Поддержка СОНКО в муниципалитетах
Государством обозначен один из приоритетов – развитие институтов гражданского общества. Ресурсные центры поддержки СОНКО -одно из важных звеньев этого направления, элемент инфраструктуры гражданского общества.
1. Целевая Группа проекта- сотрудники СОНКО и инициативные граждане на территории 5 муниципальных районов юга .........
2. На территориях ....... городского округа, ....... района, Упоровского района есть потребность в создании новых эффективных НКО для решения социальных проблем, потребность в закреплении навыка оформления социальной идеи до заявки для участия в конкурсе (поданных заявок буквально единицы). Более того, создают СОНКО как правило увлеченные граждане, которые четко видят социальную проблему, но у них недостаточно компетенций в юридических и финансовых вопросах. Кадровые вопросы особенно остры в малых территориях, где недостаточно специалистов по праву и ведению бухгалтерского учета организаций некоммерческого сектора. Многие СОНКО испытывают трудности административного характера, сталкиваются с проблемами нехватки финансирования.
Ресурсный центр, способен повысить компетенции сотрудников СОНКО и инициативных граждан, в том числе в области бухгалтерского учета и юридических вопросов деятельности НКО, социального проектирования, фандрайзинга, управления организацией.
3. Как показали опросы лидеров НКО, которые приезжали в .... на тренинг, многие активные граждане хотели бы получать обучение непосредственно на территории муниципалитета. Лидеры говорили про важность получения качественных индивидуальных консультаций, желании формировать сообщество у себя в муниципалитете. Из 18 опрошенных НКО, 16 не имеет средств для оплаты консультаций.
Поэтому деятельность зонального РЦ объективно необходима в муниципалитетах юга ......... области, особенно в части оказания безвозмездных услуг.
Ялуторовский зональный Ресурсный Центр будет способствовать объединению граждан для решения социально-значимых задач, повышению профессионального уровня некоммерческого сектора экономики, привлечению дополнительных ресурсов для решения социальных проблем на малых территориях.
Проект предполагает охватить 5 муниципальных районов, что способствует интенсивному обмену эффективных практик некоммерческого сектора на юге ......... области.
Ялуторовский Ресурсный центр станет центром притяжения для всех заинтересованных граждан близлежащих муниципальных образований, которые хотели бы эффективно решать важные для общества социальные задачи. На данный момент специалисты РЦ накопили опыт консультирования, личного участия и побед в грантовых конкурсах различных уровней и готовы транслировать знания и опыт для СОНКО и активных граждан ближайших муниципалитетов.
Ресурсный Центр расположен в центре г..... в Деловом Доме "....." и в рамках партнерских соглашений безвозмездно предоставляются необходимые площади для проведения зональных мероприятий НКО сектора.
Ресурсный центр
Социальная значимость
Ресурсный центр поддержки и развития некоммерческих организаций и гражданских инициатив
По состоянию на начало июля 2023 года, согласно сайта в г. .........и г. Фокино зарегистрировано 41 СО НКО. При этом активных организаций в городах значительно меньше – порядка 15 СО НКО.
Несмотря на быстро развивающуюся сферу «третьего сектора», очевидно, что, гражданские активисты местных сообществ и представители уже действующих СОНКО все еще испытывают недостаток основных ресурсов – финансовых, кадровых, информационных и методических.
В ходе постоянных контактов с представителями некоммерческого сектора городов были выявлены наиболее значимые проблемы. Среди них отсутствие необходимых профессиональных компетенций сотрудников и добровольцев местных сообществ и СО НКО; оторванность от рынка социальных услуг, незнание происходящего в секторе и в сфере деятельности; устаревшие технологии и методики, отсутствие новых идей, отсутствие навыков фандрайзинга.
Наглядно свидетельствуют о малой информированности и о невысоком качестве компетенции специалистов СО НКО и гражданских активистов местных сообществ следующие цифры: на конкурсы Президентских грантов начиная с 2017 г. по 2023 г. от г. .........поступило всего 3 заявки, из них в число победителей вошел только 1 проект от нашего Фонда, остальные 2 поддержку не получили, от г. Фокино поступило 5 заявок и ни один проект не получил поддержку.
Практика показала, что гражданские активисты местных сообществ и представители СО НКО в малых городах нуждаются в получении информационной, консультационной, методической поддержки. Основываясь на результатах конкурса на получение финансовой поддержки СО НКО за счет средств краевого бюджета в 2022 г. мы выявили, что гражданские активисты местных сообществ и СО НКО г. .........и г. Фокино не участвуют в конкурсах. Некоторые после нескольких неудачных попыток перестали подавать заявки, что свидетельствует о проблемах.
Одной из проблем некоммерческого сектора в малых городах по-прежнему является отсутствие доступных приближенных к жителям площадок ресурсной поддержки СО НКО и общественных инициатив. В первую очередь эта проблема касается инициативных групп и начинающих НКО. Гражданские активисты местных сообществ и представители как действующих СО НКО, так и планирующие создать, находящиеся на территории г. ......., смогут на месте получить необходимые знания, а находящиеся на территории г. Фокино, выехать в любое время, так как расстояние между городами составляет всего 25 км, что занимает по времени не более 20 минут езды.
Как показывает практика"молодые" НКО (до 1 года с момента создания), нуждаются в обучении социальному проектированию, фандрайзингу, основам управления и пр., а организации с опытом заинтересованы в более глубоком обучении по актуальным вопросам, разработке стратегий, обучении более глубоким навыкам работы с персоналом и добровольцами, технологиям формирования команд. Поэтому обучающие и просветительские мероприятия в рамках проекта спланированы с учетом потребностей, как некоммерческого сектора городов так и всех гражданских активистов. Очень актуальна консультационная и организационная поддержка, т.к. у местных СО НКО зачастую нет возможности содержать штатного юриста, специалиста по социальному проектированию и др. Поэтому данные виды поддержки предусмотрены проектом и составляют его ядро.
Практики других Ресурсных центров показывают, что наиболее активно и эффективно работают СО НКО в тех муниципалитетах, где есть местные активисты готовые поддерживать своих коллег по сектору. Наличие на местах муниципальных ресурсных центров позволяет оперативно решать многие запросы от СО НКО, повышает эффективность взаимодействия с региональным ресурсным центром, даёт возможность более адресно и индивидуально работать с различными представителями некоммерческого сектора. Работа муниципального ресурсного центра в г. ......., где пока эффективность работы СО НКО невелика, даст толчок к развитию и активизации некоммерческого сектора.
По состоянию на начало июля 2023 года, согласно сайта в г. .........и г. Фокино зарегистрировано 41 СО НКО. При этом активных организаций в городах значительно меньше – порядка 15 СО НКО.
Несмотря на быстро развивающуюся сферу «третьего сектора», очевидно, что, гражданские активисты местных сообществ и представители уже действующих СОНКО все еще испытывают недостаток основных ресурсов – финансовых, кадровых, информационных и методических.
В ходе постоянных контактов с представителями некоммерческого сектора городов были выявлены наиболее значимые проблемы. Среди них отсутствие необходимых профессиональных компетенций сотрудников и добровольцев местных сообществ и СО НКО; оторванность от рынка социальных услуг, незнание происходящего в секторе и в сфере деятельности; устаревшие технологии и методики, отсутствие новых идей, отсутствие навыков фандрайзинга.
Наглядно свидетельствуют о малой информированности и о невысоком качестве компетенции специалистов СО НКО и гражданских активистов местных сообществ следующие цифры: на конкурсы Президентских грантов начиная с 2017 г. по 2023 г. от г. .........поступило всего 3 заявки, из них в число победителей вошел только 1 проект от нашего Фонда, остальные 2 поддержку не получили, от г. Фокино поступило 5 заявок и ни один проект не получил поддержку.
Практика показала, что гражданские активисты местных сообществ и представители СО НКО в малых городах нуждаются в получении информационной, консультационной, методической поддержки. Основываясь на результатах конкурса на получение финансовой поддержки СО НКО за счет средств краевого бюджета в 2022 г. мы выявили, что гражданские активисты местных сообществ и СО НКО г. .........и г. Фокино не участвуют в конкурсах. Некоторые после нескольких неудачных попыток перестали подавать заявки, что свидетельствует о проблемах.
Одной из проблем некоммерческого сектора в малых городах по-прежнему является отсутствие доступных приближенных к жителям площадок ресурсной поддержки СО НКО и общественных инициатив. В первую очередь эта проблема касается инициативных групп и начинающих НКО. Гражданские активисты местных сообществ и представители как действующих СО НКО, так и планирующие создать, находящиеся на территории г. ......., смогут на месте получить необходимые знания, а находящиеся на территории г. Фокино, выехать в любое время, так как расстояние между городами составляет всего 25 км, что занимает по времени не более 20 минут езды.
Как показывает практика"молодые" НКО (до 1 года с момента создания), нуждаются в обучении социальному проектированию, фандрайзингу, основам управления и пр., а организации с опытом заинтересованы в более глубоком обучении по актуальным вопросам, разработке стратегий, обучении более глубоким навыкам работы с персоналом и добровольцами, технологиям формирования команд. Поэтому обучающие и просветительские мероприятия в рамках проекта спланированы с учетом потребностей, как некоммерческого сектора городов так и всех гражданских активистов. Очень актуальна консультационная и организационная поддержка, т.к. у местных СО НКО зачастую нет возможности содержать штатного юриста, специалиста по социальному проектированию и др. Поэтому данные виды поддержки предусмотрены проектом и составляют его ядро.
Практики других Ресурсных центров показывают, что наиболее активно и эффективно работают СО НКО в тех муниципалитетах, где есть местные активисты готовые поддерживать своих коллег по сектору. Наличие на местах муниципальных ресурсных центров позволяет оперативно решать многие запросы от СО НКО, повышает эффективность взаимодействия с региональным ресурсным центром, даёт возможность более адресно и индивидуально работать с различными представителями некоммерческого сектора. Работа муниципального ресурсного центра в г. ......., где пока эффективность работы СО НКО невелика, даст толчок к развитию и активизации некоммерческого сектора.
Ресурсный центр для НКО
В малых городах и селах северных районов ....... края уровень инициативы и общественной активности населения очень низкий. По результатам социологического исследования социальной активности жителей г. ....... , проведенного в 2020 году АНО «……», процент отчужденных людей, не готовых проявлять общественную активность, чуть больше половины жителей города, т.е. другими словами, почти каждый второй житель ....... проявляет апатию, незаинтересованность, пассивность в общественной жизни поселения, что негативно сказывается на развитии как самого города, так и общества, проживающего в нем. Это негативно сказывается на развитии как самого города, так и общества, проживающего в нем, и актуализирует необходимость формирования и развития у населения социальной активности и включенности в жизнедеятельность социума через формирование мотивации быть полезным людям, а также чувства гражданской ответственности. Одной из причин сложившейся ситуации является непонимание жителями важности и возможности их участия в общественной жизни города, района, края. В 2021 году из двух групп, в количестве 200 молодых людей г. ....... , тестируемых информационным центром Районного Дома молодежи (партнер проекта), лишь 6,9% опрошенных молодых людей активно вовлечены в решение проблем территории. Более 55% опрошенных не знают о программах поддержки местных инициатив, о возможности развития территории и решение проблем через участие в конкурсах социальных проектов. Подавляющее большинство - 85% опрошенных людей считают, что написать социальный проект самостоятельно они не смогут. Их пугает объем предстоящей работы, незнание технологии социального проектирования, отсутствие компетенций и опыта проектной деятельности и управления проектами. Однако, анализируя ситуацию в районах, команда проекта отмечает повышение интереса части населения и администрации, действующих НКО к проектному подходу решения проблем. Жители высказывает много новых идей, но навыки социального проектирования остаются на низком уровне. При этом проектные группы, участвуя в различных конкурсах, и не побеждая, закрепляют в сознании ситуацию неуспеха, разочаровываются в собственных возможностях, а также эффективности (честности, прозрачности) существующих грантовых программ. Назрела необходимость исправить сложившуюся ситуацию: продолжать обеспечивать системной комплексной поддержкой в шаговой доступности
В малых городах и селах северных районов ....... края уровень инициативы и общественной активности населения очень низкий. По результатам социологического исследования социальной активности жителей г. ....... , проведенного в 2020 году АНО «……», процент отчужденных людей, не готовых проявлять общественную активность, чуть больше половины жителей города, т.е. другими словами, почти каждый второй житель ....... проявляет апатию, незаинтересованность, пассивность в общественной жизни поселения, что негативно сказывается на развитии как самого города, так и общества, проживающего в нем. Это негативно сказывается на развитии как самого города, так и общества, проживающего в нем, и актуализирует необходимость формирования и развития у населения социальной активности и включенности в жизнедеятельность социума через формирование мотивации быть полезным людям, а также чувства гражданской ответственности. Одной из причин сложившейся ситуации является непонимание жителями важности и возможности их участия в общественной жизни города, района, края. В 2021 году из двух групп, в количестве 200 молодых людей г. ....... , тестируемых информационным центром Районного Дома молодежи (партнер проекта), лишь 6,9% опрошенных молодых людей активно вовлечены в решение проблем территории. Более 55% опрошенных не знают о программах поддержки местных инициатив, о возможности развития территории и решение проблем через участие в конкурсах социальных проектов. Подавляющее большинство - 85% опрошенных людей считают, что написать социальный проект самостоятельно они не смогут. Их пугает объем предстоящей работы, незнание технологии социального проектирования, отсутствие компетенций и опыта проектной деятельности и управления проектами. Однако, анализируя ситуацию в районах, команда проекта отмечает повышение интереса части населения и администрации, действующих НКО к проектному подходу решения проблем. Жители высказывает много новых идей, но навыки социального проектирования остаются на низком уровне. При этом проектные группы, участвуя в различных конкурсах, и не побеждая, закрепляют в сознании ситуацию неуспеха, разочаровываются в собственных возможностях, а также эффективности (честности, прозрачности) существующих грантовых программ. Назрела необходимость исправить сложившуюся ситуацию: продолжать обеспечивать системной комплексной поддержкой в шаговой доступности
Ресурсный центр НКО
....... входит в пятерку лидеров по количеству зарегистрированных НКО в стране, 8 972 некоммерческих организаций зарегистрировано на территории ....... (по состоянию на 28 февраля 2023 года, информация с сайта Министерства юстиции РФ) . Из них Всего 82 организации стали победителями первого конкурса фонда президентских грантов в 2023 году, 46 организаций состоит в реестре общественных организаций профильного комитета (Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями).
Это данные говорят нам о том, что большинство организаций, либо не знают какие возможности у них есть для повышения эффективности своей деятельности, либо не обладают достаточной компетенцией и опытом для реализации своих идей и проектов.
Согласно результатам исследования профессиональных компетенций руководителя НКО средний балл довольных текущими знаниями и навыками и компетенциями для руководства НКО лишь 6,9 (где 1 - совсем недоволен, 10 - полностью доволен), а для подготовки руководителей НКО необходимы курсы повышения квалификации, полноценные образовательные программы, практика и короткие курсы и семинары.
В "Докладе о состоянии гражданского общества в Российской Федерации" общественной палаты РФ, говорится, что низкий уровень доверия к организациям некоммерческого сектора связан с рядом структурных проблем. Представители НКО отмечают, что препятствия для динамичного развития существуют внутри самого «третьего сектора». В первую очередь росту сектора препятствуют изолированность и разрозненность НКО, отсутствие координации между некоммерческими организациями и гражданскими активистами. Отмечается что представителям НКО не хватает общегородских мероприятий, где можно рассказать о своей деятельности, организовать мероприятие собственными силами проблематично. Также говориться что НКО, как правило, не умеют выстраивать взаимодействие с ИОГВ и СМИ. Так же в докладе отмечается, что одной из важных проблем НКО является их очень низкий уровень организационной культуры и навыков позиционирования своих интересов. В своей массе руководители НКО – это не юристы, не бухгалтеры, smm специалисты, дизайнеры и не профессиональные менеджеры. Это люди, готовые вкладывать свои силы и труд в решение сложных общественных задач.
Отдельным пунктом хотелось бы выделить такую важную составляющую как информационная открытость организаций, сегодня у большинства НКО нет своего сайта визитки, очень малый охват их мероприятий в СМИ, отсутствует фирменный стиль, всё это сказывается на эффективности работы организации.
Для повышения уровня их профессиональной подготовки, усиления бренда некоммерческих организаций необходимо предоставлять комплексную поддержку их деятельности.
Реализация проекта "Ресурсный центр НКО" поможет удовлетворить потребность общественного сектора города в оказании им практической, теоретической и информационной помощи.
....... входит в пятерку лидеров по количеству зарегистрированных НКО в стране, 8 972 некоммерческих организаций зарегистрировано на территории ....... (по состоянию на 28 февраля 2023 года, информация с сайта Министерства юстиции РФ) . Из них Всего 82 организации стали победителями первого конкурса фонда президентских грантов в 2023 году, 46 организаций состоит в реестре общественных организаций профильного комитета (Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями).
Это данные говорят нам о том, что большинство организаций, либо не знают какие возможности у них есть для повышения эффективности своей деятельности, либо не обладают достаточной компетенцией и опытом для реализации своих идей и проектов.
Согласно результатам исследования профессиональных компетенций руководителя НКО средний балл довольных текущими знаниями и навыками и компетенциями для руководства НКО лишь 6,9 (где 1 - совсем недоволен, 10 - полностью доволен), а для подготовки руководителей НКО необходимы курсы повышения квалификации, полноценные образовательные программы, практика и короткие курсы и семинары.
В "Докладе о состоянии гражданского общества в Российской Федерации" общественной палаты РФ, говорится, что низкий уровень доверия к организациям некоммерческого сектора связан с рядом структурных проблем. Представители НКО отмечают, что препятствия для динамичного развития существуют внутри самого «третьего сектора». В первую очередь росту сектора препятствуют изолированность и разрозненность НКО, отсутствие координации между некоммерческими организациями и гражданскими активистами. Отмечается что представителям НКО не хватает общегородских мероприятий, где можно рассказать о своей деятельности, организовать мероприятие собственными силами проблематично. Также говориться что НКО, как правило, не умеют выстраивать взаимодействие с ИОГВ и СМИ. Так же в докладе отмечается, что одной из важных проблем НКО является их очень низкий уровень организационной культуры и навыков позиционирования своих интересов. В своей массе руководители НКО – это не юристы, не бухгалтеры, smm специалисты, дизайнеры и не профессиональные менеджеры. Это люди, готовые вкладывать свои силы и труд в решение сложных общественных задач.
Отдельным пунктом хотелось бы выделить такую важную составляющую как информационная открытость организаций, сегодня у большинства НКО нет своего сайта визитки, очень малый охват их мероприятий в СМИ, отсутствует фирменный стиль, всё это сказывается на эффективности работы организации.
Для повышения уровня их профессиональной подготовки, усиления бренда некоммерческих организаций необходимо предоставлять комплексную поддержку их деятельности.
Реализация проекта "Ресурсный центр НКО" поможет удовлетворить потребность общественного сектора города в оказании им практической, теоретической и информационной помощи.
Перейти в другой раздел: