активисты не знают, как зарегистрировать НКО, опасаются следующего за этим шага- ответственности за ведение бухгалтерского учета и обязательной отчетности.
2.У части работающих НКО и имеющих опыт получения субсидий из местного бюджета много проектных идей, но они опасаются больших проектов, не принимают участия в более крупных грантовых конкурсах, потому что нет опыта, как упаковать идею, как работать с ресурсами другого уровня, как сдавать финансовую и аналитическую отчетность.
Кроме того, поддержка работающих НКО показала, что даже получив финансовую поддержку организации испытывают трудности при реализации проекта, так как не обладают необходимыми знаниями для ведения проекта в том числе с финансовой точки зрения. Для этого в Проекте предусмотрена возможность менторской поддержки бухгалтерского учета для НКО.
3.Как показал опрос в 7 из 9 опрошенных муниципалитетов у ветеранских организаций и организаций ВОИ есть желание участвовать в конкурсах для привлечения средств для решения социальных проблем их целевых групп, но им нужна поддержка в области социального проектирования, проектного управления и консультационная помощь в ведении бухгалтерского учета и составления отчетности.
Все вышеуказанные проблемы мы планируем решать с помощью обучения, индивидуальных и групповых консультаций по всем вопросам, касающимся жизнедеятельности НКО .
Опыт реализации проекта на средства Губернатора ......... области «Ялуторовский.... Зональный Ресурсный Центр: поддержка СОНКО в муниципалитетах позволил оценить, что наиболее эффективным является выезд в каждый муниципалитет, где инициативные граждане имеют возможность задать любые вопросы экспертам Ресурсного Центра, знакомятся друг с другом, образуются команды потенциально способные реализовать сформулированные на семинарах проектные идеи.
Нехватка квалифицированных кадров особенно остра в малых территориях, где недостаточно специалистов по праву и ведению бухгалтерского учета организаций некоммерческого сектора.
Квалифицированная поддержка и доступность сотрудников ЗРЦ позволила активистам пяти муниципалитетов зарегистрировать 6 СОНКО (3 уже после окончания проекта). Сотрудники ЗРЦ имеют опыт и квалификацию по проведению обучающих мероприятий, большой опыт консультативной работы, профессиональную поддержку экспертов регионального и федерального уровня и... терпение. Очень важно, чтобы активисты принимали осознанное решение как регистрации НКО, так и участия в конкурсах. Тогда все получится!!!
В проекте «.......» планируется работа с пятью районами сельскохозяйственной зоны юга ........ Заинтересованность в развитии некоммерческого сектора проявляют все муниципальные образования. Предварительно согласованы .... районы (Письма поддержки прилагаются).
Как показали опрос мнения «фокус-группы» из 15 НКО юга ......., лидеры НКО хотят получать как групповые, так и индивидуальные консультации по самым различным вопросам деятельности НКО. Самый большой запрос идет на получение консультаций в области социального проектирования (100% участников опроса). Недостаток понимания основ бухгалтерского учета отметили 66%. Нежелание участвовать в конкурсах из-за неуверенности в вопросах ведения бухучета и сдачи финансового отчета отметили все НКО, не участвующие в конкурсах. В опросе также подтвердилась заинтересованность в информационной поддержке из одного источника 86% («тонем в потоке информации, пропускаем нужное или видим поздно»,«важны напоминания о конкурсах, обучениях, о датах мероприятий»)
4. У НКО есть потребность в обмене опытом и идеями. Некоммерческий сектор каждого муниципалитета развивается изолировано. Причем на каждой территории есть уникальные проверенные практики, готовые к тиражированию. Встречи ключевых сотрудников СОНКО важны, чтобы активисты могли видеть успех других и поверили в себя. При хорошем взаимодействии будут возможности привлекать ресурсы друг друга для решения социальных задач, участия в грантовых конкурсах. Такой обмен важен и новым активистам, приходящим в сектор. Они быстрее смогут научиться, общаясь с опытными НКО, найти партнеров для реализации инициатив.
Таким образом, ключевых сотрудников НКО и инициативных граждан муниципалитетов нужно консультировать и обучать, а также способствовать обмену опытом, выстраиванию партнерского взаимодействия. Слет НКО, запланированный на май 2024 позволит сделать важный шаг в решении данной задачи для НКО соседних территорий.
Ресурсный центр поддержки СО НКО
Первая проблема СО НКО - недостаточное финансирование освещения деятельности в части подготовки и размещения информационных продуктов, создания видеороликов и выпуска полиграфической продукции, разработки и администрирования сайтов. Данные услуги при наличии собственных дипломированных специалистов полноценно оказывает только один из девяти ресурсных центров региона - ОРЦ ОП........
Вторая проблема - СО НКО муниципальных образований ......... области в отличие от областных, не имеют достаточной ресурсной поддержки от региональных ресурсных центров в силу их удаленности и/или отсутствия в информационном поле. В 2021 году по официальному запросу Общественной палаты ......... области от Минюста получена база общественных объединений по каждому муниципальному образованию юга ......... области. По результатам выборочного опроса местных НКО выявлено, что подавляющая их часть нуждается в услугах ресурсных центров.
Малая часть общественников освоила процедуру оформления грантов самостоятельно, и лишь единицы стали получателями субсидий федерального и регионального уровней. АНО "ЦИГИ" провела диагностику деятельности общественных палат муниципальных образований ......... области, в т.ч. в части их взаимодействия с СО НКО. Уровень охвата СО НКО в проведении совместных мероприятий в среднем не более 15%, в 8-ми районах отмечено нулевое взаимодействие. Местные СО НКО не получают достаточного внимания как со стороны органов власти, так и со стороны муниципальных общественных палат, и чаще предоставлены сами себе, (см. ниже Аналитику по опросу ОП МО, Результаты опроса ОП МО). Крайне низок уровень грантовой подготовки, что сказывается на минимальной доле победителей президентских грантов и получателей региональных субсидий. Местные СО НКО в массе своей не имеют полного комплекса материально-технических, информационных ресурсов для обеспечения своей деятельности в реализации социально значимых проектов. У СО НКО, за исключением единиц, нет собственных изданий, около 50% не имеют сайтов, а те, что есть, не соответствуют требованиям стандартов, и не могут пройти независимую оценку качества информационного блока при оценке качества социальных услуг. При проведении мероприятий массового характера общественники нуждаются в информационном освещении в региональных СМИ, многие не способны описать ход мероприятий, не имеют навыков журналистской работы. Третья проблема: в аналитическом материале "Проблемы НКО и методы их решения" указываются такие проблемы как малочисленность штата сотрудников, острая нехватка финансов, работа на износ, слабая осведомленность широких кругов о работе НКО, их разобщенность, вынужденность заниматься предпринимательской деятельностью и др. Чтобы решить проблему информационной изоляции и разобщенности, необходимо создать для НКО условия тотальной цифровизации, чтобы вся информация об НКО была доступна в сети, на сайтах и платформах, где каждый может связаться с каждым, предложить свои ресурсы и услуги, обменяться с другими. Четвертая проблема: взаимодействие с Управлением Минюста по ......... области. Многие инициативные группы граждан не могут создать НКО в силу отсутствия у них юридических знаний; некоторые СО НКО испытывают сложности при перерегистрации, замене юридического адреса, внесении изменений в уставные документы; иные коммерческие организации, оказывающие социальные услуги, хотят перерегистрироваться в НКО и т.д. Пятая проблема: применение новейших социальных технологий в развитии некоммерческого сектора развито не более, чем у 10% СО НКО. Необходимо расширить этот круг в целях тиражирования лучших практик по обеспечению доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам. В 2021 году ОРЦ ОП....... поддержал десятки СО НКО в предоставлении помещения и оборудования для проведения мероприятий, поскольку в ситуации применения ограничительных мер доступ на многие площадки в области был ограничен, и это была серьезная проблема. В Общественной приемной при соблюдении санитарно-эпидемиологических норм такие мероприятия проводились, что помогло организациям реализовать свои проекты, в том числе с грантовой поддержкой. Это услуга ОРЦ ОП....... была временной, но никто не застрахован в будущем от новых эпидемий. Механизмы, социальные технологии по решению данных проблем освещены в документе "Методические материалы по формированию и поддержке в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" Минэкономразвития, что подтверждает наши аргументы в пользу реализации данного проекта.
Первая проблема СО НКО - недостаточное финансирование освещения деятельности в части подготовки и размещения информационных продуктов, создания видеороликов и выпуска полиграфической продукции, разработки и администрирования сайтов. Данные услуги при наличии собственных дипломированных специалистов полноценно оказывает только один из девяти ресурсных центров региона - ОРЦ ОП........
Вторая проблема - СО НКО муниципальных образований ......... области в отличие от областных, не имеют достаточной ресурсной поддержки от региональных ресурсных центров в силу их удаленности и/или отсутствия в информационном поле. В 2021 году по официальному запросу Общественной палаты ......... области от Минюста получена база общественных объединений по каждому муниципальному образованию юга ......... области. По результатам выборочного опроса местных НКО выявлено, что подавляющая их часть нуждается в услугах ресурсных центров.
Малая часть общественников освоила процедуру оформления грантов самостоятельно, и лишь единицы стали получателями субсидий федерального и регионального уровней. АНО "ЦИГИ" провела диагностику деятельности общественных палат муниципальных образований ......... области, в т.ч. в части их взаимодействия с СО НКО. Уровень охвата СО НКО в проведении совместных мероприятий в среднем не более 15%, в 8-ми районах отмечено нулевое взаимодействие. Местные СО НКО не получают достаточного внимания как со стороны органов власти, так и со стороны муниципальных общественных палат, и чаще предоставлены сами себе, (см. ниже Аналитику по опросу ОП МО, Результаты опроса ОП МО). Крайне низок уровень грантовой подготовки, что сказывается на минимальной доле победителей президентских грантов и получателей региональных субсидий. Местные СО НКО в массе своей не имеют полного комплекса материально-технических, информационных ресурсов для обеспечения своей деятельности в реализации социально значимых проектов. У СО НКО, за исключением единиц, нет собственных изданий, около 50% не имеют сайтов, а те, что есть, не соответствуют требованиям стандартов, и не могут пройти независимую оценку качества информационного блока при оценке качества социальных услуг. При проведении мероприятий массового характера общественники нуждаются в информационном освещении в региональных СМИ, многие не способны описать ход мероприятий, не имеют навыков журналистской работы. Третья проблема: в аналитическом материале "Проблемы НКО и методы их решения" указываются такие проблемы как малочисленность штата сотрудников, острая нехватка финансов, работа на износ, слабая осведомленность широких кругов о работе НКО, их разобщенность, вынужденность заниматься предпринимательской деятельностью и др. Чтобы решить проблему информационной изоляции и разобщенности, необходимо создать для НКО условия тотальной цифровизации, чтобы вся информация об НКО была доступна в сети, на сайтах и платформах, где каждый может связаться с каждым, предложить свои ресурсы и услуги, обменяться с другими. Четвертая проблема: взаимодействие с Управлением Минюста по ......... области. Многие инициативные группы граждан не могут создать НКО в силу отсутствия у них юридических знаний; некоторые СО НКО испытывают сложности при перерегистрации, замене юридического адреса, внесении изменений в уставные документы; иные коммерческие организации, оказывающие социальные услуги, хотят перерегистрироваться в НКО и т.д. Пятая проблема: применение новейших социальных технологий в развитии некоммерческого сектора развито не более, чем у 10% СО НКО. Необходимо расширить этот круг в целях тиражирования лучших практик по обеспечению доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам. В 2021 году ОРЦ ОП....... поддержал десятки СО НКО в предоставлении помещения и оборудования для проведения мероприятий, поскольку в ситуации применения ограничительных мер доступ на многие площадки в области был ограничен, и это была серьезная проблема. В Общественной приемной при соблюдении санитарно-эпидемиологических норм такие мероприятия проводились, что помогло организациям реализовать свои проекты, в том числе с грантовой поддержкой. Это услуга ОРЦ ОП....... была временной, но никто не застрахован в будущем от новых эпидемий. Механизмы, социальные технологии по решению данных проблем освещены в документе "Методические материалы по формированию и поддержке в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" Минэкономразвития, что подтверждает наши аргументы в пользу реализации данного проекта.
Перейти в другой раздел: